Главная » 2010 » Декабрь » 17 » Дмитрий Кузьмин: Может, и комфортнее бы остаться с Пушкиным, а нельзя
11:28 Дмитрий Кузьмин: Может, и комфортнее бы остаться с Пушкиным, а нельзя |
Зайтуна Джандосова, Алматы Недавно по приглашению Литературной школы Алматы в южной столице Казахстана побывал московский литератор Дмитрий Кузьмин. Его называют одной из самых необычных фигур современной русской культуры, эдаким «литературным проектом». Действительно, его работо-способность поражает. Он издатель, составитель антологий, организатор литературной жизни, филолог, журналист, поэт, критик и переводчик. Лауреат премии Андрея Белого «За заслуги перед литературой» (2002) согласился ответить газете «Известия-Казахстан» на несколько вопросов. Известия-Казахстан: Дмитрий, вы известны в странах СНГ прежде всего как критик и издатель, профессионально ориентирующийся в мире поэзии и помогающий становлению молодых авторов. Что для вас в этой связи наиболее важно донести до казах¬станских поэтов, начинающих свой творческий путь? Дмитрий Кузьмин: Начало творчества всегда стихийно, а вот профессиональное становление требует осознанности. Если молодой автор хочет заниматься делом серьезно, ему нужно войти внутрь литературного пространства, которое к моменту его появления уже обустроено и структурировано. В нем новичку предстоит найти свое место, а для этого нужно там хорошо ориентироваться. Созревание Писателя – это не в последнюю очередь формирование Читателя. Оборотная сторона: дебютанту необходимо обрести ощущение принадлежности к этому большому целому, дающееся умением любить и ценить не только тот уголочек, который ты сам будешь обживать, но и весь этот огромный организм. И-К: И какие подводные камни могут встретиться молодым людям на этом пути? Кузьмин: Каждый из нас исходит в жизни и творчестве из того, что ему созвучно. Все мы в детстве и юности с чем-то свыклись, что-то полюбили. И есть большой соблазн остаться в плену этих привязанностей. От давних привязанностей тепло, но как бы не поплатиться за этот уют остановкой в развитии и росте. Есть такая лженаучная теория о том, что зародыш человека в своем формировании проходит те же стадии, которые прошел когда-то человеческий род: сперва он похож на рыбку, потом на птичку и далее – в таком духе. В культуре часто происходит именно так: вместе со всей русской литературой каждому, кто хочет вырасти и стать собой, нужно пройти от Пушкина к Достоевскому и Блоку, потом к Платонову и Мандельштаму, а там и к теперешней литературе – непривычной и неудобной... Может, и комфортнее бы остаться с Пушкиным, а нельзя: ведь классика (есть у меня такое шутливое определение) – это способ письма, который сегодня уже невозможен. Чем не подводный камень – надобность дистанцироваться от огромного классического наследия, обладающего магией недосягаемого образца? Кстати, это относится не только к молодым писателям, но и к молодым читателям: наш мир во многом совсем другой, чем мир, в котором жили великие, и мерить себя их примерами, равняться в своей сегодняшней жизни на Татьяну Ларину и Пьера Безухова – просто бежать от самого себя. Но и в том, что касается современности, у каждого своя история с траекторией. Есть какая-то точка входа в пространство текущей литературы. Скажем, там, где она теперешняя, но на привычную классическую больше похожа (условно говоря, Александр Кушнер или Олег Чухонцев – поэты хорошие и настоящие, но, так сказать, из арьергарда). Или, наоборот, там, где есть простые внешние признаки остроты, современности, молодежности (как, бывает, спросишь какого-нибудь юного собеседника о поэзии, а он в ответ называет, а то и цитирует рокеров и рэперов). С той стороны, с какой мы вошли, нам приятнее и удобнее. Но рано или поздно приходится столкнуться с чем-то совершенно противоположным по духу и стилю. И тут надо понять, что не все на свете можно рассчитать на первый-второй-десятый, на лучше-хуже – не может быть Северного полюса без Южного, широта пространства задается далекими друг от друга краями, а свободно дышится лишь в широком пространстве. Больше всего дает человеку для развития то, что ему непривычно, непонятно, вызывает сопротивление. Ведь к серьезному искусству обращаются (и писатель, и читатель) обыкновенно от какого-то внутреннего дискомфорта. У кого все хорошо и нигде не болит, тот будет скорее зарабатывать деньги и смотреть телевизор. А выясняется, что как у Пастернака: «Строчки с кровью – убивают, нахлынут горлом и убьют». И вот человек вроде бы строит свой маленький домик в этом конкретном месте мироздания и вдруг понимает, что его Родина – вся Вселенная, что за плечами свистят космические ветра. Вот это главный вызов, в сравнении с которым все частные вопросы – куда пойти, что сделать, где напечататься – оказываются второстепенными. И-К: Кто из казахстанских поэтов вам наиболее интересен? Кузьмин: Меня в первую очередь волнует судьба младших поэтических поколений – а это в Казахстане, почти без исключений, авторы из круга объединения «Мусагет» и журнала «Аполлинарий» (и как тут не вспомнить покойную Ольгу Маркову, буквально положившую жизнь на то, чтобы у здешней литературной молодежи было будущее). Из 20-летних интереснее других, мне кажется, алматинцы Павел Банников с Иваном Бекетовым. Из тех, кто чуть постарше, я давно наблюдаю за Канатом Омаром из Астаны – еще с тех пор, когда он учился в Петербурге. И впрямь, есть в его коротких и несколько загадочных стихах нечто питерское. Впрочем, и Бекетова его растущий интерес к философской лирике тянет к петербургской поэтической школе. А вот Банников – завзятый алматинец, город в его стихах очень убедителен. К сожалению, не за всеми, за кем хотелось бы, удается следить. В целом я бы сказал, что на фоне ситуации в некоторых других странах СНГ картина видится довольно благополучная. Казахстанским авторам хотел бы пожелать понимания того, что у русскоязычного поэта, пишущего за пределами России, – особая двуединая миссия. С одной стороны, русская поэзия в отдельно взятой стране не должна быть изолирована от общей большой русской литературы. Не может быть регионального первенства по русскому стиху, место придется отвоевывать на общерусской литературной карте с оглядкой на происходящее и в Москве, и в Нью-Йорке, и в Харькове, и во всех иных столицах русской культуры. С другой стороны, глупо делать вид, что ты живешь не здесь, а где-то – это твоя страна, у нее своя специфика, свои обычаи, своя аура. И хорошо, когда автор использует эту свою особую возможность, тот материал, который только у него под рукой, соединяя здешнее и частное со всемирным. Это везде и всегда будет интересно.
15 дек 2010 Источник: "Известия" Казахстан http://www.izvestia.kz/news.php?date=15-12-10&number=4
|
Категория: Новости Казахстана |
Просмотров: 908 |
Добавил: Lusi5138
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|