Тип урока Урок-исследование Дидактическая цель Тема урока: Фантазии в литературе и в жизни. Н Носов «Фантазёры» Цели урока: познакомить с произведением Н.Носова «Фантазёры», научить проводить грань между выдумкой и ложью, проанали-зировать понятия «фантазия», «выдумка», «ложь», различать героя обманщика и героя-выдумщика, развивать речь, мышление, Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – (формировать представление о фантазии, творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки, умение составлять сочи-нять небылицы). Воспитательная: воспитывать интерес к литературным произведениям. Планируемые результаты Планирумые результаты учащиеся должны научиться оценивать поступки героев; определять тему и выделять главную мысль (с помощью учителя); анализировать смысл названия произведения; различать жанры произведений; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Личностные УУД: - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать соб-ственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД). - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебники разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, получен-ную на уроке. (Познавательные УУД). Предметные: - Уметь находить слова из толкового словаря - Уметь различать героя обманщика и героя -выдумщика Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа
Ход урока Этап урока и его цели Деятельность учащихся Деятельность учителя Содержание урока Планируемые результаты I этап. Мотевиро-вание к учебной деятельности Цель: вхождение учащегося в про-странство учебной деятельности Проверяют го-товность рабочего места. Приветствуют учителя, гостей. настраиваются на работу Организует и настраивает де-тей на совмест-ную работу.
Добрый день, садитесь. Давайте проверим вашу готовность к уроку: Руки? – На месте! Ноги? – На месте! Локти? – У края! Спинка? – Прямая. -С каким настроением пришёл ты сегодня? (карточки «Моё настроение»: снежное, приятное, грустное и т.д.) Оформлять свои мыс-ли в устной форме (Коммуникативные УУД)
II. Актуализация и фиксирование индивидуально-го затруднения в пробном дей-ствии. (2 минуты) Цели: - организовать актуализацию знаний; - организовать выполнение учащимися учебного дей-ствия; Высказывают своё предполо-жение, расска-зывают .
Я сам найду способ! Организует со-ставление сов-местного плана действий.
Предлагает об-суждение воз-никновения по-нятий.
Проверка домашнего задания «Мое фантастическое животное» и рассказ детей о них. Актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо») Устанавливаются тематические рамки ( «могу») Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности вклю-чения в учебную деятельность ( «хочу»)
Постановка проблемы: Что я не знаю? Наш план действий: (1 слайд) 1. Сами найдём способ . 2. Сопоставим свои предположения с учебником. 3. Выполним. Выскажи свое мнение. Оформлять свои мыс-ли в устной форме (Коммуникативные УУД)
III. Выявления места и причины затруднения (2 мин) Цели: - организовать выявление учащимися места и причины затруднения Предлагает об-суждение воз-никновения по-нятий.
Ребята, у меня на голове шляпа. Чья это шляпка? Какой герой любил носить эту шляпку? Отгадайте загадку, к кому мы отправимся в гости? Он не знает ничего. Все вы знаете его. Мне ответьте без утайки Как зовут его ….. (Незнайка) Маша и Миша отправились в гости к Незнайке. И мы тоже отправимся к гости к Незнайке. Вспомните, первом классе мы прочитали рассказ про Незнайку. - Незнайка сочинял стихи. -Получились ли стихи у Незнайки? Давайте вспомним. Знайка шёл гулять на речку, Перепрыгнул через овечку. Торопыжка был голодный, Проглатил утюг холодный. -Незнайка сочинял стихи про своих друзей. Они обиделись и сказали, что он всякую неправду сочиняет. -Почему можно фантазировать про себя самого и нельзя - про своих друзей? Потому что никогда не знаешь, что покажется обидным окружающим тебя людям -Каков, по-вашему, Незнайка? Рассмотрите иллюстрации. Кого вы видите? Маша и Миша в Солнечном городе, в гостях у Незнайки. -Чему учила Мальвина Незнайку? -Книгу какого автора предложила Мальвина? (Н.Носова ) -Вам знаком этот писатель? Оформлять свои мыс-ли в устной форме (Коммуникативные УУД)
IV.Постановка проблемы. ( 3 минуты) Цели: - сформировать представления детей о понятии «фантазия» Обсуждают совместно с учи-телем особенно-сти понятий. Проговаривают ответы (о фанта-зии, выдумке, воображении) Предлагает об-суждение воз-никновения по-нятий. Я –небесный верхолаз, я по небу лазаю А потом оттуда – раз, опускаюсь на землю. Ты не веришь? Ну и что ж… Все равно это не ложь, а моя фантазия. -Вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке? (о фантазии, выдумке, воображении) 2 слайд - Послушайте одну историю. Миша был фантазёром. Он считал себя художником. Однажды он показал Маше свою картину .На ней ничего не было. Но Миша сказал: « На картине ты видишь зелёную траву». Маша закричала «Где же трава? Я не вижу травы». Миша сказал «Траву съела корова», « А где же корова? Я не вижу коровы» . Миша сказал. «Корова съела траву и ушла в другую картину» - Я Вас приглашаю в страну фантазии. Умение ориентиро-ваться в окружающем мире используя жиз-ненный опыт и име-ющуюся информацию. (Познавательные УУД).
