Суббота
27.04.2024
00:34
Категории раздела
Разработки учителей [173]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    «В гостях у сказки». Обобщающий урок по теме «Лексика» (5 класс с каз
    Тема: «В гостях у сказки».

    Тип урока: Обобщающий урок по теме «Лексика»
    (5 класс с казахским языком обучения)

    А.А.Дэр учитель русского языка и литературы
    Макинской средней школы Енбекшильдерского района
    Акмолинской области.

    Форма: Путешествие в сказку

    Цель: Повторить изученное по теме «Лексика»;
    закрепить умения учащихся распознавать лексические термины;
    умения подбирать примеры;
    развивать разговорную речь учащихся, внимание, память, обогащать
    словарный запас языка учащихся, интерес к русскому языку;
    воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и
    внимательность к слову.
    Методы : комбинированный, игровой.
    Оборудование: Слайдовая презентация, картонный теремок, карточки
    (однозначные и многозначные слова, слова с прямым
    и переносным значением, синонимы, антонимы).
    Мяч, выставка словарей, музыка для физминутки, аудиозапись
    сказки «Теремок».

    Ход урока.
    I. Организационный момент.
    1.Вступительное слово учителя.
    Ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие, в сказку, где как и полагается героям, нам нужно пройти через различные испытания. А помогут нам их преодолеть не волшебники, а наши прочные знания, полученные на уроках по теме: «Лексика». Ертегіге кош келдіңіздер!
    Звучит музыкальное вступление к сказке «Теремок», аудиозапись:
    В чистом поле теремок, теремок.
    Он не низок, не высок, не высок.
    Кто, кто в теремочке живет?
    Кто, кто в невысоком живет?
    Ответить на этот вопрос вам поможет загадка: Крыльев нет,
    А быстро летают,
    Их если выпустишь —
    Уже не поймаешь.
    Что это? (Слова)
    Учитель: Конечно, в нашем теремке живут слова.
    Как называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка? (Лексика). Для чего служат слова?
    - О чем же у нас сегодня пойдет речь на уроке?
    II. Путешествие в сказку.
    1) Лексическая разминка.
    Начнём мы урок с разминки. Вы помните, какие жители, кроме лягушки жили в теремке?
    Про одного из жителей теремка мы разучим с вами скороговорку:
    Мышь в углу прогрызла норку,
    Тащит в норку хлеба корку.
    Сначала проговариваем медленно, потом быстрее. Проговорить должен каждый ученик.
    - Каждое слово обязательно что-то обозначает, т.е. имеет свое лексическое значение.
    Объясните значение слов: норка, корка. Составьте словосочетания с каждым из этих слов.(устно)
    Учитель: Ребята, давайте посмотрим, какие жильцы населяют наш теремок. А в нашем теремке живут очень дружно слова, хотя и в разных квартирах. Заглянем в квартиру № 1. В ней живут слова, близкие по значению, они обозначают одни и те же понятия. Что это за слова?
    2) СИНОНИМЫ (повесить табличку на доску).
    Учитель: Одного жильца зовут Смелый.
    - А как зовут других членов семьи? Запишите, (отважный, храбрый, бесстрашный, мужественный).
    - А есть ли синонимы в казахском языке? Приведите примеры:
    дос – досжар (тамыр), жолдас (товарищ), жұмыс, еңбек, іс (дело)
    Задание №1. Подберите синонимы к следующим словам, чтобы признак был выражен сильнее (на доске записаны слова):
    Большой -… (огромный) теплый -…(горячий)
    Влажный -… (мокрый) хороший -…(замечательный)
    Прохладный -…(холодный) известный -...(знаменитый)
    Задание№2.
    Отредактируйте текст, используя синонимы.
    «После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать.
    3) Молодцы, ребята. А теперь давайте посмотрим, кто живёт в следующей квартире.
    Жильцов квартиры №2.
    Застать сумели мы едва.
    Они стояли у порога,
    Уже готовые в дорогу.
    - Учитель: Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один грустный, другой веселый.
    - АНТОНИМЫ (повесить табличку на доску).
    - Учитель: Что же такое антонимы?
    Задание №1. Жильцы не случайно собрались в дорогу, им нужна помощь. Они получили письмо от любимого дедушки, да вот незадача: половина его оказалась сплошным чернильным пятном. Помогите прочитать им письмо:
    «Дорогие внучата! Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных и грубых. Мне хочется, чтобы выросли вы людьми смелыми…». (дети дополняют: щедрыми, трудолюбивыми, сильными, умными, честными, образованными, волевыми).
    Теперь немножко поиграем.
    Задание №2 .Игра «Подскажи словечко»
    Бросаю мяч, называю слово, вы должны ответить, назвав антоним.
    Весёлый - грустный, устный – письменный, встречать-провожать, ранний – поздний, мало - много, весна-осень, старый - молодой, лёгкий- тяжёлый.
    А теперь на казахском языке: күн – түн, қара-ақ, қатты-жүмсақ, аз - көп, соғыс- әлем(бейбітшелік), қызықты-қоуықсыз. Молодцы!Өте жақсы!
    Учитель: Все квартиры на первом этаже заняты,
    А прежде, чем на второй этаж подняться,
    Нужно физминуткой заняться.
    Физкультминутка (музыкальная)

