Суббота
20.04.2024
00:01
Категории раздела
Книга "Я родом из ТЮЗа" [29]
Книга Людмилы Мананникововй "Я родом из ТЮЗа. 2010 год.
"Пьеса прочитана. Ждите премьеры" [35]
"Пьеса прочитана. Ждите премьеры". книга Людмилы Мананниковой. Посвящается 70-летию ТЮЗа им. Н.Сац
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Театр » "Пьеса прочитана. Ждите премьеры"

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЛЮДИ

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЛЮДИ

    Идут скоморохи по тусклым дорогам –
    По главному шляху, по малой дороге,
    Отвержены церковью, признаны Богом,
    По русским дорогам идут скоморохи.

    Что могут они? Потешать, скоморохи.
    Что могут они? Рассмешить, скоморохи.
    А могут ли что-то решить скоморохи?
    Какие вопросы, в какие эпохи?

    Навстречу – старуха с козой на аркане,
    Навстречу – артель мужиков с топорами,
    Навстречу боярин в брусничном кафтане.
    А там уже – город горит куполами.

    Войдут они в город. Осмотрятся – где бы
    Устроить им игрища утречком рано,
    Для красных петрушек поставить вертепы –
    Поближе к базару, подальше от храма.

    Как станут скакать и играть в балагане,
    Посмотрит старуха с козой на аркане,
    Посмотрят артельщики и горожане
    И даже боярин в брусничном кафтане.

    Забудет старуха невзгоды и беды.
    Забудут холопы кабальные нети,
    Забудет боярин войну и победы,
    Когда затанцуют козлы и медведи.

    Пусть к злобе и мести взывают пророки,
    Пускай кулаки воздвигают над веком,
    Народу надежду внушат скоморохи
    И смехом его напитают, как млеком.

    Воспрянут старуха с козой на аркане,
    Торговые люди, стрельцы, лесорубы,
    И даже боярин в брусничном кафтане.
    И ангелы грянут в небесные трубы.

    Давид Самойлов («Скоморохи»)

    Итак, в Тюзе премьера – спектакль «Государственные люди», посвященный истории России. Задача была поставлена перед режиссером Владимиром Крыловым очень сложная, —  сделать спектакль, посвященный государственности России.

    Ни один юридический словарь не разъясняет смысла термина «государственность». Ведь это не просто понятие, а «некая безусловная составляющая нашей жизни, включающая в себя историческую, культурную, национальную, религиозную и другие компоненты».

    Владимир Даль трактует в своём знаменитом словаре термин «государство» как царство, империя, королевство, земля, страна под управлением государя», а  «государствованье — управление государством». Современный же толковый словарь русского языка объясняет непонятное через непонятное: «государственность — это государственный строй, государственная организация».

    Поэтому Владимир Викторович, не мудрствуя лукаво, решил ставить спектакль не о государстве, а о государственных людях. Как он сам объясняет, его интерес и любовь вызывает  не собственно государство, а люди, которые в нем живут. Особенно те, что  внесли свой немалый вклад в становление государства.  Понятно, и здесь выбор огромный. Понятно, не обойтись без основателя Российского государства Рюрика, хотя, изучая документы, видишь, что о реальном Рюрике-Соколе известно очень немногое. Его подробное жизнеописание составлено  уже в гораздо поздний период…

     В общем,  было решено остановится лишь на некоторых исторических личностях – Михаиле  Ломоносове,  Иване Сусанине, Александре Пушкине, показать годы революции и Великую Отечественную, причем изобразить все это  с помощью произведений наших самых талантливых писателей и поэтов, с помощью музыки и пластики… И отправиться в это путешествие на… телеге Времени – интересном изобретении художника Владимира Пономарева…

    …Декораций на сцене практически нет – бросаются в глаза большая разноцветная телега, сундук, да заборы по краям сцены.  Жанр – скоморошество, а скоморохи, как известно, были  одновременно певцами, плясунами, музыкантами и авторами большинства исполнявшихся ими  произведений. И говорили они как бы в шутку, а на самом деле, всерьез…