V. Работа по но-вой теме (8 мин)
Цель: познако-мить с произве-дением Н.Носова «Фантазёры», научить прово-дить грань между выдумкой и ложью, Работа с рисун-ками. Портретом писа-теля
Дети называют прочитанные книги Н .Носова
Из толкового словаря находят слова фантазё-ры, фантазиро-вать, фантазия Включает уча-щихся в работу через игровую деятельность.
Устраивает вы-ставку книг Н.Носова Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в городе Киеве. В школьные го-ды он увлекался музыкой, театром, шахматами, электротехникой, фотографией. После окончания института Николай Носов работал режиссёром, снимал мульт-фильмы. Он был отзывчивым, добрым, очень честным человеком. (3 слайд) Николай Носов не сразу стал писателем. Первые рассказы сочинял для своего сына. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает что-нибудь интересное и полезное, легко, с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. (3,4 слайд) -О ком и для кого писал Носов? Какие у него рассказы? -«Приключения Незнайки и его друзей» Сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом Н.Носова –«Фантазёры». С вами наверняка случались самые разные истории: весёлые, грустные, страшные, забавные. Вам хотелось поделиться тем, что произошло, рассказать обо всем этом так увлекательно, чтобы вас внимательно слушали? -Давайте подумаем: кто же такие фантазёры? Фантазия- нечто надуманное, неправдоподопное, несбыточное, способность к творческому воображению. Уточните значение этого слова из толкового словаря подберите синонимы. (Вы-думка, затея). Фантазёры- люди, которые любят фантазировать, мечтать (5 слайд) Образуйте от слова фантазия однокоренной глагол. (Фантазировать) Фантазиро-вать – выдумать что-нибудь неправдоподопное, невозможное, ненужное. -Как называют человека, который любит фантазировать? (Фантазёр) Фантазёры- люди, которые любят фантазировать, мечтать Сейчас мы и узнаем, какие фантазёры были в рассказе Н.Носова -Почему Н.Носов назвал своих героев фантазёрами? Уметь правильно определить ответ по описанию . (Познавательные УУД).
VI. Первичное закрепление с проговаривани-ем во внешней речи. ( 10 минут) Цель: организо-вать усвоение детьми нового способа действий при решении дан-ного класса задач с их проговарива-нием во внешней речи. -придумывали интересные, смешные исто-рии
Чтение по цы-почке Учитель читает первый абзац рассказа Прочитаем рассказ по цепочке и выясним какие фантазии рождались у героев? Ребята слушайте, и подумайте ответить на вопрос. -Кто же герои? Что вы можете о них сказать? -Какая выдумка кажется тебе самой интересной? -Говорить неправду и фантазировать –это одно и то же? Оформлять свои мыс-ли в устной форме (Коммуникативные УУД)
VII. Физкультминутка (1 мин) На доске рису-нок с изображе-нием Незнайки Встал Незнайка, потянулся, Раз - нагнулся, два –нагнулся. Три –присел, посидел. Встал. Руки в стороны развел И тихонько сел за стол. (6 слайд) VIII . Самостоя-тельная работа с самопроверкой по эталону. (8-9 мин) Цели: - организовать постановку цели урока; умение читать по ролям Проговаривают следующий шаг учебной дея-тельности.
С помощью учи-теля ставят цель Составляют и проговаривают план действий с помощью учите-ля. Ученики строят план достиже-ния цели. Организует уточнение сле-дующего шага учебной дея-тельности.
