Суббота
27.04.2024
01:20
Категории раздела
Разработки учителей [173]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    Урок русского языка на тему "Как писать письмо"
    План-конспект урока по русскому языку (5 класс)
    Тема: «Как писать письмо».
    Тип урока: изучение нового материала.
    Дидактическая цель урока:
    образовательный компонент:
    теоретический аспект: познакомить учащихся с историей возникновения письма, его видами; определить особенности написания писем разных видов, закрепить ранее полученные знания о правописании безударной гласной в корне слова, рассмотреть, что называется обращением, особенности выделения обращений на письме и в речи;
    практический аспект: закрепить практические навыки правильного оформления письма и конверта, умения и навыки графического выделения орфограмм при проверке безударной гласной в корне слова, совершенствовать умения выделять обращение на письме и в речи, навыки грамотного письма, полученные в начальной школе, закрепить умения и навыки работы с интерактивной доской (использование инструментов: выбор, перо, ластик, маркер; выделение цветом, перемещение в корзину);
    развивающий компонент: развить память (зрительную, тактильную, произвольную и непроизвольную), мышление, умение анализировать, развить коммуникативные способности учащихся, способствовать выразительности устной речи учащихся, развитию кругозора, развить умения различать стили речи, выражать приветствия, поздравления, свои мысли, чувства.
    воспитательный компонент: воспитать ответственность за результат своего труда, умение работать в коллективе; уважение к собеседнику, умение слушать; культуру речи и общения, привить такие нравственные качества, как аккуратность, прилежность, воспитывать интерес бережное отношение к родному языку, подвести к мысли о том, что внимательность и доброжелательность к другим людям можно проявлять не только в словах, тоне разговора, но и при написании писем.
    Прошу тебя, пиши мне письма!
    В наш громкий век им нет цены.
    Н. Кузовлёва.

    Ход урока:

    1. Оргмомент (взаимоприветствие, целеполагание урока).
    Цель нашего урока: рассмотреть существующие виды письма, научиться правильно писать и оформлять письма (страница 2).
    Запишем в тетрадях дату и тему урока.
    2. Актуализация опорных знаний:
    Запишите, пожалуйста, в тетрадь эпиграф урока (страница 3): Прошу тебя, пиши мне письма!
    В наш громкий век им нет цены.
    Н. Кузовлёва.
    К словам эпиграфа мы обратимся немного позже.

    Учащимся демонстрируются изображения камня, деревянной дощечки, глиняной пластины, пальмового листа, папируса, пергамента, бумаги (страница 4).
    - Что общего между этими, казалось бы, очень разными предметами?
    - Ученики высказывают свои предположения.
    На каменных, деревянных и глиняных пластинах, на пальмовых листах, папирусе, на вощёных дощечках, пергаменте и начиная с XV века - на бумаге писались и пишутся письма. Употребляемую в наше время форму письма (обычную), так же как и заклеенный конверт, начали использовать только в двадцатых годах девятнадцатого столетия в Англии.
    На доске записано слово письмо, учащиеся добавляют к нему свои ассоциации (страница 5).
     А кто-нибудь из вас писал письмо?
     Значит, вы знаете правила написания писем.
    Просмотр мультипликационного фильма «Как было написано первое письмо» (страница 6).
    Давайте обратимся к словарной статье слова письмо (толковый словарь С.И. Ожегова) (страница 7).
    ПИСЬМО – 1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
    2. Умение писать.
    3. Та или иная система графических знаков для передачи, запечатления речи.
    4. Манера художественного изображения.
    3. Изучение материала:
    - теоретический материал по теме:
    – Практически каждый из живущих ныне на Земле людей владеет в той или иной степени эпистолярным жанром, так как он позволяет общаться на расстоянии с родственниками и друзьями.
    – Что такое эпистолярный жанр? (Эпистолярный жанр в широком понимании – это жанр письма. Само название этого жанра происходит от греческого слова epistole, что значит “письмо”.)
    – Но в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить, но скажите, вы любите получать письма от родных и близких?
    – Чтобы написать письмо, нужно выбирать время, сконцентрировать мысли на человеке, кому адресовано послание, изложить на бумаге свои философские мысли, фиксировать какие-то события. По прошествии времени, мы, перечитывая письмо, вспоминаем произошедшие события и заново переживаем чувства, связанные с ними.
    – А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Теплоты, душевности.)
    Ребята, как вы думаете, зачем пишут письма? Почему в наше время письма являются ценностью? Какие виды писем вы знаете?
    Перенесите в тетрадь материал со страницы (страница 8):

