Тема: Безличные предложениях ( 8 класс) Цели: 1. повторить теоретические сведения об односоставных предложениях, ввести понятие "безличные предложения", определить способы выражения сказуемого в безличных предложения 2. работать над развитием речи учащихся 3. воспитание интереса к изучению русского языка Тип урока: объяснение нового материала Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная Оборудование: учебник, презентация, оценочный лист
Ход урока: Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята. Начнём наш урок. (слайд 1) Как часто мы произносим эти слова. А какова особенность этого предложения? (Односоставное, не имеет подлежащего) Да, действительно, оно односоставное. И сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с видами односоставных предложений. Запишите число. Но для начала проведём небольшую лингвистическую разминку. Лингвистическая разминка. 1 (слайд 2) В каком слове ударение не падает на 2-й слог? (каталОг) 1. ( слайд 3) Объясните значение фразеологизма (Выйти из себя, взять себя в руки) 2. (слайд4) Укажите односоставные предложения. (2,4)
3. Актуализация знаний. Давайте с вами вспомним: - Какие предложения называются односоставными? - С какими их видами мы уже знакомы? ( слайд 5)Таблица (виды односоставных предложений ) Для того чтобы определить вид односоставного предложения, о котором мы будем говорить сегодня на уроке, мы проведём с вами лексическую работу. ( слайд 6) К данным словам подберите антонимы и запишите их в столбик (работа в группах): МАЛЕНЬКИЙ – большой ИСКУССТВЕННЫЙ – естественный ДОБРЫЙ – злой ГРУБЫЙ – ласковый ЛОЖНЫЙ – истинный ГРЯЗНЫЙ –чистый АККУРАТНЫЙ – неряшливый СКРЫТНЫЙ – откровенный МНОЖЕСТВЕННЫЙ – единичный
Проверка (слайд 7) Прочитайте сверху вниз первые буквы слов второго столбика. Прежде чем знакомиться с БЕЗЛИЧНЫМИ предложениями, покажите, как вы умеете узнавать другие односоставные предложения. (слайд 8)Из предложенных укажите : А) односоставные назывные Б) односоставные определённо-личные В) односоставные неопределённо-личные (или обобщённо-личные) 1) Ни тучки нет на небосклоне. 2) Сижу у моря, смотрю на пучину. 3) Шум, возня, беготня беспрестанная. 4) Не смейся над старым, сам состаришься. 5) На душе легко. 6) Завтра жди ясного дня. 7) Великолепный зимний день! 8) На вокзале тебя встретят. 9) По утрам морозило.
1. Почему отнесли их к определённо-личным? Чем выражено сказуемое? 2. Прочитайте только неопределённо-личные предложения. Обоснуйте свой выбор. 3. Чем выражено сказуемое? 4. Назовите обобщённо-личные предложения. Чем выражено сказуемое? 5. Как определили, что №3,7 — назывные?
4. Новый материал. 1) (слайд 10) Цель: выяснить значение безличных предложений (слайд 11) Выпишите оставшиеся односоставные предложения. Почему их нельзя отнести к уже известным нам группам? Попробуйте подобрать подлежащее к сказуемым в этих предложениях. Что можете сказать? Это и есть безличные предложения. На что указывает приставка БЕЗ - ? (на отсутствие чего-либо) В них нет и не может быть подлежащего, они «без лица». Как могут называться такие глаголы, которые обозначают действие, у которого нет действующего лица? (Гипотезы учащихся) И ещё один вывод, который мы с вами сделали: сказуемое в безличном предложении может быть выражено безличным глаголом.
(слайд 12) 2) А теперь сравните предложения: Приятно пахнет сирень. Приятно пахнет сиренью. Чем отличаются эти предложения? Является ли глагол «пахнет» безличным? Можно ли во втором предложении подобрать к сказуемому подлежащее? Какой вывод можно сделать? (Сказуемое в безличном предложении может быть выражено личным глаголом в значении безличного). Но сказуемое в безличном предложении может быть выражено не только безличным глаголом или личным в значении безличного. (слайд 13) Цель: выявить особенности сказуемого в безличных предложениях.
3) (слайд 14) Задание: запишите примеры безличных предложений и определите, чем выражено сказуемое в этих предложениях Уже давно смеркалось (безличный глагол) . В голове у него шумело (безличная форма личного глагола) На душе легко. За окном мутно. (наречие, слово категории состояния) На улице нет ни души. (отрицательным словом «НЕТ») Быть грозе. (безличная форма глагола БЫТЬ) Можно различить отдельные лица. (Инфинитив) Ребята записывают предложения, находят сказуемое и определяют, чем оно выражено.
4) (слайд 15) Работа с таблицей: «Формы сказуемого в безличном предложении» (слайд 16) (слайд 17) (слайд 18) (слайд 19) (слайд 20)
5. Закрепление: 1) (слайд 21) Работа с учебником: упр 208, с 100. замените двусоставные предложения синонимичными безличными. Как изменяется значение этих предложений? Работа по образцу на три группы.
