Суббота
22.07.2017
21:40
Категории раздела
Разработки учителей [162]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 367
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    урок русского языка в 7 классе на тему: Сложные слова ( с казахским языком обучения)
    Урок русского языка в 7 классе (с казахским языком обучения)
    Учитель русского языка и литературы Новокаменской средней школы
    Кызылжарского района, Северо-Казахстанской области
    Августинская Светлана Иосифовна

    Тема: Сложные слова
    Цели:
    Образовательные: сформировать у учащихся представление о сложных словах, умение правильно писать в таких словах соединительные гласные ; знакомить со способами образования сложных слов; расширять знания о составе слова.
    Развивающие: развитие речи учащихся, способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления и орфографической зоркости.
    Воспитательные: воспитывать интерес к языкознанию, аккуратность и прилежание.
    Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронная презентационная программа, презентация урока, выполненная средствами PowerPoint,
    Ход урока.
    1)Организационный момент.
    Стих про урок русского языка читает учитель.
    Рассказать секреты слова
    Я для вас всегда готова.
    Но на уроке будь готов
    Сам раскрыть секреты слов.
    Начинаем урок русского языка.

    2)Постановка проблемы.
    Найдите значения выражения: 1 слагаемое 29, второе слагаемое 5, найди сумму. (Ответ не дают)
    Я вижу у вас на лицах недоумение. Ведь у нас урок русского языка, а я прошу вас сложить два числа. Но это не спроста. Найдите сумму 29 и 5.
    34
    - Что мы складываем на уроке математики?
    Числа, части и получаем целое, величины, длины отрезков, ..
    - А что мы складываем в обычной жизни?
    Ручки и карандаши в пенал, книги и тетради на столе, вещи в чемодан…
    - А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте.
    Я приготовила для вас конверты. В них подсказки. Ими можно воспользоваться.
    В конвертах даны дифференцированные задания.

    1 конверт.
    [л*] + [э]
    ле +са
    ∩ ^
    Лес+ ник ٱ

    2 конверт.
    В , дров, не, лесу, нашёл.

    3 конверт.
    Игнат взял топор, запряг лошадь и отправился в лес.
    А жене дома посетовал, что в лесу дров не нашёл.
    В лесу лёг под куст отдохнуть да и проспал весь день.

    Коллективная проверка (с опорой на первый слайд)

    Из звуков мы складываем слоги: [л*] + [э] = [л*э]
    Из слогов слова: ле + са =леса
    Из частей слова слово: ∩ ^ ∩ ^
    лес + ник + ٱ лесник = ٱ
    Был только корень –лес-. Лес – это место, где растут деревья, кустарники и травы, живут птицы, звери, насекомые. Добавили суффикс –ник-. Образовалось новое слово. Лесник – лесной сторож.

    Из слов составили предложение. В + лесу + дров + не + нашёл.= В лесу дров не нашёл.
    Про какого человека так говорят?
    Так говорят про ленивого человека.

    Из предложений можно составить текст.
    Игнат взял топор, запряг лошадь и отправился в лес. В лесу лёг под куст отдохнуть да и проспал весь день. А жене дома посетовал, что в лесу дров не нашёл.
    Можно ли про Игната сказать: в лесу дров не нашёл?
    Так сказать можно. Игнат поленился нарубить деревьев в лесу.
    Как ещё говорят про ленивого?
    Лень впереди него родилась. Работать не горазд, а поесть – как раз. Двое пашут, а семеро руками машут. Люди жать, а мы на солнышке лежать. В лес идут, а на троих один топор берут. На печи по дрова поехал. Бьёт баклуши. Гонять лодыря.

