Тема: «В гостях у сказки».
Тип урока: Обобщающий урок по теме «Лексика» (5 класс с казахским языком обучения)
А.А.Дэр учитель русского языка и литературы Макинской средней школы Енбекшильдерского района Акмолинской области.
Форма: Путешествие в сказку
Цель: Повторить изученное по теме «Лексика»; закрепить умения учащихся распознавать лексические термины; умения подбирать примеры; развивать разговорную речь учащихся, внимание, память, обогащать словарный запас языка учащихся, интерес к русскому языку; воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову. Методы : комбинированный, игровой. Оборудование: Слайдовая презентация, картонный теремок, карточки (однозначные и многозначные слова, слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы). Мяч, выставка словарей, музыка для физминутки, аудиозапись сказки «Теремок».
Ход урока. I. Организационный момент. 1.Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие, в сказку, где как и полагается героям, нам нужно пройти через различные испытания. А помогут нам их преодолеть не волшебники, а наши прочные знания, полученные на уроках по теме: «Лексика». Ертегіге кош келдіңіздер! Звучит музыкальное вступление к сказке «Теремок», аудиозапись: В чистом поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка: Крыльев нет, А быстро летают, Их если выпустишь — Уже не поймаешь. Что это? (Слова) Учитель: Конечно, в нашем теремке живут слова. Как называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка? (Лексика). Для чего служат слова? - О чем же у нас сегодня пойдет речь на уроке? II. Путешествие в сказку. 1) Лексическая разминка. Начнём мы урок с разминки. Вы помните, какие жители, кроме лягушки жили в теремке? Про одного из жителей теремка мы разучим с вами скороговорку: Мышь в углу прогрызла норку, Тащит в норку хлеба корку. Сначала проговариваем медленно, потом быстрее. Проговорить должен каждый ученик. - Каждое слово обязательно что-то обозначает, т.е. имеет свое лексическое значение. Объясните значение слов: норка, корка. Составьте словосочетания с каждым из этих слов.(устно) Учитель: Ребята, давайте посмотрим, какие жильцы населяют наш теремок. А в нашем теремке живут очень дружно слова, хотя и в разных квартирах. Заглянем в квартиру № 1. В ней живут слова, близкие по значению, они обозначают одни и те же понятия. Что это за слова? 2) СИНОНИМЫ (повесить табличку на доску). Учитель: Одного жильца зовут Смелый. - А как зовут других членов семьи? Запишите, (отважный, храбрый, бесстрашный, мужественный). - А есть ли синонимы в казахском языке? Приведите примеры: дос – досжар (тамыр), жолдас (товарищ), жұмыс, еңбек, іс (дело) Задание №1. Подберите синонимы к следующим словам, чтобы признак был выражен сильнее (на доске записаны слова): Большой -… (огромный) теплый -…(горячий) Влажный -… (мокрый) хороший -…(замечательный) Прохладный -…(холодный) известный -...(знаменитый) Задание№2. Отредактируйте текст, используя синонимы. «После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать. 3) Молодцы, ребята. А теперь давайте посмотрим, кто живёт в следующей квартире. Жильцов квартиры №2. Застать сумели мы едва. Они стояли у порога, Уже готовые в дорогу. - Учитель: Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один грустный, другой веселый. - АНТОНИМЫ (повесить табличку на доску). - Учитель: Что же такое антонимы? Задание №1. Жильцы не случайно собрались в дорогу, им нужна помощь. Они получили письмо от любимого дедушки, да вот незадача: половина его оказалась сплошным чернильным пятном. Помогите прочитать им письмо: «Дорогие внучата! Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных и грубых. Мне хочется, чтобы выросли вы людьми смелыми…». (дети дополняют: щедрыми, трудолюбивыми, сильными, умными, честными, образованными, волевыми). Теперь немножко поиграем. Задание №2 .Игра «Подскажи словечко» Бросаю мяч, называю слово, вы должны ответить, назвав антоним. Весёлый - грустный, устный – письменный, встречать-провожать, ранний – поздний, мало - много, весна-осень, старый - молодой, лёгкий- тяжёлый. А теперь на казахском языке: күн – түн, қара-ақ, қатты-жүмсақ, аз - көп, соғыс- әлем(бейбітшелік), қызықты-қоуықсыз. Молодцы!Өте жақсы! Учитель: Все квартиры на первом этаже заняты, А прежде, чем на второй этаж подняться, Нужно физминуткой заняться. Физкультминутка (музыкальная)