    4) Учитель: А теперь, ребята, поднимаемся на второй этаж, узнаем, кто здесь живет? Какие же слова живут в квартире № 3?
    - Кто вы?
    - Мы лисички, дружные сестрички.
    -Ну, а вы-то кто же?
    - Мы лисички тоже.
    -Как, с одной- то лапкой?
    -Нет, еще со шляпкой.
    Учитель: Так кто же живет в квартире №4? (многозначные слова. Повесить очередную табличку)
    Задание №1. Какое многозначное слово вам встретилось? (шляпка).
    -Какие же значения есть у слова «шляпка»? (шляпка гриба и шляпка девочки).
    - Что их объединяет? (верх чего- либо).
    -А почему у гриба верх называется «шляпкой»? (круглая форма)
    - Какой омоним встречается в этой загадке? (лисички)
    Задание №2. Объясните значение многозначных слов в каждом словосочетании:
    Хвост кошки (часть тела кошки)
    Хвост самолёта (задняя часть)
    Хвост скорого поезда (последнюю часть – вагон)
    Стоял в хвосте очереди (самый последний).
    5) Учитель: А теперь узнаем, какие же слова живут в квартире №4?
    Там идет заседание общества любителей образного слова. Собрались здесь слова, которые «умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать»(Я. Козловский)
    - Учитель: Какие слова могут такое?
    - Слова с переносным значением (повесить карточку на доску).
    Учитель: Прочитайте стихотворение и найдите слова с переносным значением:
    Усталое солнце по небу гуляет.
    Ленивая туча над лесом скучает.
    На сонной березе щебечут синицы.
    Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
    - Для чего автор использует слова с переносным значением?
    (описать природу как живую).
    - Как называется художественное средство? (олицетворение)
    6) Учитель: А под самой крышей теремка находится мансарда.
    - Что это такое? Где мы можем посмотреть, что означает слово. Давайте узнаем из толкового словаря. (Учащиеся работают с толковыми словарями).
    Мансарда - это жилое помещение на чердаке под самой крышей.
    Возглавляет всю семью слов сама госпожа ЛЕКСИКА. Она хочет проверить ваш словарный запас и вашу смекалку.
    Мини-викторина про лягушку - квакушку
    Лягушке нравятся слова,
    В которых есть три буквы - КВА.
    - Я предлагаю вам вопросы, а вы должны ответить на них, используя слова, в которых есть эти три буквы КВА.
    1. В каком жилище мечтает жить лягушка? (В квартире)
    2. Какую геометрическую фигуру предпочитает лягушка Квакушка? (Квадрат)
    3. Какая у лягушки Квакушки любимая книжка? (Букварь)
    4. Чем она любит рисовать? (Акварелью)
    5. Какие овощи больше всего любит лягушка Квакушка? (Тыква, брюква)
    6. Назовите любимые напитки лягушки Квакушки. (Квас и простокваша)
    7. А какая её любимая ягода? (Клюква)
    1 2
    3
    4 5 6
    7 8 9
    10 11 12
    13 14
    15
    III. Обобщение.
    Итак, ребята, назовите жильцов нашего теремка еще раз.
    Вот такие жильцы в нашем теремке. Но, конечно же, мы еще не ко всем сходили в гости, но обязательно это сделаем.
    IV. Рефлексия.
    Вы узнали о жильцах немало. А что запомнили? Проведем моментальный тест.
    Моментальный тест. (учащиеся получают карточки в виде таблицы, где каждый квадратик пронумерован. Учитель формулирует утверждение. Если дети согласны с утверждением, то закрашивают квадратик, если не согласны - оставляют квадратик пустым).
    1. Лексика – это словарный состав языка. +
    2.Слова, близкие по лексическому значению – это синонимы. +
    3. Каждое слово имеет лексическое значение. +
    4. Слова воин и боец - синонимы, +
    5.Антонимы - это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению. -
    6. Горе и радость – это синонимы.-
    7. Слова бывают однозначные и многозначные. +
    8. Лес улыбается. Глагол имеет переносное значение. +
    9. Слово шляпа многозначное. +
    10. Золотое сердце - прямое значение. -
    11.Метель, вьюга, буран – это антонимы.-
    12.Слово – это лексическая единица. +
    13.Слова ложь и обман обозначают одно и то же. +
    14. Сборник слов, обычно расположенных в алфавитном порядке - это словарь. +
    15. Наша речь строится из слов и предложений. +
    А теперь поднимите свои карточки. У кого закрашенные квадраты превратились в фигуру, похожую на цифру 5, тот отлично усвоил наш урок. У кого не получилось пятерки, не расстраивайтесь. Это можно поправить. Серьёзнее учите уроки, и всё будет отлично!

    V. Итог урока.
    -Вот и подошел к концу наш урок. Но это совсем не означает, что мы с вами закончили изучение «Лексики». Нет, мы еще вернемся к этому разделу в 6 классе, и хочется, чтобы вы сохранили полученные знания, ведь от этого во многом будут зависеть ваши успехи.

    VI. Домашнее задание.
    Напишите свою сказку о тех жильцах нашего теремка, которые вам больше всего понравились: о синонимах, антонимах, однозначных и многозначных словах.
    Категория: Разработки учителей | Добавил: annader (10.03.2014) | Автор: Анна Дэр E
    Просмотров: 2378 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]