Едва ли надо представлять широкой публике Олега Борецкого. Кандидат философских наук, преподаватель философии и риторики КазНУ им. аль-Фараби, он - один из ведущих кинокритиков Казахстана, президент алматинского киноклуба. Его неспешные раздумья на TV о судьбах нашего и мирового кинематографа, его взвешенные оценки новинок экрана, его безусловная эрудиция и взыскательный вкус вызывают доверие зрителя, побуждая каждого из нас пристальнее всматриваться в процессы, происходящие и в мире кино, и в самой жизни, которая, собственно, и является предметом киноискусства. Естественно, нам крайне интересно было узнать мнение кинокритика об уровне современного кино Казахстана и о парадигме его движения в завтрашний день. - Недавно на вашем сайте появился список тридцати лучших лент в истории казахского кино. С чего бы это вдруг? - Увы, у нас никогда не проводились опросы на предмет "лучших казахстанских фильмов", не проводились и рейтинги киноведов. И я решил составить свой список самых-самых, руководствуясь не субъективными пристрастиями (нравится - не нравится), а объективными критериями оценки языка кино, режиссуры, сценарного замысла и воплощения. То есть речь идет не просто о фильмах, переживших свое время, но, прежде всего, отличающихся самобытностью. Вначале их было сорок. Но некоторые из них пришлось изъять из списка в силу их вторичности и слишком явного диктата идеологии. Осталось 30, таких, как "Кыз-Жибек" из 1970-х, фильм этот смотрится нынче как ретро, "Лютый" из тех же 1970-х, фильмы Шакена Айманова из 1960-х "Наш милый доктор" и "Безбородый обманщик", ставшие образцами народной комедии, причем непревзойденными по сию пору, ибо у нас, как это ни грустно, сегодня народной кинокомедии нет. Да, появляются фильмы на уровне молодежного стеба типа "Кайрат-чемпион", либо нечто совершенно невнятное и допотопное по режиссуре, как "Ойпырмай!", хотя комедия была и остается любимым зрительским жанром… Разумеется, в список вошли и современные фильмы, такие, как "Тюльпан", "Баксы", "Заблудившийся"… Вообще, за минувшие два года появилось много фильмов-однодневок, о которых через месяц-другой все забыли, - такие, как "Лавэ", "Прыжок Афалины". И тем не менее, можно назвать три-четыре фильма последних лет, и не только потому что они получили награды на фестивалях. Тот же "Тюльпан" удостоен призов на тридцати кинофестивалях, он получил гран-при в программе "Особый взгляд" в Каннах в 2008 году. Картина, которая у нас обругана, потому что нашим эстетам и блюстителям этнических устоев не хотелось бы, чтобы кочевая культура выглядела бы перед миром в столь откровенной наготе. Но это была первая игровая картина Сергея Дворцевого, а он - документалист и отвечает за подлинность каждого кадра. Я бы отметил "Келин" Ермека Турсунова, это был его режиссерский дебют. Фильм, который дошел до полуфинала отбора на "Оскар". Я не считаю его шедевром, но здесь есть попытка рассказать некую историю без слов, языком кино, что крайне интересно. - Но на "Келин" были яростные нападки! - Да, его тоже пытались разругать. Ермек отчасти нейтрализовал слишком ретивых зоилов, указав в ремарке место и время действия: "Алтай, II-й век". Потому что картина имеет отношение не к тюркам, а к прототюркам, она замешана на синкретизме, там и шаманизм, и зороастризм. Меня всегда удивляет, когда игровое кино, тем более притчу, рассматривают как нечто документальное. Когда худсовет принимал "Келин", один из аксакалов выставил режиссеру упрек: "У тебя эта женщина в моменты любви стонет, как современная". На что Ермек резонно ответил: "Баке, я понимаю: вы помните, как стонали женщины во втором веке". Звук к этому фильму, слава Богу, сводили не в Казахстане, потому что Бекмамбетов во многом прав: в Казахстане невозможно делать кино по техническим стандартам, принятым сегодня в мировом кинематографе. Кроме "Тюльпана" и "Келин", я бы назвал фильм Гуки Омаровой "Баксы". В нем показано, к чему приводит беспредел, когда человеку застят глаза "баксы". Опять же - это не шедевр, но там рассказана история, в которой есть столь ценный нравственный посыл. Вот-вот состоится премьерный показ нового фильма Гуки - "Дочь Якудзы". Что это - комедия абсурда или…? И почему она обратилась именно к этой теме? Все прояснится, ждать осталось недолго. Мне всегда казалось, что наши кинематографисты