4) Учитель: А теперь, ребята, поднимаемся на второй этаж, узнаем, кто здесь живет? Какие же слова живут в квартире № 3? - Кто вы? - Мы лисички, дружные сестрички. -Ну, а вы-то кто же? - Мы лисички тоже. -Как, с одной- то лапкой? -Нет, еще со шляпкой. Учитель: Так кто же живет в квартире №4? (многозначные слова. Повесить очередную табличку) Задание №1. Какое многозначное слово вам встретилось? (шляпка). -Какие же значения есть у слова «шляпка»? (шляпка гриба и шляпка девочки). - Что их объединяет? (верх чего- либо). -А почему у гриба верх называется «шляпкой»? (круглая форма) - Какой омоним встречается в этой загадке? (лисички) Задание №2. Объясните значение многозначных слов в каждом словосочетании: Хвост кошки (часть тела кошки) Хвост самолёта (задняя часть) Хвост скорого поезда (последнюю часть – вагон) Стоял в хвосте очереди (самый последний). 5) Учитель: А теперь узнаем, какие же слова живут в квартире №4? Там идет заседание общества любителей образного слова. Собрались здесь слова, которые «умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать»(Я. Козловский) - Учитель: Какие слова могут такое? - Слова с переносным значением (повесить карточку на доску). Учитель: Прочитайте стихотворение и найдите слова с переносным значением: Усталое солнце по небу гуляет. Ленивая туча над лесом скучает. На сонной березе щебечут синицы. Спит ветер игривый средь поля пшеницы. - Для чего автор использует слова с переносным значением? (описать природу как живую). - Как называется художественное средство? (олицетворение) 6) Учитель: А под самой крышей теремка находится мансарда. - Что это такое? Где мы можем посмотреть, что означает слово. Давайте узнаем из толкового словаря. (Учащиеся работают с толковыми словарями). Мансарда - это жилое помещение на чердаке под самой крышей. Возглавляет всю семью слов сама госпожа ЛЕКСИКА. Она хочет проверить ваш словарный запас и вашу смекалку. Мини-викторина про лягушку - квакушку Лягушке нравятся слова, В которых есть три буквы - КВА. - Я предлагаю вам вопросы, а вы должны ответить на них, используя слова, в которых есть эти три буквы КВА. 1. В каком жилище мечтает жить лягушка? (В квартире) 2. Какую геометрическую фигуру предпочитает лягушка Квакушка? (Квадрат) 3. Какая у лягушки Квакушки любимая книжка? (Букварь) 4. Чем она любит рисовать? (Акварелью) 5. Какие овощи больше всего любит лягушка Квакушка? (Тыква, брюква) 6. Назовите любимые напитки лягушки Квакушки. (Квас и простокваша) 7. А какая её любимая ягода? (Клюква) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 III. Обобщение. Итак, ребята, назовите жильцов нашего теремка еще раз. Вот такие жильцы в нашем теремке. Но, конечно же, мы еще не ко всем сходили в гости, но обязательно это сделаем. IV. Рефлексия. Вы узнали о жильцах немало. А что запомнили? Проведем моментальный тест. Моментальный тест. (учащиеся получают карточки в виде таблицы, где каждый квадратик пронумерован. Учитель формулирует утверждение. Если дети согласны с утверждением, то закрашивают квадратик, если не согласны - оставляют квадратик пустым). 1. Лексика – это словарный состав языка. + 2.Слова, близкие по лексическому значению – это синонимы. + 3. Каждое слово имеет лексическое значение. + 4. Слова воин и боец - синонимы, + 5.Антонимы - это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению. - 6. Горе и радость – это синонимы.- 7. Слова бывают однозначные и многозначные. + 8. Лес улыбается. Глагол имеет переносное значение. + 9. Слово шляпа многозначное. + 10. Золотое сердце - прямое значение. - 11.Метель, вьюга, буран – это антонимы.- 12.Слово – это лексическая единица. + 13.Слова ложь и обман обозначают одно и то же. + 14. Сборник слов, обычно расположенных в алфавитном порядке - это словарь. + 15. Наша речь строится из слов и предложений. + А теперь поднимите свои карточки. У кого закрашенные квадраты превратились в фигуру, похожую на цифру 5, тот отлично усвоил наш урок. У кого не получилось пятерки, не расстраивайтесь. Это можно поправить. Серьёзнее учите уроки, и всё будет отлично!
V. Итог урока. -Вот и подошел к концу наш урок. Но это совсем не означает, что мы с вами закончили изучение «Лексики». Нет, мы еще вернемся к этому разделу в 6 классе, и хочется, чтобы вы сохранили полученные знания, ведь от этого во многом будут зависеть ваши успехи. VI. Домашнее задание. Напишите свою сказку о тех жильцах нашего теремка, которые вам больше всего понравились: о синонимах, антонимах, однозначных и многозначных словах.
|