Тема: ССЦ и абзац Цели: - Дать понятие о ССЦ; - Учить находить разницу и сходство между ССЦ и абзацем; Результат обучения: - Сформируют понятие о ССЦ; - Выяснят отличие ССЦ от абзаца через составление диаграммы Венна; - Составят вопросы высокого порядка, используя критическое мышление; Формы работы: Мозговой штурм; критическое мышление; стратегия Светофор; исследование; групповая работа на этапе составления кластера и диаграммы Венна. Оценивание: Формативное оценивание учителем на этапе наблюдения, итоговой оценки, листы оценивания в группе, кластера и диаграммы. Ресурсы: учебник, ИКТ, ватманы, фломастеры, раздаточный материал. Ход урока: 1. Оргмомент. Сообщение темы. 2. Мозговой штурм. - Перед вами тема нашего урока. Что вы можете сказать по тому, что обозначает слово ССЦ? Ответы учащихся учитель записывает на доске. - Тема звучит так: «ССЦ и абзац». Как связан абзац и ССЦ? - Что такое абзац? Каковы признаки абзаца? - Может ли абзац быть текстом? Почему? 3. Работа с абзацем. - Предлагаю вам прочитать эти предложения. Ночь была августовская, звездная, но темная. Оттого, что раньше я никогда в жизни не находился при такой исключительной обстановке, в какую попал случайно теперь, эта звездная ночь казалась мне глухой, неприветливой и темнее, чем она была на самом деле. // Я был на линии железной дороги, которая еще только строилась. Высокая, наполовину готовая насыпь, кучи песку, глины и щебня, бараки, ямы, разбросанные кое-где тачки, плоские возвышения над землянками, в которых жили рабочие, - весь этот ералаш, выкрашенный потемками в один цвет, придавал земле какую-то странную, дикую физиономию, напоминавшую о временах хаоса. Во всём, что лежало передо мной, было до того мало порядка, что среди безобразно изрытой, ни на что не похожей земли как-то странно было видеть силуэты людей и стройные телеграфные столбы, те и другие портили ансамбль картины и казались не от мира сего. // Было тихо, и только слышалось, как над нашими головами, где-то очень высоко, телеграф гудел свою скучную песню (Ч.). Подумайте и ответьте на вопросы: - Почему эти предложения являются абзацем? -Что связывает эти предложения? - Можно ли выделить в этом абзаце предложения, которые говорят о разном? Объедините эти предложения по темам. Сколько частей получилось? Учитель подводит учащихся к понятию «ССЦ». Под сложным синтаксическим целым понимается синтаксическая единица, большая, чем предложение. Это наиболее крупная единица синтаксиса, представляющая собой структурно-смысловое единство. Сложное синтаксическое целое обнаруживается в связном тексте. Это сочетание нескольких предложений, характеризующееся относительной завершенностью темы (микротемы ), смысловой и синтаксической спаянностью компонентов. Абзац и сложное синтаксическое целое являются единицами разных уровней членения, так как основания их организации различны (абзац не имеет особого синтаксического оформления в отличие от сложного синтаксического целого), однако это единицы перекрещивающиеся, функционально соприкасающиеся, поскольку обе они играют семантико-стилистическую роль. Именно поэтому абзац и сложное синтаксическое целое могут в своих частных проявлениях совпадать, соответствовать друг другу. Например: Дождь в течение всего лета шел некрупный и теплый. Сначала люди остерегались его, сидели дома, а потом началась нормальная жизнь под дождём, как если бы его и не было. Люди в этом случае действовали подобно курам, ибо существует точная примета предсказания длительности дождя: если во время дождя куры прячутся в укрытие - значит дождь скоро перестанет. Если куры, как ни в чем не бывало бродят по улице, по дороге, по зеленым лужайкам - значит дождь зарядил надолго, по всей вероятности на несколько дней (Сол.);
Границы абзаца и сложного синтаксического целого могут и не совпадать: в абзац может быть вынесено одно предложение, а сложное синтаксическое целое - это, как минимум, два или более предложения; в одном абзаце может быть два и более сложных синтаксических целых, когда отдельные микротемы связываются друг с другом. 4. Работа с текстом. Упр.441 по учебнику - Спишите тот абзац, в котором объединен абзац с ССЦ. Докажите, что в нем присутствует ССЦ. 5. Работа в группах. Составление кластера «ССЦ», «Абзац». - Составьте диаграмму Венна. Найдите общие и отличительные черты абзаца и ССЦ. Выступление групп. 6. Рефлексия. «Скажи три вещи» Ø Мы изучили сегодня Ø Мы справились хорошо Ø Группа справилась хорошо Ø Вы хотите узнать больше о 7. Домашняя работа. Упр. 440