могут снимать малобюджетное жанровое кино. Опыт "Кочевников" с его непомерными затратами поучителен: у нас нет возможности найти в Казахстане 30-40 миллионов долларов на съемки блокбастера, да и не окупится он в нашем прокате. А значит, надо снимать кино такого уровня, чтобы оно пошло за пределами Казахстана. Да, наши молодые люди сейчас "подсели" на американские молодежные триллеры и комедии, на экшн, такое кино нужно, оно должно быть разным, у нас его тоже должны снимать. О комедии я уже говорил - здесь у нас полный провал. А вот в жанре триллера есть прорыв, я имею в виду очень симпатичный фильм "Заблудившийся" Акана Сатаева, в нем тоже содержится крайне важный нравственный посыл. Я знаю молодых людей, для которых этот мистический триллер стал культовой картиной. Нам остается ждать, что будет дальше делать Сатаев, поскольку "Заблудившийся" внушает надежды. Назвал бы я и добротную картину Рустема Абдрашева (в ее съемках участвовал и Кжиштоф Занусси) "Подарок Сталину". - Но это копродукция... - Да, копродукция России, Израиля, Поль ши и Казахстана. Она интересна во многих смыслах. Она может быть не очень привлекательна для молодежи, начиная с названия. Но там заняты хорошие российские актеры и снялся, так сказать, бренд нашего национального характера Нуржуман Ыхтымбаев. И, наконец, фильм Ардака Амиркулова "Про щай, Гульсары!". Это хорошее кино, хотя и сделано традиционно. Как мы знаем, у Ардака своя конеферма, и он снимал в фильме своего любимого коня, там был, по-видимому, еще и этот стимул. Фильм заслуженно получил гран-при на "Евразии-2008". Сними его Ардак лет 20 назад, цены этому кино не было бы. А так в нем все же есть некий отзвук вторичности. Когда меня спрашивают: "Какое у нас кино?" - я зачастую отвечаю: "Вторичное". Тот же "Рэкетир" Акана Сатаева появился лишь через 10 лет после "Бригады"… При всем при том некоторые кинособытия у нас произошли как бы раньше времени. Вот, например, в 1988 году Рашид Нугманов снял "Иглу". Если бы этот фильм имел раскрутку! Там были угаданы все алгоритмы: Цой, эстетика постмодернового кино и т.д. Это был бы такой же бум, как и "На игле" Дэнни Бойла. В сентябре должен выйти ремейк той нугмановской "Иглы", а это уже признак того, что фильм культовый. В течение 20 лет картина остается любимой, многие вновь и вновь смотрят ее. А пятью годами позже, в 1993-м, Нугмановым была снята картина "Дикий Восток", которую у нас, к сожалению, мало знают. Так же как и фильм "Месть" Ермека Шинарбаева, которая рассказывает притчу о корейской семье. С этим фильмом дело дошло до парадокса: картина после выхода исчезла, найти ее невозможно. И вот в этом году Мартин Скорсезе (а это очень хороший историк кино, у него есть свой фонд шедевров мирового кинематографа, он собирает фильмы, которых не знает широкий зритель, и, прежде всего, - американский) сумел извлечь из забытья, отреставрировать фильм Ермека Шинарбаева и включить его в свой фонд. Парадокс же в том, что западный зритель, возможно, видит этот фильм отреставрированным, а мы его даже в старом, поцарапанном виде посмотреть не можем. А посмотреть его следовало бы. Может быть, двадцать лет спустя после выхода картины мы, увидев ее, поймем, насколько она была неожиданной в теперь уже далеком 1989 году. Фильм Болата Шарипа "Заманай" был снят в 1994-м. Он тоже имел бы возможность стать нацио-нальным фильмом, который интегрирует наше сознание, если бы у нас не была разрушена уже в те годы система проката. Повторяю, были, были у нас картины крайне интересные, которые должны были стать национальным достоянием. Все это закономерно: ребята тогда закончили школу-мастерскую Сергея Соловьева, их фильмы стали той новой волной, благодаря которой кино Казахстана открыл для себя весь мир. Тогда же появились фильмы "Жизнеописание юного аккордеониста" Сатыбалды Нарымбетова, "Кардиограмма" Да режана Омирбаева. Все эти картины, быть может, негромкие, но достойные, это наше кино, которым мы по праву можем гордиться. Потому-то и я включил их в свой список лучших фильмов. - Но ведь жизнь продолжается… - Так-то оно так. И тем не менее, когда молодые журналисты говорят, что появилась сверхновая волна, я говорю им: не спешите с определениями. Появилось несколько хороших фильмов, но нет еще четко проявившейся тенденции - подождем, что будет дальше. То, что у нас