Дата: Класс: Предмет: Русский язык Тема: «Родовые окончания имён прилагательных» Цель урока: - обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном; формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных; устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число; - развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, расширять словарный запас детей; развивать внимание и логическое мышление; - воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу, любовь к природе; учить работать в группах. Тип урока: обобщение знаний. Оборудование: предметные картинки, карточки. Ход урока. 1. Организационный момент. -Я на уроке. -Я радуюсь этому. -Мне хорошо и спокойно. -Вокруг меня друзья. -Учитель всегда мне поможет. -Я прошу прощения у всех кого обидел. -Прощаю всех, кто меня обидел. -Я люблю себя, родителей, всех людей. -Я желаю всем добра. 2. Пропедевтическая практика. - Что такое прилагательное? - Что обозначает прилагательное? - На какие вопросы отвечает? Примеры. - С какой частью речи связано? - Что образует с существительным? - Какое слово главное, какое зависимое? Примеры. Проверка домашнего задания. Учитель. Откройте тетради, запишите число, словосочетание «классная работа». (Дети выполняют соответствующие действия.) 3. Ориентация. Учитель. Сегодня, ребята, мы с вами продолжим изучать « Части речи». – О какой части речи мы закрепим знания? Послушайте загадку. С существительным дружу И нисколько не тужу. Моя основная примета: Обозначаю признак предмета. Лед какой? Холодный,гладкий. Чай какой? Горячий,сладкий. Изменяюсь по родам, Числам и падежам. Люблю детей внимательных. Кто я?...(прилагательное). Учитель. Так для чего же в нашей речи используются прилагательные? Дети. Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь выразительной. 4. Презентация 1. Проблемная ситуация. – Вставьте окончания -АЯ -ЯЯ -ЫЙ -ИЙ -ОЙ -ОЕ -ЕЕ в следующие словосочетания, укажите род и число имён прилагательных. Красив.. платье. Красив.. кастюм. Красив… шляпа. Учитель. Какие окончания вы вставили? Определите род, число, падеж прилагательных. Основная задача нашего урока: учиться писать родовые окончания имен прилагательных. Фронтальная беседа. Итак, – на какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода? – какие окончания они имеют? – на какой вопрос отвечают прилагательные женского рода? – какие окончания они имеют? – на какой вопрос отвечают прилагательные среднего рода? – какие окончания они имеют? На доске постепенно появляется таблица.
Единственное число Множественное число Мужской род Женский род Средний род какой? какая? какое? какие? -ой, -ый, -ий -ая, -яя -ое, -ее -ые, -ие
– Выделите окончания вопросов и сравните с окончаниями прилагательных. -Какой вывод можете сделать? У прилагательных женского и среднего рода окончания совпадают с окончаниями вопросов. – Почему не совпали окончания у прилагательных мужского рода? (Это окончания-нарушители.) 4. Практика на примерах. Работа с учебником. Чтение нового правила на с. 85. С. 85 упр. 117. Дописать окончания. 5. 2. Физкультминутка. А сейчас мы с вами поиграем. Вы под музыку будете передавать мяч. Если музыка остановится, и у вас в руках окажется мяч, вы должны будете подобрать к картинке имя прилагательное и назвать окончание. Звучит песенка “Улыбка”. 6. Управляемая практика. 3 уровень Спиши текст. Выдели окончания прилагательных, укажи род. Голубое небо, Речка голубая, Голубой дымок на берегу. Поле золотое, солнце золотое, Золотая Родина моя. Запиши рассказ под диктовку. 1-2 уровень Сегодня отличный день. Какое ясное небо! Впереди виден густой лес. В лесу зелёные деревья. Вдали каменная крепость. Мы идем по узкой тропинке к крепости. Выделите окончания прилагательных. VI. Обобщение. Учитель. Итак, над какой темой работали на уроке? Какую цель ставили? Что нужно сделать, чтобы правильно написать родовые окончания имени прилагательного? Дети. 1. Найти существительное, с которым оно связано. 2. Определить род имени существительного. 3.Узнать род имени прилагательного и вспомнить окончание. VII. Тест. Выберите правильный ответ. 1. Имя прилагательное обозначает: а) признак предмета б) предмет в) действие предмета 2. Имя прилагательное отвечает на вопрос: а) кто? что? б) какой? какая? какое? какие? в) что делает? что сделал? что сделала?
3. С какой частью речи связано имя прилагательное? а) с глаголом б) с существительным 4. Какие окончания имеют прилагательные женского рода? а) -ой, -ый, -ий б) -ая, -яя в) -ое, -ее 5. Какие окончания имеют прилагательные мужского рода? а) -ой, -ый, -ий б) -ая, -яя в) -ое, -ее 6. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода? а) -й, -ый, -ий б) -ая, -яя в) -ое, -ее Дети отвечают на вопросы. – Обменяйтесь с соседом по парте, проверьте правильность ответов. (а, б, б, б, а, в.) VIII. Рефлексия. -Я вижу, вам понравился урок. Всем вам хорошо, вы счастливы? А что такое счастье? (ответы детей). - Значит, наш урок – счастье. Покажем движениями рук, что нам всем хорошо, мы счастливы. IX. Домашнее задание. С. 86 упр. 118