План-конспект урока по русскому языку (5 класс) Тема: «Как писать письмо». Тип урока: изучение нового материала. Дидактическая цель урока: образовательный компонент: теоретический аспект: познакомить учащихся с историей возникновения письма, его видами; определить особенности написания писем разных видов, закрепить ранее полученные знания о правописании безударной гласной в корне слова, рассмотреть, что называется обращением, особенности выделения обращений на письме и в речи; практический аспект: закрепить практические навыки правильного оформления письма и конверта, умения и навыки графического выделения орфограмм при проверке безударной гласной в корне слова, совершенствовать умения выделять обращение на письме и в речи, навыки грамотного письма, полученные в начальной школе, закрепить умения и навыки работы с интерактивной доской (использование инструментов: выбор, перо, ластик, маркер; выделение цветом, перемещение в корзину); развивающий компонент: развить память (зрительную, тактильную, произвольную и непроизвольную), мышление, умение анализировать, развить коммуникативные способности учащихся, способствовать выразительности устной речи учащихся, развитию кругозора, развить умения различать стили речи, выражать приветствия, поздравления, свои мысли, чувства. воспитательный компонент: воспитать ответственность за результат своего труда, умение работать в коллективе; уважение к собеседнику, умение слушать; культуру речи и общения, привить такие нравственные качества, как аккуратность, прилежность, воспитывать интерес бережное отношение к родному языку, подвести к мысли о том, что внимательность и доброжелательность к другим людям можно проявлять не только в словах, тоне разговора, но и при написании писем. Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены. Н. Кузовлёва.
Ход урока:
1. Оргмомент (взаимоприветствие, целеполагание урока). Цель нашего урока: рассмотреть существующие виды письма, научиться правильно писать и оформлять письма (страница 2). Запишем в тетрадях дату и тему урока. 2. Актуализация опорных знаний: Запишите, пожалуйста, в тетрадь эпиграф урока (страница 3): Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены. Н. Кузовлёва. К словам эпиграфа мы обратимся немного позже.
Учащимся демонстрируются изображения камня, деревянной дощечки, глиняной пластины, пальмового листа, папируса, пергамента, бумаги (страница 4). - Что общего между этими, казалось бы, очень разными предметами? - Ученики высказывают свои предположения. На каменных, деревянных и глиняных пластинах, на пальмовых листах, папирусе, на вощёных дощечках, пергаменте и начиная с XV века - на бумаге писались и пишутся письма. Употребляемую в наше время форму письма (обычную), так же как и заклеенный конверт, начали использовать только в двадцатых годах девятнадцатого столетия в Англии. На доске записано слово письмо, учащиеся добавляют к нему свои ассоциации (страница 5). А кто-нибудь из вас писал письмо? Значит, вы знаете правила написания писем. Просмотр мультипликационного фильма «Как было написано первое письмо» (страница 6). Давайте обратимся к словарной статье слова письмо (толковый словарь С.И. Ожегова) (страница 7). ПИСЬМО – 1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. 2. Умение писать. 3. Та или иная система графических знаков для передачи, запечатления речи. 4. Манера художественного изображения. 3. Изучение материала: - теоретический материал по теме: – Практически каждый из живущих ныне на Земле людей владеет в той или иной степени эпистолярным жанром, так как он позволяет общаться на расстоянии с родственниками и друзьями. – Что такое эпистолярный жанр? (Эпистолярный жанр в широком понимании – это жанр письма. Само название этого жанра происходит от греческого слова epistole, что значит “письмо”.) – Но в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить, но скажите, вы любите получать письма от родных и близких? – Чтобы написать письмо, нужно выбирать время, сконцентрировать мысли на человеке, кому адресовано послание, изложить на бумаге свои философские мысли, фиксировать какие-то события. По прошествии времени, мы, перечитывая письмо, вспоминаем произошедшие события и заново переживаем чувства, связанные с ними. – А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Теплоты, душевности.) Ребята, как вы думаете, зачем пишут письма? Почему в наше время письма являются ценностью? Какие виды писем вы знаете? Перенесите в тетрадь материал со страницы (страница 8):
