Четверг
25.04.2024
16:54
Категории раздела
Разработки учителей [173]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    Урок русского языка в 9 классе Тема: ССЦ и абзац
    Тема: ССЦ и абзац
    Цели:
    - Дать понятие о ССЦ;
    - Учить находить разницу и сходство между ССЦ и абзацем;
    Результат обучения:
    - Сформируют понятие о ССЦ;
    - Выяснят отличие ССЦ от абзаца через составление диаграммы Венна;
    - Составят вопросы высокого порядка, используя критическое мышление;
    Формы работы:
    Мозговой штурм; критическое мышление; стратегия Светофор; исследование; групповая работа на этапе составления кластера и диаграммы Венна.
    Оценивание:
    Формативное оценивание учителем на этапе наблюдения, итоговой оценки, листы оценивания в группе, кластера и диаграммы.
    Ресурсы: учебник, ИКТ, ватманы, фломастеры, раздаточный материал.
    Ход урока:
    1. Оргмомент. Сообщение темы.
    2. Мозговой штурм.
    - Перед вами тема нашего урока. Что вы можете сказать по тому, что обозначает слово ССЦ?
    Ответы учащихся учитель записывает на доске.
    - Тема звучит так: «ССЦ и абзац». Как связан абзац и ССЦ?
    - Что такое абзац? Каковы признаки абзаца?
    - Может ли абзац быть текстом? Почему?
    3. Работа с абзацем.
    - Предлагаю вам прочитать эти предложения.
    Ночь была августовская, звездная, но темная. Оттого, что раньше я никогда в жизни не находился при такой исключительной обстановке, в какую попал случайно теперь, эта звездная ночь казалась мне глухой, неприветливой и темнее, чем она была на самом деле. // Я был на линии железной дороги, которая еще только строилась. Высокая, наполовину готовая насыпь, кучи песку, глины и щебня, бараки, ямы, разбросанные кое-где тачки, плоские возвышения над землянками, в которых жили рабочие, - весь этот ералаш, выкрашенный потемками в один цвет, придавал земле какую-то странную, дикую физиономию, напоминавшую о временах хаоса. Во всём, что лежало передо мной, было до того мало порядка, что среди безобразно изрытой, ни на что не похожей земли как-то странно было видеть силуэты людей и стройные телеграфные столбы, те и другие портили ансамбль картины и казались не от мира сего. // Было тихо, и только слышалось, как над нашими головами, где-то очень высоко, телеграф гудел свою скучную песню (Ч.).
    Подумайте и ответьте на вопросы:
    - Почему эти предложения являются абзацем?
    -Что связывает эти предложения?
    - Можно ли выделить в этом абзаце предложения, которые говорят о разном?
    Объедините эти предложения по темам. Сколько частей получилось?
    Учитель подводит учащихся к понятию «ССЦ».
    Под сложным синтаксическим целым понимается синтаксическая единица, большая, чем предложение. Это наиболее крупная единица синтаксиса, представляющая собой структурно-смысловое единство. Сложное синтаксическое целое обнаруживается в связном тексте. Это сочетание нескольких предложений, характеризующееся относительной завершенностью темы (микротемы ), смысловой и синтаксической спаянностью компонентов.
    Абзац и сложное синтаксическое целое являются единицами разных уровней членения, так как основания их организации различны (абзац не имеет особого синтаксического оформления в отличие от сложного синтаксического целого), однако это единицы перекрещивающиеся, функционально соприкасающиеся, поскольку обе они играют семантико-стилистическую роль. Именно поэтому абзац и сложное синтаксическое целое могут в своих частных проявлениях совпадать, соответствовать друг другу. Например: Дождь в течение всего лета шел некрупный и теплый. Сначала люди остерегались его, сидели дома, а потом началась нормальная жизнь под дождём, как если бы его и не было. Люди в этом случае действовали подобно курам, ибо существует точная примета предсказания длительности дождя: если во время дождя куры прячутся в укрытие - значит дождь скоро перестанет. Если куры, как ни в чем не бывало бродят по улице, по дороге, по зеленым лужайкам - значит дождь зарядил надолго, по всей вероятности на несколько дней (Сол.);

    Границы абзаца и сложного синтаксического целого могут и не совпадать: в абзац может быть вынесено одно предложение, а сложное синтаксическое целое - это, как минимум, два или более предложения; в одном абзаце может быть два и более сложных синтаксических целых, когда отдельные микротемы связываются друг с другом.
    4. Работа с текстом. Упр.441 по учебнику
    - Спишите тот абзац, в котором объединен абзац с ССЦ. Докажите, что в нем присутствует ССЦ.
    5. Работа в группах. Составление кластера «ССЦ», «Абзац».
    - Составьте диаграмму Венна. Найдите общие и отличительные черты абзаца и ССЦ.
    Выступление групп.
    6. Рефлексия. «Скажи три вещи»
    Ø Мы изучили сегодня
    Ø Мы справились хорошо
    Ø Группа справилась хорошо
    Ø Вы хотите узнать больше о
    7. Домашняя работа. Упр. 440
    Категория: Разработки учителей | Добавил: Лучшая (14.09.2014) | Автор: Сергеева Ирина E
    Просмотров: 5551 | Теги: 9 класс, русский язык | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]