Спектакль по пьесе знаменитого драматурга екатерининской эпохи Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».
Кто не знает пьесу «Недоросль» про знаменитого Митрофанушку, которому ни к чему учить географию, потому что «извозчик довезет»…
Или - помните?
…- Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться!
…- Кафтан весь испорчен. Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку!
Скажете: «Устарело. Кого в нынешнем мире интересуют события, которые происходили более двухсот лет назад?»
Но классика на то и классика, что она актуальна всегда.
Имя Митрофанушка стало нарицательным – так называют ребят, которые не хотят учиться, лодырничают, стараются без особых усилий устроиться в жизни поудобнее…
Пьеса была написана в 1781 году, ее автор – Денис Иванович Фонвизин родился 270 лет назад – 3 (14) апреля 1744 (по другим данным 1745 года).
Хочу сказать, «Недоросль» в ТЮЗе имеет долгую историю. Ставится он у нас в ТЮЗе уже в третий раз. В начале спектакль был поставлен еще при Наталии Ильиничне Сац, в середине сороковых годов, а Митрофанушку в нем играл сам директор театра Ангаров. Одна из первых актрис театра Евгения Ивановна Василькова вспоминает, что хотя спектакль был поставлен традиционно, он имел очень большой успех.
Не менее удачной была и постановка режиссера театра Е. А. Прасолова в 1975-м году. Ведущие были одеты в джинсы и пестрые рубашки. Зал смеялся непрерывно… Рубен Суренович Андриасян, художественный руководитель Лермонтовки, а тогда главный режиссер ТЮЗа, любит вспоминать, как они в том спектакле героически вымарали из действующих лиц резонера Правдина… В том спектакле, кстати, играли актрисы Валерия Георгиевна Крымская и Любовь Ивановна Бойченко, ветераны театра, которые и ныне в строю. Спектакль тоже был очень популярен в то время, и, страшно сказать, с тех пор прошло уже почти 40 лет…
И вот сегодня еще одна версия «Недоросля». Будет ли он интересен сегодняшним школьникам, их родителям, учителям?
Вот и сейчас мы видим на сцене до боли знакомую маменьку г-жу Простакову, которая готова жизнь отдать за своего сыночка Митрофанушку – великовозрастного оболтуса, которому с юных лет внушается, что «ученье – тьма», а география ни к чему – извозчик доведет…
Известно, что у Фонвизина отрицательные персонажи выведены ярко, выпукло, а положительные – бледно, резонерски, но, думаю, актеры ТЮЗа справились со своими ролями блестяще. Мне показалось, что проходных ролей в спектакле нет. Хороша Простакова – арт. Ирина Арнаутова – этакая неграмотная злыдня, которая от скуки бьет своих слуг, да и воспитанием единственного сына особо не занимается. Учитель французского, прямо «из Парижа» Вральман (арт. Артем Иватов) оказывается бывшим извозчиком. Блестяще справился с ролью Скотинина засл. деятель РК Григорий Ефимов. Свиней его герой любит больше чем людей, и этим бесхитростно счастлив.
Внесла много интересных штрихов в свою, казалось бы, проходную роль забитой и бессловесной Еремеевны засл. арт. РК Татьяна Тарская, и роль заиграла. Хорош учитель - семинарист Кутейкин – арт. Андрей Пасаженников. Не могу не сказать теплых словао Митрофанушке – арт. Вячеславе Анисове…
Ну и, конечно заслуженный деятель РК Евгений Дубовик. Ему досталась самая прямолинейная, а поэтому трудная роль резонера из резонеров Правдина, но Правдин у Дубовика получился остроумным, ироничным, умным, ненавязчивым, что и требовалось доказать.
Хотелось бы отметить очень удачно подобранную легкую ироничную музыку, которая просто является действующим лицом спектакля.
Надо сказать, что и режиссер спектакля Алексей Орлов, и художник Владимир Пономарев, и актеры особо не заморачивались, показывая события 18-го века – современность в спектакле «лезет» из всех щелей. Актеры как бы не до конца вживаются в свои персонажи, а несколько отстраненно иронически поглядывают на них из нашего «далека». Это и правильно, ведь по прошествии более двухста лет многое осталось таким же, как, увы, и описал наш классик. Человеческая природа неизменна. И «золотой телец» властвует по-прежнему над все и вся, и молодежь рвется в чиновники и таможенники, потому что там их ждет, на их взгляд, сытая безмятежная жизнь. Зачастую девушки стремятся «удачно» выйти замуж за олигархов, а юноши – за девушку, у которой папа – большой чиновник, чтобы сделать карьеру…. В школах, бывает, властвуют вральманы и кутейкины, которые учеников учат зубрить вместо часослова тесты, а не воспитывают в них БЛАГОНРАВИЕ, как предлагал Стародум… Но мы - оптимисты и верим, что руки опускать нельзя, и добро, ум, порядочность, честность рано или поздно восторжествуют в нашей жизни. Конечно, лучше бы раньше…
Я задала несколько вопросов режиссеру спектакля Алексею Орлову.
