Дата: Класс: Предмет: Русский язык Тема урока: Предложения с однородными членами. Цель урока: создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся в совершенствовании знаний об однородных членах предложения. Задачи урока: - повторить основные признаки однородных членов предложения; знаки препинания при однородных членах. - развивать умения и навыки учащихся находить однородные члены предложения, соблюдать интонацию перечисления при чтении предложений с однородными членами, читать схемы, составлять схемы однородных членов; развивать логическое мышление, коммуникативные умения – строить предложения с заданным языковым элементом; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость. - прививать любовь к родному языку, желание творчески подходить к анализу языковых явлений. Оборудование: карточки, учебник, схемы. Ход урока. 1. Организационный момент. Психологический настрой Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю». 2. На доске нарисованы несколько схем предложений. - Чем похожи эти схемы? (1. Каждое предложение состоит из главных членов: подлежащего и сказуемого; 2. Вначале стоит подлежащее, а затем – сказуемое.) - Чем отличаются эти схемы? (В первом предложении одно подлежащее и четыре сказуемых. Во втором – четыре подлежащих и одно сказуемое. В третьем – одно подлежащее и одно сказуемое.) - Составьте предложение к третьей схеме. (Девочки рисуют.) Попробуйте составить предложение к первой схеме. 3. Проверка домашнего задания: 4. Работа по теме урока. А) На доске написаны предложения: ТАНЯ РИСУЕТ. ТАНЯ ПОЁТ. ТАНЯ ЧИТАЕТ. ТАНЯ ТАНЦУЕТ. - Чем сходны эти предложения? (Одно и то же подлежащее.) Как можно сказать иначе, чтобы избежать повторения? (ТАНЯ РИСУЕТ, ПОЕТ, ЧИТАЕТ, ТАНЦУЕТ.) ТАНЯ РИСУЕТ. СВЕТА РИСУЕТ. КАТЯ РИСУЕТ. МАША РИСУЕТ. - Чем сходны эти предложения? (Одно и то же сказуемое.) Как можно написать иначе, чтобы избежать повторения? (ТАНЯ, СВЕТА, КАТЯ И МАША РИСУЮТ.) - Чем интересны по своему построению эти предложения? (1. При одном подлежащем четыре сказуемых. 2. При одном сказуемом четыре подлежащих.) - прочитайте в учебнике, как называются такие члены предложения? (Стр. 12) Однородные члены предложения: Отвечают на один и тот же вопрос Зависят от одного и того же слова Произносятся с перечислительной интонацией.
5. Физминутка Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь. 6. Упражнение «Найди пару». На доске записаны части предложение с однородными членами. Необходимо соединить части предложений так, чтобы получились предложения с однородными членами. ВЕТЕР СРЫВАЛ ЛИСТЬЯ, КРУЖИЛ ИХ. МЕДВЕДЬ ЗА ЛЕТО ОТЪЕЛСЯ, ПРИГОТОВИЛ БЕРЛОГУ. МУЖЧИНЫ ОХОТИЛИСЬ, ЛОВИЛИ РЫБУ. 7. Работа по учебнику. Стр. 11 упр. 9 (1,2) Массаж для пальцев - Погрейте! (потирание ладошек). - «Скалка» (покатайте ручку между ладонями). - Покатайте ручку между двумя пальчиками. - Похлопайте в ладоши. - Назовите однородные члены в каждом предложении. Гимнастика для глаз. 8. Словарно – орфографическая работа. КЫБ (БЫК) ГРИТ (ТИГР) ЬЛОС (ЛОСЬ) НСАСО (СОСНА) - Какое слово здесь лишнее? Почему? 9. Закрепление. Упр. «Расставьте знаки препинания» ЯБЛОКИ БЫЛИ КРУПНЫЕ СОЧНЫЕ ВКУСНЫЕ. - Какие знаки препинания вы поставили? Почему? - Назовите однородные члены предложения. 10. Итог. Что мы сегодня делали? Какие члены предложения называются однородными. Повторение правила: Однородные члены предложения: Отвечают на один и тот же вопрос Зависят от одного и того же слова Произносятся с перечислительной интонацией. Д/з: стр. 11 упр.9 (3-5).