выходит 15 фильмов в год, то, что они появляются на DVD, идут в кинотеатрах, конечно, говорит о той позитивной подвижке, которая произошла в нашей киноиндустрии. Сейчас вы заходите в магазин "Меломан" и видите отдельный стеллаж, заполненный дисками новинок казахстанского кино - такого еще два года назад не было. - И что же это за фильмы? - "Секер", "Кек", "Мустафа Шокай" - фильмы, увы, в общем-то слабенькие, гордиться особо нечем. Но рядом с ними то, что мы можем, не стыдясь, предъявить миру, - "Тюльпан", "Келин", "Подарок Сталину", "Баксы", "Заблудившийся". Это, пожалуй, главное. Есть, конечно, работы молодых, ищущих, зреющих, но о них пока рано говорить. Рискну повторить мысль, вынесенную в заголовок нашего интервью: казахское кино - в ожидании "новой волны". Потому что основная масса наших выходящих фильмов вторична и провинциальна. Дай Бог, чтобы появлялись новые таланты, которые будут интересны и нам, и за рубежом. Подобные прецеденты в мире есть, пример тому иранское, корейское, аргентинское кино. - Вы между делом упомянули среди слабых фильм "Мустафа Шокай". Между тем, есть люди, склонные считать его знаковым… - Не вижу здесь никакой знаковости. Картина показалась мне откровенно слабой. Да, речь идет о белых пятнах в истории. Не берусь отстаивать достоверность источника, но когда французы посмотрели этот фильм (а Мустафа Шокай является гражданином Франции), им он крайне не понравился. Они заявили: мы будем снимать свой фильм. А теперь по пунктам: фильм сделан по допотопному сценарию, там все совершенно распадается на уровне актерской игры, это просто бездарно, многие исторические персонажи никакие. Да, "Казахфильм" отрабатывает парадигму истории и мифологии Казахстана, но не слишком ли он засмотрелся назад, в свое прошлое? Пора бы глянуть в будущее, а главное - сосредоточиться на съемках современного кино. Впрочем, любое национальное кино занимается историей своей страны и своего народа, это закономерно. - Но ведь "Мустафу Шокая" снимал такой опытный кинорежиссер, как Сатыбалды Нарымбетов… - Ничего не попишешь. Его "Жизнеописание юного аккордеониста" - крепкое и доброе кино, этим фильмом наш кинематограф может гордиться. Ни "Молитва Лей лы", ни "Мустафа Шо кай" мне не понравились. Они лягут на полку, как некогда легли на нее казавшиеся знаковыми фильмы "Джамбул" и иже с ним. Лечь в анналы истории казахского кино, а тем более стать любимыми фильмами зрителей им не суждено. Ведь практически уже сегодня об этих фильмах никто не вспоминает. - Может быть, тому же Нарымбетову надо искать новую форму подачи материала? - Конечно. Когда сегодня заходит разговор о фильме "Золотой воин", раздаются раздраженные голоса: опять, мол, блокбастер? А что вы предлагаете, господа хорошие? Снять ретро-драму? Кто ее будет смотреть? Надо очень постараться, чтобы эта историческая картина была и привлекательной, и современной по своему монтажу, по своему киноязыку и визуальности. И потом: это очень дорогостоящее дело. А главное, чтобы она не профанировала содержание и не превращалась в очередной псевдомиф. - Минутку. А "Кочевники" - это провал или удача? Тоже знаковый фильм. Он оправдал ожидания? - Думаю, нет. Картина опять же получилась вторичной. Здесь тоже распадается все на многих уровнях, начиная с элементарного: кто такой Куно Беккер, исполнивший главную роль? Его никто не знал, а потому тему Абылай-хана после этого в фильме можно закрыть. Музыку написал итальянский композитор, ни сном ни духом не знающий, что такое казахи и степь. Далее, режиссерская чехарда: фильм начал снимать Иван Пассер, продолжил Бодров, а завершал Теменов. Комментарии излишни. И тем не менее говорят о том, что получился блокбастер. Я знаю в России киноведов, которые считают эту картину неплохой, добротной в своем жанре, но я их мнение, извините, не разделяю. "Кочевники" потерпели полный провал в прокате, картина собрала одну трехсотую ожидаемого. Зарубежного зрителя не обманешь. Не говорю уже о том, как безобразно проходил кастинг, поскольку в него вмешались высокие чиновники, а это ни к чему доброму привести не могло. Так что я не разделяю точку зрения тех киноведов, которые твердят: давайте любить наше кино только за то, что оно наше. Любить надо те фильмы, которые достойны любви.
Адольф АРЦИШЕВСКИЙ
http://www.camonitor.com/index.php?module=news&nid=544
|