- первичное освоение материала: - Давайте составим алгоритм написания письма (ученики составляют алгоритм самостоятельно, записывают его на доске, а затем сверяют с образцом) (страница 9). Алгоритм написания письма (страница 10) 1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо. Здравствуйте… 2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания. 3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата. 4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания. Подпись. Дата. - применение ЗУН на практике: - Написать интересное письмо - настоящее искусство. Сегодня вы будете учиться писать письма личного характера, научитесь правильно заполнять конверт. Данная работа выполняется в парах. Алгоритм написания письма мы рассмотрели. Теперь каждая пара получает задание, слова - подсказки, правила заполнения конверта. Эту работу вы начнете в классе и закончите дома. - Из предложенных тем выберите любую для самостоятельной работы. Темы писем: «Письмо президенту», «Письмо моей семье», «Мой учитель», «Хочу рассказать тебе о своём родном крае», «Письмо маме», «Письмо другу» (страница 11). - Перед тем как приступить к работе, рассмотрим еще несколько важных моментов, которые пригодятся вам при написании письма. Правила заполнения конверта (страница 12). От кого: Сидорова И. П. Откуда: ул. Набережная, д. 45, кв. 8, г. Костанай Индекс: 000100 Кому: Петрову И. Н. Куда: ул. Пушкина, д. 65, г. Москва Индекс: 460010 При написании письма вы будете использовать обращение, рассмотрим, что это такое. Особенности оформления обращения на письме и в речи (страница 13): Обращение пишется с новой строки, включает в себя имя получателя или его фамилию. (На письме выделяется запятыми. В конце обращения ставится восклицательный знак или точка). Например: Здравствуй, дорогой друг! Задание: выберите предложения с обращением (выделите их), поясните постановку знаков препинания (страница 14). 1) Ветры, бури, ураганы, дуйте, что есть мочи! (С. Маршак). 2) Охотник шел берегом широкого озера. 3) Длинный овраг спускался к реке. 4) Мама, в эту корзину много золота войдет? (С. Маршак).
4. Обобщение и систематизация материала, изученного на уроке. - Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша – в городе. Однажды написал Ваня сестре письмо следующего содержания (страница 15). Здравствуй, Маша! В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса. - В ответ он получил такое письмо от Маши (страница 16): Ваня, здравствуй! Посылаю тебе твоё письмо обратно. Прочти его сам внимательнее и ответь мне на несколько вопросов. Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг? Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься? И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки? Ещё ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих чёрных? Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил? И ещё сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса? Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя учусь уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?
Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял. - Давайте, ребята, поможем Ване разобраться, в чём же его ошибки! (Учащиеся вставляют пропущенные буквы, затем выделяют ударную гласную в проверочном слове – страница 17,18). Здравствуй, Маша! В деревне хорошо. Я здесь буду разв_ваться, загорать и зак_люсь на солнце, поворачиваясь с б_чка на б_чок. Миша меня буд_т рыбу ловить рано утром. Хорошо пос_деть на берегу с удочкой. Я уже об_жал л_са. развиваться-развитие закалюсь-закалка бочок-бок будит-будить посидеть-сидя обежал-бег леса-лес
- А теперь рассмотрим, какие формулы вежливости можно использовать в заключение письма (на доске представлены 10 формул вежливости, 3 из них являются лишними, необходимо найти их и переместить в корзину, а остальные перетащить в предложенный список – страница 19). Далее учащиеся приступают к написанию письма (работа выполняется в парах и продолжается дома).
- Ребята, вновь обратимся к эпиграфу нашего урока (страница 20): Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены. Н. Кузовлёва. Объясните, почему люди должны обязательно писать письма? Я думаю, что теперь вы понимаете, почему «в наш громкий век» письмам нет цены. 5.Подведение итогов урока и инструктаж по Д/З. Домашнее задание (страница 21): Вам нужно закончить письмо, которое вы начали писать в классе, оформить его соответствующим образом, подписать конверт. На следующем уроке вы сдадите их на оценку, а желающие смогут прочитать свое письмо.