2) (слайд 22) Цель: Определить роль безличных предложений в речи. Учитель: Безличные предложения – самая пёстрая и наиболее употребительная группа односоставных предложений. Безличные предложения позволяют в полной мере увидеть богатство нашего языка. Я надеюсь, что, читая миниатюру В.П.Астафьева, «Какое сырое утро!» вы почувствуете, какими богатыми возможностями выражения мыслей обладают безличные предложения.
(слайд 23) Какое сырое утро! За окном мутно. Каплет с крыши. Каплет с черёмух. Окна залеплены серым снегом. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает… Как болят кости! Ах, как болят кости! Но надо вставать. Надо вставать и работать. Наступило утро. В деревне уже выходят на работу. И мне надо работать. Но как болят кости! И старые раны болят. Полежу ещё маленько, чуть - чуть… Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать! Всё то же сырое утро, нет, уже день, мутный, промозглый, родившийся из морока и стыни. Всё так же каплет с черёмух. Мимо окон проехал дядя Фёдор на мокрой лошади к ферме – он везёт вонючий силос. Я вожу ручкой по бумаге. И дяде Феде, и лошади, и мне не хочется работать. Какова роль безличных предложений в речи? Чем можно объяснить это? • В каком стиле написан текст? (разговорно-бытовой) • Какие слова вам непонятны? Записать лекс. Значение (стынь, морок, силос) • О чём этот текст? • Почему он так называется? Какова основная мысль текста? • Какая часть речи наиболее часто употребляется? (глаголы) • Почему такое обилие глаголов? (главное – передать действие) • А по составу, какие предложения в тексте? Назовите. Группам раздается текст, задание: кто быстрее найдет в тексте безличные предложения. (11 безличных предложений)
(слайд 24) На доске появляется Роль в речи: Выразительность предложений Лаконичная форма Используется для описания пейзажей, обстановки Лиричное повествование Оттенок стихийности С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные предложения Астафьев использует для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для выражения различных оттенков – необходимости, возможности и т.п. Безличные предложения делают повествование более лиричным. С помощью них действию можно придать оттенок стихийности.
3) Игра с сигнальными карточками. Готовятся две карточки: Л -личное, Б - безличное. Ведущий или учитель читает предложения, а учащиеся, поднимают соответствующие карточки. Заметив, что кто-либо ошибся, учитель предлагает обосновать свое мнение, а также составить предложение такого же типа. • Что-то зашелестело в кустах. • Было прохладно • Морозит поутру в степи . • Всё шло своим чередом. • Остро пахло травой. • Это показалось нам странным. • Без труда нет отдыха . • Эту вещь стоит купить. • Эта вещь стоит недорого. • Днем таяло на солнце. • Печенье так и таяло во рту. • Остаётся неделя до конца четверти. • Остаётся пожелать вам счастливого пути. • В темноте что-то серело. • За окном уже чуть-чуть серело. • От слабости звенело в ушах. • Его последнее слово ещё звенело в ушах. • Было у нас о чем подумать. • Было у нас такое решение. • Шоссе было совершенно безлюдно. • На шоссе было совершенно безлюдно. • Пахнет прибитой дождём пылью. • Мох пахнет грибной сыростью. • Тетрадей оказалось достаточно. • Наше опасение оказалось напрасным. (слайд 25) 4) Творческое задание (если останется время) Составьте и запишите небольшой текст (5-7 предложений) на тему «На берегу реки», используя только безличные предложения. Несколько учащихся зачитывают свои тексты. (Например. Уже совсем стемнело. Заметно похолодало. От реки веяло прохладой. Изредка набегавшую волну било о прибрежные камни. Пахло дымком. Нам было любо смотреть на усыпанное крупными звездами небо. Хорошо сидеть на берегу реки!) (слайд 26) 6. Домашнее задание (дифференцированное). 1. пар 24, упр. 202 а) Выписать из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 10 безличных предложений, указать способы выражения сказуемого. б) Упр.209. Замените двусоставные предложения синонимичными безличными. Работа по образцу. 7. Итог урока. Игра «Да-нет-ка» 1). Безличное предложение – это односоставное предложение? (да) 2). Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (нет) 3). Сказуемое в безличном предложении может быть выражено только безличным глаголом? (нет) 4). Может ли сказуемое в безличном предложении быть выражено личным глаголом? (да, в значении безличного) 5). Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (нет) Проверка Оценочный лист (показать в документе) 8. Рефлексия. Учитель: Посмотрите ещё раз на доску, на тему урока, возьмите оценочные листы и отметьте, что получилось выполнить вам сегодня, а над чем ещё предстоит поработать. Насколько были достигнуты те задачи, которые мы ставили в течение урока?
Оценочный лист Ф.И.__________________________________________ № На начало урока На конец урока МОЯ ОЦЕНКА - могу не могу могу не могу 1 Находить двусоставные предложения 2 Находить односоставные предложения 3 Отличать односоставные предложения от двусоставных 4 Определять вид односоставных предложений 5 Находить односоставные безличные предложения 6 Определять признаки безличных предложений
Хорошая интеграция урока ,наличие новых подходов преподавания,самооценивание учащихся и творческий подход подтверждает целенаправленную работу учителя по развитию личности ученика .Хорошо.Нина.