    - первичное освоение материала:
    - Давайте составим алгоритм написания письма (ученики составляют алгоритм самостоятельно, записывают его на доске, а затем сверяют с образцом) (страница 9).
    Алгоритм написания письма (страница 10)
    1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.
    Здравствуйте…
    2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
    3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
    4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
    Подпись. Дата.
    - применение ЗУН на практике:
    - Написать интересное письмо - настоящее искусство. Сегодня вы будете учиться писать письма личного характера, научитесь правильно заполнять конверт. Данная работа выполняется в парах. Алгоритм написания письма мы рассмотрели. Теперь каждая пара получает задание, слова - подсказки, правила заполнения конверта. Эту работу вы начнете в классе и закончите дома.
    - Из предложенных тем выберите любую для самостоятельной работы.
    Темы писем: «Письмо президенту», «Письмо моей семье», «Мой учитель», «Хочу рассказать тебе о своём родном крае», «Письмо маме», «Письмо другу» (страница 11).
    - Перед тем как приступить к работе, рассмотрим еще несколько важных моментов, которые пригодятся вам при написании письма.
    Правила заполнения конверта (страница 12).
    От кого: Сидорова И. П.
    Откуда: ул. Набережная, д. 45, кв. 8, г. Костанай
    Индекс: 000100
    Кому: Петрову И. Н.
    Куда: ул. Пушкина, д. 65, г. Москва
    Индекс: 460010
    При написании письма вы будете использовать обращение, рассмотрим, что это такое.
    Особенности оформления обращения на письме и в речи (страница 13):
    Обращение пишется с новой строки, включает в себя имя получателя или его фамилию. (На письме выделяется запятыми. В конце обращения ставится восклицательный знак или точка).
    Например: Здравствуй, дорогой друг!
    Задание: выберите предложения с обращением (выделите их), поясните постановку знаков препинания (страница 14).
    1) Ветры, бури, ураганы, дуйте, что есть мочи! (С. Маршак).
    2) Охотник шел берегом широкого озера.
    3) Длинный овраг спускался к реке.
    4) Мама, в эту корзину много золота войдет? (С. Маршак).

    4. Обобщение и систематизация материала, изученного на уроке.
    - Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша – в городе. Однажды написал Ваня сестре письмо следующего содержания (страница 15).
    Здравствуй, Маша!
    В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса.
    - В ответ он получил такое письмо от Маши (страница 16):
    Ваня, здравствуй!
    Посылаю тебе твоё письмо обратно. Прочти его сам внимательнее и ответь мне на несколько вопросов.
    Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг?
    Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься?
    И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки?
    Ещё ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих чёрных?
    Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил?
    И ещё сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса?
    Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя учусь уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?

    Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял.
    - Давайте, ребята, поможем Ване разобраться, в чём же его ошибки! (Учащиеся вставляют пропущенные буквы, затем выделяют ударную гласную в проверочном слове – страница 17,18).
    Здравствуй, Маша!
    В деревне хорошо. Я здесь буду разв_ваться, загорать и зак_люсь на солнце, поворачиваясь с б_чка на б_чок. Миша меня буд_т рыбу ловить рано утром. Хорошо пос_деть на берегу с удочкой. Я уже об_жал л_са.
    развиваться-развитие
    закалюсь-закалка
    бочок-бок
    будит-будить
    посидеть-сидя
    обежал-бег
    леса-лес

    - А теперь рассмотрим, какие формулы вежливости можно использовать в заключение письма (на доске представлены 10 формул вежливости, 3 из них являются лишними, необходимо найти их и переместить в корзину, а остальные перетащить в предложенный список – страница 19).
    Далее учащиеся приступают к написанию письма (работа выполняется в парах и продолжается дома).

    - Ребята, вновь обратимся к эпиграфу нашего урока (страница 20): Прошу тебя, пиши мне письма!
    В наш громкий век им нет цены.
    Н. Кузовлёва.
    Объясните, почему люди должны обязательно писать письма?
    Я думаю, что теперь вы понимаете, почему «в наш громкий век» письмам нет цены.
    5.Подведение итогов урока и инструктаж по Д/З.
    Домашнее задание (страница 21): Вам нужно закончить письмо, которое вы начали писать в классе, оформить его соответствующим образом, подписать конверт. На следующем уроке вы сдадите их на оценку, а желающие смогут прочитать свое письмо.
    Категория: Разработки учителей | Добавил: lapa (05.01.2014) | Автор: Валерия E
    Просмотров: 4249 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    2 Борлен  
    0
    Данный урок способствует формированию практических навыков, необходимых в жизни.

    1 Эльвирок  
    0
    В материале дано полное представление о письме и его оформлении.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]