Дата: Класс: Предмет: Русский язык Тема: Сложное предложение с союзами И, А, НО и без союзов. Цели: развитие умения различать сложное предложение от простого с однородными членами; разделять простые предложения в составе сложного. Ход урока 1. Организационный момент. Психологический настрой 2. Проверка домашнего задания. Стр.11 упр. 9 (3-5) Повторение правила: Однородный члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, зависят от одного и того же слова, произносятся с перечислительной информацией. При письме между однородными членами ставится запятая. 3. Актуализация опорных знаний. На доске записаны предложения: Лето собирает, а зима подъедает. Летела пташка высоко, но села она недалеко. Беда вымучит, и беда выучит. - В этих предложениях встретились слова, которые соединяют простые предложения, тем самым получается сложное предложение. Это союзы. Назовите их. Из чего состоит сложное предложение? - Назовите грамматические основы предложений. 4. Постановка проблемы. - Нужна ли запятая в сложном предложении с союзами и, а, но ? (Высказывание гипотез детьми.) 5. Чистописание. На доске: БЕРЕЗОВАЯ, ПОЯС, ЯСНЫЙ - Какое слово лишнее? (Варианты ответов: ПОЯС. Это существительное, остальные слова прилагательные) - Если вы догадаетесь, что в этих словах общего, то назовёте букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. (Во всех словах буква Я обозначает два звука- (Й; А).) - Что еще можете сказать об этой букве? (если буква Я стоит после согласных, она обозначает мягкость.) - Запишите букву в соединении с теми согласными, которые встречаются в этих словах. Но сначала мы сделаем массаж для пальцев - Погрейте! (потирание ладошек). - «Скалка» (покатайте ручку между ладонями). - Покатайте ручку между двумя пальчиками. - Похлопайте в ладоши. Работа в тетради: бя Яя ря Яя зя Яя вя Яя пя Яя ся Яя ня Красная ягодка, да на вкус горька. - Когда так говорят? - Запишите пословицу. Сделайте звуко-буквенный анализ слова ЯГОДКА. Ягодка Я – [й] [а] Г – [г] О – [а] Д – [т] К – [к] А – [а] 6 б., 7 зв. 6. Физминутка Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь. Стр. 9 упр. 6 (2) Задание по упражнению. 7. Гимнастика для глаз. 8. Закрепление. - Расшифруйте слово РУДТ (ТРУД) - Подберите пословицу к данному слову. Труд кормит, а лень портит. - объясните смысл пословицы. Запишите, подчеркните основы в предложениях. - Что еще можете сказать об этой пословице? (предложение из двух простых предложений, которые соединяются союзом А. в нем две основы.) Составьте схему предложения. 9. Итого урока. - Как соединяются части сложного предложения? (союзами) - Как разделяются части сложного предложения? (запятой) - какая информация была для вас абсолютно новой? Домашнее задание. Карточка. Подчеркнуть основы предложений, выделить союзы. Начертить схемы к предложениям.
Я шёл долго, но лес не кончался. Дождик вымочит, а солнышко высушит. В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят. Лето с землёю прощается, осень в окошко стучит.