Викторина по русскому языку и литературному чтению «Знайка – отвечай-ка»
Викторина по русскому языку и литературному чтению «Знайка – отвечай-ка» Цель: Расширение и углубление знаний уч-ся по русскому языку и чтению; расширение кругозора; побуждение к познанию нового Развитие мышления, памяти, воображения, речи, сообразительности, интереса к чтению книг, к учебным занятиям, умения слушать друг друга
Ход занятия: 1.Организационный момент - Сегодня мы с вами собрались на занятие, которое имеет необычное название «Викторина». Кто может объяснить значение этого слова? (это игра в ответы на вопросы) 1 ученик Если хочешь строить мост, Наблюдать движенье звёзд, Управлять машиной в поле Иль вести машину ввысь – Хорошо работай в школе, Добросовестно учись!
2 ученик В школу ходим мы не зря - Без наук никак нельзя! В жизнь неграмотным войдёшь – За минуту пропадёшь.
3 ученик Чтоб ошибок избежать, Ум свой надо развивать. А в игре проверить можно Просто будет или сложно.
2.Викторина по русскому языку - За правильные ответы вы будете получать жетоны. В конце занятия подсчитаем их и узнаем, кто у нас Знайка.
Игра «Расшифруйте слова» - Измените порядок букв и узнайте слово: АРАМ АЖАБ ЛЁАК НГМО АЧЫС
- Отгадайте, какие слова здесь зашифрованы:
2 4 3 5 6 1 7 8 Л Б У Н И К К А (клубника)
3 5 1 7 4 2 6 Ж И Н Ы Н О Ц (ножницы)
6 5 2 3 4 7 8 1 Ч И Т А Р О К С (старичок)
- Поставьте буквы в алфавитном порядке и прочитайте слово: СМОТЫ (мосты) НЫБТИ (бинты) КИЖЁ (ёжик)
Игра «Озорные буквы» - Замените в словах один гласный звук, чтобы образовалось новое слово: ГАЛКА КОЛЕНО БЛИН ЦВЕТ ДУБ ИГРА ЛОЖЬ ВЕРА ОСЁЛ КОЛОС
Игра «Составьте букет» - Выберите цветы, в названиях которых есть мягкие согласные: РОЗА, ЛЮПИН, АСТРА, ВАСИЛЁК, ПИОН, МАК, ГВОЗДИКА, НАРЦИСС, ГЕОРГИН
Игра «Подумай» - Когда данный результат будет правильным, а когда нет?
Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.
Игра «Из букв – слово» - Соедините вписанные буквы по линиям. Какие слова получаются?
Игра «Слова-друзья» - Подберите к словам близкие по смыслу слова:
АЛФАВИТ (азбука) ОГОНЬ ( пламя) ЧИСТЫЙ (аккуратный) ПРЫГЫТЬ (скакать) БРОСАТЬ (кидать) КРАСНЫЙ (алый)
1.Без этого не играют в хоккей. 2.Этот в руке у Бабы-Яги 3.Этот пекут, как пекут пироги. 4.Этот не знает, что значит улыбка. 5.В этот молочко наливают кошке. 6.Этот с болота приносят в лукошке. 7. Этот искал Карабас Барабас.
Игра-головоломка «Три буквы О» - Подберите семь слов. Секрет головоломки в том, что у каждого слова по три буквы О.