- Как настроение, Алексей Алексеевич?
- Отличное! Правда, пришлось часть текста сократить. Длинноват. Как известно, в то время драматургам платили за лист. Чем больше листов, тем больше заплатят. Поэтому они и старались писать много, в пьесах была бездна рассуждений. В те времена было модно, когда в пьесе присутствовала некая философия. Когда часть текста сократили, стало видно, что сама комедия очень динамичная, очень сюжетная. Убрав воду в рассуждениях, мы оставили в комедии главные мысли. Получилось вполне симпатично.
- Вам было интересно работать над спектаклем?
- Мне всегда любопытно преодолевать сопротивление материала. Такой экзамен: что я смогу сделать из этой, казалось, устаревшей пьесы? Хотя работа с классикой ведь всегда увлекательна. Начинаешь в ней копаться и обязательно открываешь для себя какие-то интересные вещи. И в результате вырастает такой ДОМ.
- Мне нравится ироничная музыка, которую вы подобрали для своего спектакля. Она создает настроение – кажется, мы, зрители 21-го века, смотрим на сцене «дела давно минувших лет, преданья старины глубокой», а на самом деле, всматриваемся внимательно в нашу жизнь… Не живут ли среди нас и сегодня Митрофанушки, Простаковы, Скотинины, Тришки?
- Музыка сборная. Здесь есть Гаврилин, Шнитке, Эннио Морриконе…
- Интересен, на мой взгляд, ваш «ход» с печкой, в которую по ходу действия превращается камин. У меня тут сразу же возникает ассоциация со сказкой, в которой Емеля на печи…
- Говорят же: танцуем от печки, то есть от азов. И когда у Простаковой отбирают дом, разрушаются основы, а в основе дома - всегда печь.
- А как актеры работают? Кто-то удивил вас?
- Мне очень приятно работать с Григорием Михайловичем Ефимовым в роли Скотинина. Он очень пластичен. Работает с удовольствием. С Ириной Арнаутовой интересно работать. Она такая мощная актриса. На мой взгляд, в роли Простаковой она на месте. Просто попадание в роль! Нравятся учителя Митрофанушки: Андрей Пасаженников, Алексей Новоселов, Артем Иватов, хотя роли эти пока в процессе выстраивания… Приятно работать с Игорем Ермашовым в роли Простакова… Мне кажется, актеры работают с удовольствием.
– Какому зрителю это будет интересно, кто, на ваш взгляд, придет на спектакль?
- Надеюсь, в первую очередь, школьникам будет интересно. Я стараюсь динамично выстраивать сюжет, ребятам некогда будет отвлекаться на что-то постороннее…
… Ну а мне очень хотелось бы, чтобы после просмотренного спектакля дети написали сочинение на тему «Актуальна ли сегодня комедия «Недоросль» и обязательно обсудили ее с учителем в классе…
Подсказывает Интернет
• Недоросль — молодой дворянин, не получивший письменного удостоверения о выучке от учителя. Недорослей не принимали на службу, им не давали т. н. венечных памятей — документов, разрешающих вступление в брак.
• Существует легенда, что после премьеры «Недоросля» в Петербурге к Фонвизину подошёл князь Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Однако, по утверждению историков, Потёмкин такого сказать не мог, поскольку его не было в тот момент в Петербурге. По другой версии, эти слова принадлежат Державину, а не князю Потёмкину.
• Во время обучения в Нежинской гимназии Николай Гоголь играл в студенческих спектаклях роль Простаковой.
• Благодаря «Недорослю» имя Митрофанушка стало нарицательным для невежды, неуча или недоучки.
• «Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» (Н.В. Гоголь).
• «Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры» (В. Г. Белинский)
• «После публикации в 1783-м году ряда сатирических произведений, попытки Фонвизина опубликовать что-либо в печати пресекались самой императрицей. В последнее десятилетие своего царствования Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой которой стал и Фонвизин. Несмотря на тяжелую болезнь, он рвался к деятельности. В 1788 году он задумал издавать журнал „Стародум“, получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению Екатерины журнал был запрещен.
|