ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЛЮДИ
Идут скоморохи по тусклым дорогам –
По главному шляху, по малой дороге,
Отвержены церковью, признаны Богом,
По русским дорогам идут скоморохи.
Что могут они? Потешать, скоморохи.
Что могут они? Рассмешить, скоморохи.
А могут ли что-то решить скоморохи?
Какие вопросы, в какие эпохи?
Навстречу – старуха с козой на аркане,
Навстречу – артель мужиков с топорами,
Навстречу боярин в брусничном кафтане.
А там уже – город горит куполами.
Войдут они в город. Осмотрятся – где бы
Устроить им игрища утречком рано,
Для красных петрушек поставить вертепы –
Поближе к базару, подальше от храма.
Как станут скакать и играть в балагане,
Посмотрит старуха с козой на аркане,
Посмотрят артельщики и горожане
И даже боярин в брусничном кафтане.
Забудет старуха невзгоды и беды.
Забудут холопы кабальные нети,
Забудет боярин войну и победы,
Когда затанцуют козлы и медведи.
Пусть к злобе и мести взывают пророки,
Пускай кулаки воздвигают над веком,
Народу надежду внушат скоморохи
И смехом его напитают, как млеком.
Воспрянут старуха с козой на аркане,
Торговые люди, стрельцы, лесорубы,
И даже боярин в брусничном кафтане.
И ангелы грянут в небесные трубы.
Давид Самойлов («Скоморохи»)
Итак, в Тюзе премьера – спектакль «Государственные люди», посвященный истории России. Задача была поставлена перед режиссером Владимиром Крыловым очень сложная, — сделать спектакль, посвященный государственности России.
Ни один юридический словарь не разъясняет смысла термина «государственность». Ведь это не просто понятие, а «некая безусловная составляющая нашей жизни, включающая в себя историческую, культурную, национальную, религиозную и другие компоненты».
Владимир Даль трактует в своём знаменитом словаре термин «государство» как царство, империя, королевство, земля, страна под управлением государя», а «государствованье — управление государством». Современный же толковый словарь русского языка объясняет непонятное через непонятное: «государственность — это государственный строй, государственная организация».
Поэтому Владимир Викторович, не мудрствуя лукаво, решил ставить спектакль не о государстве, а о государственных людях. Как он сам объясняет, его интерес и любовь вызывает не собственно государство, а люди, которые в нем живут. Особенно те, что внесли свой немалый вклад в становление государства. Понятно, и здесь выбор огромный. Понятно, не обойтись без основателя Российского государства Рюрика, хотя, изучая документы, видишь, что о реальном Рюрике-Соколе известно очень немногое. Его подробное жизнеописание составлено уже в гораздо поздний период…
В общем, было решено остановится лишь на некоторых исторических личностях – Михаиле Ломоносове, Иване Сусанине, Александре Пушкине, показать годы революции и Великую Отечественную, причем изобразить все это с помощью произведений наших самых талантливых писателей и поэтов, с помощью музыки и пластики… И отправиться в это путешествие на… телеге Времени – интересном изобретении художника Владимира Пономарева…
…Декораций на сцене практически нет – бросаются в глаза большая разноцветная телега, сундук, да заборы по краям сцены. Жанр – скоморошество, а скоморохи, как известно, были одновременно певцами, плясунами, музыкантами и авторами большинства исполнявшихся ими произведений. И говорили они как бы в шутку, а на самом деле, всерьез…
В спектакле занято всего пять актеров: Кристина Золочевская, Вячеслав Анисов, Андрей Пасаженников, Никита Коньшин, Алексей Новоселов. По ходу спектакля они перевоплощаются в своих героев, вернее, даже, не перевоплощаются, а рассказывают о них словами Пушкина и Рылеева, Дельвига и Кюхельбекера, Блока и Симонова…
Вячеслав Анисов, например, становится и Михаилом Ломоносовым и Иваном Сусаниным, и солдатом Великой Отечественной. Никита Коньшин – Вещим Олегом, а Алексей Новоселов – сначала конем, которого убил Олег, а потом гадюкой, которая вылезла из черепа коня и завершила славную карьеру князя – эту историю блестяще описал Александр Сергеевич Пушкин в своей «Песне о Вещем Олеге».
Но, как говорится в одной из популярных сегодня телепередач, пожалуйста, не принимайте все это всерьез… Все же на сцене – скоморохи. Здесь много музыки, песен, пластики… И – большие любовь и интерес к нашему великому соседу.
Если говорить об игре актеров, я бы выделила актрису Кристину Золочевскую, именно ей бы отвела ведущую роль. Кристина в спектакле – единственная женщина, как бы олицетворение российской женщины на все времена – от древнего Рюрика до Октябрьской революции и Великой Отечественной… Впрочем, Крылову и этого оказалась мало, и он, улыбаясь, дал ей еще роль… самого Александра Сергеевича Пушкина…
Кстати, Кристина в спектакле занималась пластикой, на мой взгляд, это вторая ее этой удачная работа в этом направлении в театре, так что актрису можно поздравить и с этой «новой ролью».
Показалась удачной и находка Виталия Воронова, который отвечал за музыкальное оформление спектакля. А так как авторам его очень хотелось «обнять необъятное», то весь промежуток жизни России — от Великой Отечественной до сегодняшнего дня, они показали в виде даже не знаковых песен этого периода, а только нескольких строчек из них. «На пыльных тропинках далеких планет…» — раздается из радиоприемника, и память четко фиксирует: 1961 год – полет Юрия Гагарина в космос. А когда мы слышим «До свиданья, наш ласковый Миша», то вспоминаем Олимпийские игры в Москве 80-го года и даже известный анекдот: «Вместо коммунизма в 1989 году в СССР ожидаются олимпийские игры»…
Заканчивается спектакль тоже оригинально. Чтением Поучений Владимира Мономаха — великого князя киевского, жившего на заре второго тысячелетия, то есть ровно тысячу лет назад. То есть, «прокатившись на машине времени» по России, мы возвращаемся к ее истокам. «Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, господа ради; лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи, умертви грех».
Актуально звучит – не так ли?
Конечно, даже когда мы собрались на обсуждение спектакля после его просмотра , сразу обнаружилось, что многое было упущено… Кому-то не хватило песен Булата Окуджавы, кому-то — поэзии Евгения Евтушенко, кто-то вспомнил про Петра Первого… Сам режиссер горевал, что не включил в спектакль Грибоедова… Мне лично хотелось бы увидеть здесь Екатерину Вторую и основоположника российского театра Михаила Щепкина… И в общем, это правильно. Хотя понятно, все желания учесть просто невозможно. Но даже если бы была сделана хотя бы приблизительная попытка, то потребовалось бы не 50 минут – столько времени он идет сейчас, а часов восемь. Впрочем, такой опыт есть. Алексей Бородин в Российском академическом Молодежном театре поставил русскую трилогию Тома Стоппарда «Берег утопии», которая идет… 10 часов. Спектакль в 2009-м году награжден «Золотой маской». Правда, репетировали его целых два года.
На мой взгляд, спектакль получился интересный, сложный, он заставляет задуматься не только о судьбе России на протяжении многих столетий, с которой так тесно связан нынешний независимый Казахстан, но и о нашей жизни в целом, о нашей стране, о том, кто есть мы — люди, зачем мы появились на этой земле, пылинки мы в вечности или несем какую-то особую миссию…
|