    2)Активизация знаний.
    -Давайте вспомним при помощи чего могут образовываться новые слова?
    Какие части слова в этом участвуют? Приведите примеры.
    ( Бег – забег –беговая – бегун –бегать.)
    -Сегодня на уроке вы узнаете ещё один способ образования новых слов.
    3)Знакомство с новой темой.
    -Прочитайте стихотворение Е. Измайлова.
    Стихи весёлые читай,
    А для чего они – смекай!
    Жил да был на свете ПАР,
    С виду был он сед и стар,
    Но с кипящею водой
    Он плясал как молодой.
    Он из чайников струился,
    Над кастрюлями клубился,
    Никаких полезных дел
    Делать вовсе не умел.
    Жило – было слово ХОД
    В слове ВЫХОД, в слове ВХОД,
    В слове ХОДИКИ стучало,
    И в ПОХОДЕ вдаль шагало.
    Так и жили ПАР и ХОД.
    Жили врозь они, но вот
    Вместе их соединили –
    По воде они поплыли.
    Паром ходит ПАРОХОД,
    В паре ходят ПАР и ХОД.
    4)Беседа по прочитанному.
    -Какие слова жили отдельно?
    -В каких словах жило – было слово ход? (Выход, вход, ходики, поход.)
    Задание: выпишите эти слова и разберите их по составу. ( Один ученик комментирует запись слов и разбор их по составу.)
    - Как называются такие слова? (Однокоренные).
    - При помощи каких частей слова образовались новые слова от слова ход?
    - Что произошло со словами ПАР и ХОД? ( Их соединили.)
    - Какое слово получилось? (Пароход.) На экране высвечиваются слова и картинка с изображением парохода).
    5) Проблемная ситуация.
    - Запишите это слово в тетрадь и попробуйте разобрать его по составу. (Выслушиваются варианты детей.)
    - Сколько корней в этом слове ? (Два). Какие?
    - Сколько основ в этом слове? ( Две.)
    - Какая буква соединяет эти два корня (основы)? (Гласная -О).
    - Как эту гласную можно назвать, если она соединяет корни? (Соединительная).
    - Объясните значение этого слова. (Судно с паровым двигателем.)
    - Такие слова, как пароход называются сложными.
    Открывается название темы на доске).(слайд № )
    - Давайте ещё раз проговорим:
    Слово пароход– сложное.
    Оно состоит из 2-х основ. Основы равны корню.
    Соединительная гласная О.
    Вывешиваю на доску алгоритм ответа учеников:
    1.Слово -…
    2.Оно состоит из…
    3.Соединительная гласная…
    6) Игровой момент.
    - Ребята, предлагаю потренироваться в образовании сложных слов.
    *Жили – были слова НОС и РОГ.
    - Когда их соединили, какое слово получилось? (Носорог). На экране высвечивается картинка с этим животным.
    - С помощью чего соединили эти слова ? (С помощью гласной буквы о.)
    -Запишите это слово в тетрадь, разберите его по составу. ( Вызываю ученика к доске.)
    - Что означает слово НОСОРОГ ? (Крупное травоядное млекопитающее животное южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.)
    - Почему это животное так назвали? (Выслушиваются ответы детей).
    *Жили- были слова ПТИЦА и ФАБРИКА.
    - Когда их соединили, что получилось? (ПТИЦЕФАБРИКА.) На экране высвечивается картинка.)
    - С помощью какой гласной соединили эти слова? (С помощью гласной –Е).
    Задание: запишите слово в тетрадь и разберите по составу. ( Вызываю ученика к доске.)
    -Что интересного заметили в образовании этого слова? (Окончание в слове ПТИЦА исчезло, вместо него появилась соединительная гласная –Е.)
    - Сделаем вывод: какие слова называются сложными?
    -Слова, которые состоят из нескольких корней. В этих словах корни соединяются гласными буквами О или Е.
    - А почему в одних случаях в сложных словах пишется соединительная гласная о, а в других е?
    -Произнесите эти слова. На какой согласный звук оканчивается первый корень?
    Пылесос - [л] Самолет - [м]
    Камнепад - [н] Носорог - [г]
    Вывод: гласная о пишется после твердого согласного, гласная е – после мягкого согласного (сл. гл. о и е – орфогр.)
    Запомните: После букв ж и ш пишется е пешеход.
    После мягких, шипящих и Ц
    В сложных словах пусть будет Е.
    А после твердых пусть будет О –
    Не перепутает их никто!
    Кто? Кто? Кто?
    - Ответьте одним сложным словом.
    1 .Кто ловит птиц?
    2.Кто варит сталь?
    З.Кто разводит пчёл?
    4.Кто варит кашу?
    5. Кто рубит лес?

    VII.Упражнения в правописании сложных слов.
    А сейчас вы все поработаете конструкторами. Сконструируйте слова из двух корней..
    Сено кол сок молоть
    Рыба ход земля мешать
    Лёд косилка мясо выжимать
    Везде лов бетон трясти
    Масло вод мышь рубить
    Сад завод кофе ловить
    Учитель: Проверим, что у вас получилось. (слайд № )
    -Продолжим учиться записывать сложные слова и разбирать их по составу.
    -Я буду загадывать вам загадки, вы будете их отгадывать и слова- отгадки записывать в тетрадь, и разбирать их по составу.
    9) Загадки.
    1) 1.Пыль увижу – заворчу, заворчу и проглочу. (Пылесос).
    2.Он в безбрежном океане, туч касается крылом.
    Развернется над лучами –
    Отливает серебром. (Самолет).

    3.Кто один имеет рог? Отгадайте! (Носорог).

    4.Кубарем с горы скатился,
    И за что-то зацепился,
    И забрал с собой друзей –
    Сразу несколько камней.
    Все посыпались как град –
    Что же это? (Камнепад).

    -Запишите отгадки.
    2) - Сравните слова – отгадки.
    - Из скольких частей (корней) состоят слова? Как называются такие слова?
    -На какую часть в слове падает ударение? (На вторую.)

