Лексическая тема урока: “Профессия и специальность”
Лексическая тема урока: “Профессия и специальность” Цель урока: развивать творческие способности и познавательные интересы учащихся к предмету; повышать их интеллектуальный уровень Задачи: Обучающая: сформировать у учащихся знания, умения и навыки использования общеупотребительных слов и терминов в устной и письменной речи, умение работать со словарем.Развивающая: развивать речь и обогащать словарный запас слов учащихся.Воспитательная: воспитывать любовь к труду, уважение к профессиям. Тип урока: усвоение новой темы Формы работы: групповая (учащиеся разделены на 3 группы), индивидуальная, коллективная. Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, эвристический Межпредметная связь: литература, изобразительное искусство, музыка. Наглядность, материалы к уроку: интерактивная доска, перфокарты, эпиграф, терминологические словари, рисунки учащихся, иллюстрации, аудиозапись, слайды. Ход урока I. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Ребята, а как вы понимаете значение выражения “Труд облагораживает человека”. Ученики делятся своими мнениями. Учитель: “Значит, труд нужно любить! И то, что вы выполняли дома – это тоже труд. Теперь, давайте, обратим внимание на то, как вы трудились над домашним заданием”. Проверка домашнего задания. Задание №1. Выписать из художественных произведении (с учебника 6 класса “Литературное чтение”) слова в переносном значении - метафоры. Задание №2. Найти слова, имеющие несколько значений (многозначные слова), отобразить их на рисунке. Презентация рисунков. “Малая Третьяковка” На интерактивной доске слова в прямом и переносном значениях. Задание: слова в прямом и переносном значениях правильно распределить в перфокарты. Прямое значение (первичное) Переносное значение (вторичное) Золотые часы Золотой характер Золотая осень, стальные нервы, золотые часы, каменный дом, горькая правда, золотой характер, стальные ворота, каменное сердце, теплая кофта, теплые слова, серебряный голос, серебряная ложка, доброе утро, добрый друг. II. Объяснение нового материала. Вступительное слово учителя. Эпиграф. На интерактивной доске “мини-презентация” темы урока. Слов столько в русском языке, сколько звезд на небе. Л. Успенский - Ребята, давайте возьмемся за руки и подарим друг другу добрые слова. (счастье, радость, удача, дружба и т.д.) - А ведь и вправду слов очень много, которыми пользуются все люди, говорящие на данном языке. Эти слова называются.. .Слайд №1. “Общеупотребительные слова” (хлеб, дерево, стол, дом) Учащиеся приводят свои примеры. - Но виды деятельности людей очень многообразны: они учат, лечат, строят, создают машины, одежду, продукты питания. Невозможно кратко перечислить все специальности и профессии, которыми владеют люди. Слова, которые употребляются в коллективе, объединенном какой-либо специальностью, профессией, называются… Слайд №2. Профессиональные слова. Например - Ребята, сегодня на уроке вы разделились на 3 группы и каждой группе я вручаю табличку с названием профессий – “Учитель”, “Строитель”, “Врач”. Представьте себе, что вы имеете такую профессию. “Лексическая разминка”: как вы думаете, какие профессиональные слова употребляют в своей речи учителя, строители, врачи? Задание группам: найдите профессиональные слова, подходящие вашей профессии. Градусник, мел, журнал, кирпич, бетон, бинт, указка, лекарство, рецепт, витамины, песок, гвоздь, краска, вата, урок, учебник, тонометр - Почему люди разных профессии понимают все-таки друг друга? Слайд №3.Термины. III. “Лингвистический поиск” Что означает слово “термин”? Для чего термины нужны в нашей речи? Что изучает терминология? Куда нужно обращаться, чтобы узнать значение того или иного термина? Задание группам: из терминологического словаря выписать в тетрадь термины, которые употребляются на уроках математики, географии, биологии. Слайд №4. Фотографии людей разных профессии “Все профессии важны, все профессии нужны”. “Все профессии хороши – выбирай на вкус!” IV “Мини-исследование” Работа над текстом в учебнике “Профессия и специальность”. Прочитать текст. Определить основную мысль текста. Что нового узнали о профессии и специальности? Напишите в тетради какая профессия и специальность у ваших родителей, у сестер или братьев? (под музыкальное сопровождение) Профессия – врач, а специальность – хирург Профессия педагог, а специальность - учитель русского языка Профессия строитель, а специальность – маляр Рефлексия. “Литературная разминка” - Ребята, а давайте мысленно вообразим себя в какой-либо профессии. Какие предметы или атрибуты нам необходимы, в первую очередь?- Попробуйте, каждая из групп прочитать наизусть стихотворение о профессии. Кто больше знает? (Опережающее задание) V. Подача домашнего задания. - Выпишите термины, связанные с лингвистической наукой. - Найдите слова-термины, которые употребляются в казахском и русском языках одинаково.- Как вы думаете, может ли та или иная профессия обойтись без профессиональных слов? Почему? - Напишите эссе на тему “Интересная профессия” Урок русского языка на тему “Общеупотребительные слова. Термины” был проведен в рамках научно-методического совета. На уроке использованы элементы исследовательской деятельности проектной технологии. Для усвоения учащимися учебного материала подобраны специальные задания по развитию творческих способностей и интереса к русскому языку. Элементы исследовательской деятельности на уроках русского языка формируют у учащихся 6 класса познавательный интерес, желание проявить свои способности. Использованные на уроке виды работ: лингвистический поиск, мини-исследование, литературная разминка способствуют развитию устной и письменн
Грамматический и лексический материал преподнесен в интересной занимательной форме. Задания поискового характера служат для развития познавательных интересов, коммуникативных навыков учащихся, расширяются их представления о мире профессий. При выполнении заданий в мини-исследовании можно было бы включить в список профессий редкие специальности врачей, строителей. Спасибо! Творческих успехов!