- Какая была цель ? -Определить, чем отличается неправда от фантазии? - Кто нам поможет? ( Наши герои Мишутка и Стасик. Игорь) -Прочитайте, что придумывал Миша, а что Стасик. Читают по ролям. (Читают до слов: - На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам!) -Кто, по-вашему, лучший сочинитель? Почему? - Какой ещё глагол в тексте вам встретился, для обозначения того, что делали ребята? (Врать). Как называют человека, который врёт? (Врун). Почему рассказ называется «Фантазёры», а не «Вруны»? (Мальчики придумывали ради собственного удовольствия, они никому не делали плохо.) -Чем отличается врун от фантазёра? (Врун – это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя. Фантазёр – выдумщик, который получает удовольствие от самого процесса сочинения.) -Получали ли мальчики удовольствие от фантазий друг друга? - Что в этой истории правда? (Встреча с акулой в море и ёё нападение могли произойти в реальной жизни) -Что в этой истории неправдоподобно? (Что Мишка ходил без головы и что у него выросла другая.) - Как развивались события дальше? (Тут пришёл соседский Игорь…) - Что сказал ребятам Игорь? -Что ответили ребята? -Какое новое слово появилось для обозначения того, что делают мальчики? (Обманывать.) Что значит обманывать? Как называют человека, который обманывает? (Обманщик.) - Игорь считает, что ребята врут, а они считают, что выдумывают. С кем вы со-гласны? - Почему Стасик и Миша обрадовались, когда Игорь решил сочинить историю? - Как Игорь придумывал? Прочитайте. («Сейчас…») - Зачем автор использует такие слова, как гм, кхм? - Смог ли Игорь сочинить интересную историю? Почему? - Трудно ли сочинять? Приходилось ли вам сочинять? - Прочитайте отрывок о том, как Игорь поступил с Ирой. Как ребята отнеслись к поступку Игоря? - Как вы относитесь к поступку мальчика? - Почему ребята не захотели сидеть с Игорем? А что бы сделали вы? - Как вы понимаете значение слова брехун? - Подумайте, какое родственное слово можно подобрать? (Брехать.) Часто ли мы используем в речи это слово? Каким синонимом его можно заменить? (Обманывает, врёт.) - Зачем используется такое грубое слово? - Что произошло, когда Игорь ушёл? (Ребята купили мороженое.) - Кого встретили мальчики? - Какое настроение было у Иры? Какие слова помогли вам это понять? - Почему плакала Ира? ( Игорь наговорил на Иру, оклеветал, свалил на неё вину.) - Как ребята утешали Иру? Прочитайте. -Как вы считаете, в этом эпизоде Стасик врёт или фантазирует? - Зачем он это делает? - А как бы вы посочувствовали девочке? - Давайте сделаем вывод, чем врун отличается от фантазёра. - Как вы считаете, удалось ли Мише и Стасику утешить Иру? Какие слова в тексте подтверждают это? (Засмеялась Ира.) -С кем из ребят вы хотели бы дружить? Уметь определять и формулировать цель с помощью учителя; определить способы исследования (Регулятивные УУД)
Добывать новые зна-ния: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полу-ченную в разных ис-точниках (Познавательные УУД).
IX. Включение в систему знаний и повторение. ( 3-4 минут) Цель: выявить границы применимости нового знания; повторить учеб-ное содержание, необходимое для обеспечения со-держательной непрерывности. Выполняют за-дание на листоч-ках. .
Организует и контролирует работу детей Работа в группах и парах. Ученики получают карточки с заданием: - Какие из словосочетаний, характерны для фантазёров, а какие - для врунов. Карточка для первой группы (работаем парами) Придумывать ради собственного удовольствия; Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя; Хочет сочинить интересную историю; Сочиняет истории для того, чтобы их читали другие; Обманывает, чтобы получить какую-то пользу; Придумывает для того, чтобы другие получали удовольствие. Карточка для 2 группы тоже работают парами. -Поделите слова на две группы и объясните свое решение Фантазировать, обманывать, выдумывать, сочинять, изобретать, лгать, врать Вопросы учителя, если учащийся допустил ошибку: - Где у тебя ошибка? - В чем ты видишь причину? - Какой ты видишь выход? Рифмовка: Ошибок не пугайся, С ошибками справляйся! Вывод: фантазёры сочиняют ради собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие другие люди. Учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о пра-вилах общения и сле-довать им (Коммуникативные УУД). X.Домашнее зада-ние (1 мин) Обсуждают и записывают домашнее за-дание. 1 в.Пересказать содержание Н Носова «Фантазёры» 2в. Сочинять фантастические истории. XI. Рефлексия учебной дея-тельности на уроке (итог). ( 2 – 4 минуты) Цель: провести рефлек-сивный анализ учебной деятель-ности с точки зрения выполне-ния требований, известных уча-щимся; оценить соб-ственную дея-тельность на уроке; Ребята. обманывать и выдумывать – это одно и тоже? -Почему рассказ называется «Фантазёры», а не «Вруны» или Обманщики» (Героями рассказа являются Мишутка и Стасик, они и есть фантазёры-безобидные выдумщики. А Игорь- обманщик. Он вызывает только осуждение и гнев) -Чему хотел научить вас Н.Носов своим рассказом? В чём главная мысль? (С человеком который умеет фантазировать, всегда интересно. Фантазии безобидны, они приносят радость и удовольствие, дарят хорошее настроение. Но когда человек, сочиняя и придумывая, обманывает и пользуется слабостью других – это нечестно и вызывает осуждение.) -В чем же секрет творчества писателя? ( У него развиты фантазия и воображение) К какому жанру можно отнести это приозведение? Выбирайте нужный ответ. стихотворение сказка рассказ Вот и ребята подошло к концу наше путешествие, но пока мы не скажем Н.Носову «Прощай!» - Ребята, что вы нового узнали сегодня на уроке (Ответы детей) - Оцените свою работу на уроке. (Ответы детей) - Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Молодцы! Оформлять свои мыс-ли в устной форме (Коммуникативные УУД)