Пятница
24.11.2017
13:55
Категории раздела
Разработки учителей [164]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 370
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    Урок русского языка в 7 классе "Деепричастие как особая форма глагола"
    Урок русского языка в 7 классе:

    Деепричастие как особая форма глагола
    /совершенствование знаний и способов деятельности/

    Цель: систематизировать знания учащихся о деепричастии; закрепить навыки по образованию деепричастий.
    Оборудование: карточки, на которых написаны буквы русского алфавита (в зависимости от количества учащихся в классе);
    карточки (два варианта) для всех учащихся с предложениями, где встречаются деепричастные обороты;
    таблички с устойчивыми оборотами, с деепричастиями.
    Ход урока
    1. Учитель говорит учащимся о целях урока, о предстоящей работе на уроке. Они получают карточки, на которых написана какая-либо буква.
    А
    Б В Г Д Ж З И
    На примере буквы А объяснить, что нужно образовать 5-6 деепричастий на полученную ими букву, например:
    А - ахая, агитируя, активизируя, адресовав, анатомируя, амнистируя и т.д.
    Для справки:
    Б - бормоча, бедствуя, болея, бродя, бросив, беседуя.
    В - вредничая, воркуя, входя/, выхватив, взвесив, возлюбя.
    Г - гадая, гремя, грабя, грохнувшись, гася, грызя.
    Можно использовать буквы К, Л, М, Н, О, П, Р, С, У, Х, Ш, Я. Учащиеся на листе фломастером обводят свою букву, записывают образованное ими деепричастия. Листы вешаются на доску. Те, кто не справился с заданием, получают помощь от одноклассников. Желающие помочь дописывают недостающие деепричастия. Все приступают к следующему этапу работы.
    2. Закрепление знаний об образовании деепричастий.
    Ученики выполняют разбор деепричастий по составу и словообразовательный разбор: определяют, от какой основы глагола образовано деепричастие. На доске записать образец, по этому образцу ученики работают над деепричастиями, которые сами образовали по буквам.
    Деепричастие настоящего времени несовершенного вида
    Рисуя; рисуя рисует (основа настоящего времени)
    Деепричастие прошедшего времени совершенного вида
    Нарисовав; нарисовав нарисовать (основа инфинитива, т.е. неопределенной формы глагола)
    Деепричастие прошедшего времени совершенного вида
    Пройдя; пройдя пройду (основа будущего времени)
    Задание ученики выполняют также на листках бумаги и сдают его на проверку тем ученикам, которые раньше справились с заданием, получив максимально высокую оценку у учителя.
    3. Задание выполняется у доски пятью учениками. Перед ними пять предложений с причастными оборотами. Ученики должны преобразовать их в деепричастные обороты.
    1. Грузинка, /державшая кувшин над головой/, узкой тропой сходила к берегу.
    2. Писатель, /увлёкшийся работой/, не заметил приближения ночи.
    3. Художник, /нарисовавший картину/, подарил её своему другу.
    4. Девочка, /играющая на пианино/, смотрит в нотную тетрадь.
    5. Композитор, /посвящающий оперу своему учителю или близкому человеку/, думает о её будущих исполнителях.
    Деепричастные обороты:
    1. /держа кувшин над головой/
    2. /увлёкшись работой/
    3. /нарисовав картину/
    4. /играя на пианино/
    5. /посвящая оперу своему учителю или близкому человеку/.
    Учащиеся знакомятся с перечнем глаголов, написанных на доске, составляют с ними предложения, образуя причастные обороты, а затем преобразуют их в деепричастные обороты по образцу предыдущего задания. Глаголы ученики выбирают по желанию. Грызть, радоваться, убрать, приказать, слепить (от слова «лепить»), утверждать, ожидать, распространить, рассказать, оставить, оставлять, сомневаться, предотвратить, прийти, вырастить, следить, оценить, растревожить, нести, истребить.
    4. Разминка «Узнай устойчивые выражения».
    Учитель показывает табличку с деепричастием, которое употребляется в устойчивых выражениях, поэтому не обособляется. Ученики называют вторую часть устойчивого оборота.
    Таблички