О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О
( волосок, колобок, хоровод, носорог, потолок, молоток, порошок, колокол, холодок, колосок и др.) 3.Физкультминутка
4. Литературная викторина - Отгадайте загадку: Белое поле, Чёрное семя. Кто его сеет, Тот разумеет (книга) - Скажите, кто любит читать? - А что любите читать? - Сейчас проведём литературную викторину. Игра «Узнай сказку» - Назовите сказки, в которых есть эти предметы. (учитель показывает картинки с предметами) - А теперь узнайте сказку по сказочным героям: 1.Царь,три сына, стрела, болото, лягушка. («Царевна-лягушка») 2.Царь, три сына, сивка-бурка, царевна. («Сивка-бурка») 3.Царь, три сына, Иванушка, конёк-горбунок, царевна. («Конёк-горбунок») 4.Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея. («Золушка») 5.Злая мачеха, две дочери, Дед Мороз. («Морозко») Игра «Волшебные слова» - Вспомните, кто говорил такие волшебные слова: 1.По щучьему веленью, по моему хотенью. (Емеля. Рус.нар. сказка) 2.Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой! (Иванушка-дурачок. Рус. нар. сказка) 3.Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли – быть по моему вели. (Женя. В.Катаев «Цветик-семицветик») 4.Крекс, фекс, пекс. (Буратино. А.Толстой «Золотой ключик, или…») Игра «Удивительные превращения» - В кого превращались или были заколдованы: 1.Князь Гвидон (В комара, муху, шмеля) 2.Великан-людоед из сказки Ш.Перро «Кот в сапогах» (В льва, мышь) 3.Одиннадцать братьев-принцев из сказки Х.К.Андерсена (В лебедей) 4.Гадкий утёнок (В лебедя) 5.Петя Зубов, герой сказки Е.Шварца (В старика)
Игра «Трудный путь» - На чём или на ком совершили необыкновенное путешествие: 1. За мёдом Винни-Пух ( На воздушном шарике) 2.Из норы крота в тёплую страну Дюймовочка (На ласточке) 3. Вокруг света капитан Врунгель, Лом и Фукс (На яхте «Беда») 4.На юг лягушка-квакушка (На прутике, который держали две утки) 5. На крышу Малыш (На Карлсоне) Игра «С улыбкой» - Из каких литературных произведений взяты эти строки: 1. «И к нам вошёл какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша.» (В.Драгунский «Тайное становится явным») 2. «Вдруг шляпа поползла прямо к Вадику. Он как закричит: - Ай! – и прыг на диван». (Н.Носов «Живая шляпа») 3. «- Я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила». (Н.Носов «Фантазёры») 4. «Я остановился на лестнице и внятно сказал: - Никакие не «сыски». Никакие не «хыхки», а коротко и ясно: «фыфки!» (В.Драгунский «Заколдованная буква») Игра «Кто автор?» - Назовите автора этих строк: 1. - Свет мой, зеркальце скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? (А.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне…»)
2. Только уселась команда косая, Весь островочек попал под водой, - То-то, - сказал я, - не спорьте со мной! Слушайтесь, зайчики, деда Мазая! (Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы») 3. Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. (С.Есенин «Берёза»)
4.У Танюши дел немало, У Танюши много дел: Утром брату помогала, - Он с утра конфеты ел. (А.Барто «Помощница») Загадки.
5.Рефлексия. Подведение итогов. - Что понравилось в викторине по русскому языку? - Что понравилось в литературной викторине? - Давайте подсчитаем жетончики. Награждение медальками «Знайка»
Литература 1. И учёба, и игра: русский язык. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. – Ярославль: «Академия развития», 1997 2. Развитие речи детей. Новоторцева Н.В. - Ярославль: «Академия развития», 1997 3. Развитие логического мышления детей. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. - Ярославль: «Академия развития», 1997 4. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Калугин М.А., Новоторцева Н.В. - Ярославль: «Академия развития», 1997 5. Учимся играя. Волина В.В. – М.: Новая школа, 1994 6. Речь. Речь. Речь. Ладыженская Т.А. и др. – М.: Педагогика, 1990 7. Незнайка, Хоттабыч, Крлсон и все-все-все. – М.: Издательство АСТ, 1992 8. Чудесный короб. Науменко Г. – М.: Детская литература, 1998 9. Раз, два, три, четыре, пять, мы с тобой идём играть. – М.: Просвещение, 1995 10. Родничок. Книга для внеклассного чтения. 1 класс. – Тула: «Родничок»; М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999 11. Родничок. Книга для внеклассного чтения. 2 класс. – Тула: «Родничок»; М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999 12. Родничок. Книга для внеклассного чтения. 3 класс. – Тула: «Родничок»; М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999 13. Родничок. Книга для внеклассного чтения. 4 класс. – Тула: «Родничок»; М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999
Очень хороший и интересный урок - викторина по русскому языку и литературному чтению «Знайка – отвечай-ка» Цель урока достигнута. Учащиеся расширили и углубили знания по русскому языку и чтению, кругозор, интерес к познанию нового. Также урок способствовал развитию мышления, памяти, воображения, речи, сообразительности, интереса к чтению книг, к учебным занятиям, умения слушать друг друга. Учитель профессионально подошел к разработке урока.