    10) Работа в парах.
    Задание на карточке: Замените данные словосочетания одним словом. Запишите слова, разберите их по составу.
    Образец: рубить мясо – мясорубка.
    1.Резать овощи - ……………..
    2.Варить кофе - ……………..
    3.Ловить мышей -……………
    4.Любитель книг - ……………
    5.Ходит по луне - ……………..
    Проверка. (Дети зачитывают получившиеся слова: овощерезка, кофеварка, мышеловка, книголюб, луноход.)
    Работа в группах:
    – Повторим правила работы в группе (на доске вывешиваются правила работы в группах):
    1. Работать дружно, не ссорясь, подготовить отвечающего.
    2. Общаться надо вполголоса, по сигналу об окончании работы в группе – обсуждение прекратить.
    3. Отвечать чётко, лаконично.
    4. Члены группы могут дополнить ответ.
    1-я гр. «Разведчики» – Выпиши сложные слова из текста:
    Раздвигая носом воды, ходят
    Ходят в море пароходы.
    А над ними звездолёт
    К Марсу свой направил ход.
    Самолеты, вертолеты
    Совершают перелеты.
    А веселый пешеход
    Отправляется в поход.
    2-я гр. «Аналитики» – Догадайтесь, о чем идет речь:
    • электроприбор для уборки квартиры;
    • на нем мы летаем в отпуск;
    • эта машина легко ходит по снегу;
    • он выращивает цветы;
    • этот человек выращивает овощи.
    – Проверка выполненной работы в группах.
    7. Подведение итогов.
    Учитель: А итогом нашего урока будет решение теста.
    Тест “Верные и неверные высказывания”.
    Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – ставьте в клеточку “+”, не согласны “-”
    1. Сложные слова – это все длинные слова.
    2. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную –О-.
    3. После букв – Ж – и – Ш – пишется – О-.
    4. В словах садовод, водолаз – соединительная гласная –О-.
    5. Ударение в сложных словах падает на первую половинку слов.
    Проверка. (слайд № )
    1 2 3 4 5
    - + - + -
    Итог.
    - С написанием и образованием каких слов познакомились на уроке?
    - Как образуются сложные слова?
    - Понравился ли вам урок? Что было интересным для вас на уроке?
    - Кого можно отметить за активную работу на уроке?

    Домашнее задание: учить правило, упр.в дид.материале
    Творческое задание: придумать свои сложные слова и записать их на листочек.
    Оценки за урок.

    Приложения к уроку.

    1. Конверты с дифференцированными заданиями.

    1 конверт.

    [л*] [э]
    ле са
    ∩ ^
    лес ник

    2 конверт.

    В лесу дров не нашёл.

    3 конверт.

    Игнат взял топор, запряг лошадь и отправился в лес.
    А жене дома посетовал, что в лесу дров не нашёл.
    В лесу лёг под куст отдохнуть да и проспал весь день.

    .

    4.Лист- конспект для детей.

    Тема урока. _________________________________

    Запиши слова в два столбика.

    ___________________________ _____________________________

    ___________________________ _____________________________

    ___________________________ _____________________________

    ___________________________ _____________________________

    ___________________________ _____________________________

    ___________________________ _____________________________

    ___________________________ _____________________________

    ___________________________ _____________________________

    пеший ловить
    птица ходить
    вертеть ходить
    пар летать
    труба ловить
    рыба чистить
    снег косить
    сено падать

    *** Составь предложение про снегопад.

    ________________________________________________________________________________

    Выпиши сложные слова: снегоход, снеговик, снеговой, снежок.

    ________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________

    ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

    1. Работать дружно, не ссорясь, подготовить отвечающего.

    2. Общаться надо вполголоса, по сигналу об окончании работы в группе – обсуждение прекратить.

    3. Отвечать чётко, лаконично.

    4.Члены группы могут дополнить ответ.

    1-я гр. «Разведчики» – Выпиши сложные слова из текста:
    Раздвигая носом воды, ходят
    Ходят в море пароходы.
    А над ними звездолёт
    К Марсу свой направил ход.
    Самолеты, вертолеты
    Совершают перелеты.
    А веселый пешеход
    Отправляется в поход.

    2-я гр. «Аналитики» – Догадайтесь, о чем идет речь:
    • электроприбор для уборки квартиры;
    • на нем мы летаем в отпуск;
    • эта машина легко ходит по снегу;
    • он выращивает цветы;
    • этот человек выращивает овощи.
    Категория: Разработки учителей | Добавил: avgsvetlana (04.11.2016) | Автор: Августинская Светлана Иосифовна E
    Просмотров: 82 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/1
    Всего комментариев: 1
    1  
    Спасибо за разработку урока! Очень интересно!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]