    сломя… спустя… не смыкая…

    не мудрствуя… сложа… скрепя…

    засучив… очертя… не помня…

    хлебавши… не покладая…
    Учащиеся договаривают: голову, рукава, глаз, лукаво, руки, сердце, рукава, голову, себя, не солоно, рук.
    Затем у доски ученики с помощью учителя или других учеников составляют текст, используя обороты с деепричастиями.
    5. Игра «распознай свою пару»
    Игровое действие – поиски своей пары. На табличке записаны глаголы (1). Нужно найти деепричастие, которое от него образовано в соответствие с видом глагола. Каждый ученик подходит к столу, берет табличку с глаголом или деепричастием, держит её впереди и начинает поиск своей пары.
    пригласить приглашать пригласив приглашая

    выхватить выхватывать выхватив выхватывая

    решить решать решив решая

    получить получать получив получая

    бросить бросать бросив бросая

    Учащиеся становятся в пары. Те, кто не справился с заданием или совершил ошибку, прибегают к помощи других учеников или учителя, объясняющих, по какому признаку нужно было найти свою пару.
    6. Учитель раздает два варианта карточек учащимся. На карточке – предложения с деепричастными оборотами. Нужно расставить знаки препинания.

    1 вариант
    1. Иду к дому не торопясь.
    2. Подумав я решил остаться у брата.
    3. В полночь хлопнула кухонная дверь и громко топая и громко разговаривая вошли Лиза и Марфуша. (Л.Толстой).
    4. Хорь присел на скамью и преспокойно поглаживая свою курчавую бороду вступил со мной в разговор. (И.Тургенев).
    5. Мальчик слушал затаив дыхание. 2 вариант
    1. Молча мы собирали разбросанные игрушки.
    2. Смеясь он дерзко презирал земли чужой язык и нравы. (М.Лермонтов).
    3. Каштанка вскочив присела на все четыре лапы и притягивая к коту морду залилась громким лаем. (А.Чехов).
    4. Лошадь круто остановилась у самого костра, и уцепившись за гриву проворно спрыгнул с неё Павлуша. (И.Тургенев).
    5. Дети разговаривали стоя.

    Ответы
    1 вариант
    1. Иду к дому не торопясь.
    2. Подумав, я решил остаться у брата.
    3. В полночь хлопнула кухонная дверь и, громко топая и громко разговаривая, вошли Лиза и Марфуша. (Л.Толстой).
    4. Хорь присел на скамью и, преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, вступил со мной в разговор. (И.Тургенев).
    5. Мальчик слушал затаив дыхание. 2 вариант
    1. Молча мы собирали разбросанные игрушки.
    2. Смеясь, он дерзко презирал земли чужой язык и нравы. (М.Лермонтов).
    3. Каштанка, вскочив, присела на все четыре лапы и, притягивая к коту морду, залилась громким лаем. (А.Чехов).
    4. Лошадь круто остановилась у самого костра, и, уцепившись за гриву, проворно спрыгнул с неё Павлуша. (И.Тургенев).
    5. Дети разговаривали стоя.

    Проверить задание.
    7. Итоги урока (по плану):
    1. Определение деепричастия как особой формы глагола.
    2. Глагольные признаки деепричастия и признаки наречия.
    3. Образование деепричастия, их суффиксы.
    4. Случаи обособления и необособления деепричастия и деепричастных оборотов.
    5. Случаи перехода деепричастия в наречии, отличие деепричастия от наречия.

    Садвакасова Б.А.
    учитель русского языка и литературы
    КГУ «Больше-Владимировская средняя школа»
    Бескарагайского района ВКО
    Категория: Разработки учителей | Добавил: argynboras (26.03.2014)
    Просмотров: 1304 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.0/1
    Всего комментариев: 3
    3  
    Очень интересный урок.Моменты урока возьму на заметку.Спасибо автору!

    2  
    Интересный урок! Спасибо.

    1  
    Хорошая разработка. Учитель использует разнообразные задания, которые понравятся детям, много игровых моментов, упражнений, направленных на развитие речи. Спасибо!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]