    В спектакле занято всего пять  актеров:  Кристина Золочевская, Вячеслав Анисов, Андрей Пасаженников, Никита Коньшин, Алексей Новоселов. По ходу спектакля  они перевоплощаются  в своих героев, вернее,  даже, не перевоплощаются, а рассказывают о них словами Пушкина и  Рылеева, Дельвига и Кюхельбекера, Блока и Симонова…

    Вячеслав Анисов, например,  становится и Михаилом Ломоносовым  и Иваном Сусаниным, и солдатом Великой Отечественной.  Никита Коньшин – Вещим Олегом,  а Алексей Новоселов – сначала конем, которого убил Олег, а потом гадюкой, которая вылезла из черепа коня и завершила славную карьеру князя – эту историю блестяще описал Александр Сергеевич Пушкин в своей «Песне о Вещем Олеге».

    Но, как говорится в одной из популярных сегодня телепередач,  пожалуйста, не принимайте все это всерьез… Все же на сцене – скоморохи. Здесь много музыки, песен, пластики… И – большие любовь и интерес к нашему великому соседу.

    Если говорить об игре актеров, я  бы выделила актрису Кристину Золочевскую, именно ей бы отвела ведущую роль. Кристина  в спектакле – единственная женщина,  как бы  олицетворение российской женщины на все времена – от древнего  Рюрика до Октябрьской революции и  Великой Отечественной… Впрочем, Крылову и этого оказалась мало, и он, улыбаясь, дал ей еще роль… самого Александра Сергеевича Пушкина…

    Кстати, Кристина  в спектакле занималась пластикой, на мой взгляд, это вторая ее этой удачная работа в этом направлении в театре, так что актрису можно поздравить и с этой «новой ролью».

    Показалась удачной и  находка Виталия Воронова, который отвечал за  музыкальное оформление спектакля.  А так как авторам его очень хотелось «обнять необъятное», то весь промежуток жизни  России — от Великой Отечественной до сегодняшнего дня, они показали в виде даже не знаковых песен этого периода, а только нескольких  строчек из них. «На пыльных тропинках далеких планет…» —  раздается из радиоприемника, и память четко фиксирует: 1961 год – полет Юрия Гагарина в космос. А когда мы слышим «До свиданья, наш ласковый Миша», то вспоминаем Олимпийские игры в Москве 80-го года и даже известный анекдот: «Вместо коммунизма в 1989 году в СССР ожидаются олимпийские игры»…

    Заканчивается спектакль тоже оригинально.  Чтением Поучений Владимира Мономаха —  великого князя киевского, жившего на заре второго тысячелетия, то есть ровно тысячу лет назад.   То есть, «прокатившись на машине времени» по России, мы возвращаемся к ее истокам.   «Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, господа ради; лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи, умертви грех».

    Актуально звучит – не так ли?

    Конечно, даже когда мы собрались на обсуждение спектакля после его просмотра , сразу обнаружилось, что многое было упущено… Кому-то не хватило песен Булата Окуджавы, кому-то — поэзии Евгения Евтушенко, кто-то вспомнил про Петра Первого… Сам режиссер горевал, что не включил  в спектакль Грибоедова… Мне лично хотелось бы увидеть здесь Екатерину Вторую и  основоположника российского театра Михаила Щепкина… И в общем, это правильно. Хотя понятно, все желания учесть просто невозможно. Но даже если бы была сделана хотя бы приблизительная попытка,  то потребовалось бы не 50 минут – столько времени он идет сейчас, а часов восемь. Впрочем, такой опыт есть. Алексей Бородин в Российском академическом Молодежном театре поставил русскую трилогию Тома Стоппарда «Берег утопии», которая идет… 10 часов. Спектакль в 2009-м  году награжден «Золотой маской». Правда,  репетировали его целых два года.

    На мой взгляд, спектакль получился интересный, сложный, он заставляет задуматься не только о судьбе России на протяжении многих столетий, с которой так тесно связан нынешний независимый Казахстан, но и о нашей жизни в целом, о нашей стране, о том, кто есть мы — люди, зачем мы появились на этой земле, пылинки  мы в вечности или несем какую-то особую миссию…

    Категория: "Пьеса прочитана. Ждите премьеры" | Добавил: Людмила (07.04.2020)
    Просмотров: 166 | Теги: Владимир Крылов | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]