Урок русского языка 8 класс Тема урока Обстоятельство. Виды обстоятельства. Общие цели Активизация раннее полученных учащимися знаний об обстоятельстве; расширение представления учащихся об обстоятельствах; Задачи урока Познакомить с основными видами обстоятельств и способами выражений; Стимулировать навыки критического мышления и самостоятельного осмысления; Развивать логическое и творческое мышление. Результаты обучения Учащиеся могут различать основные виды обстоятельств; Строить диалоги, используя обстоятельства; Оценивать себя по своей активности. Источники для заданий Учебник «Русская речь», из-во «Мектеп», 2008 г. Задания Орг. момент ( деление учащихся на группы)
I.Стадия вызова 1. Мозговой штурм 2.Озвучивание темы II.Стадия осмысления 1.Выполнение упражнений (индивидуальная работа, работа в паре) 2.Заполнение интерактивной таблицы «ЗХУ» 3.Работа с текстами. Метод Insert. III.Стадия рефлексии 1.Обобщающие вопросы 2.Метод «Фруктовый сад»
Оценивание. Домашнее задание Записи учителя по уроку Ход урока: 1.Орг.момент (приветствие, деление учащихся на группы)
I.Стадия вызова - Проверка домашнего задания. - Как вы сегодня себя чувствуете? (хорошо, отлично, комфортно, весело) - О каком второстепенном члене предложения мы будем говорить на уроке? (обстоятельство) - метод «Кластера» II.Стадия осмысления - Выполнение упражнения «Найдите обстоятельство».
1 группа: 1.Я побежал вперед. 2.Мы приехали вчера 2 группа: 1.Мы пошли пешком 2.От усталости у меня кружится голова
3 группа: 1.Я пришла мириться 2. Он был очень внимателен. 4 группа: 1.Без звонка туда идти нельзя 2.Несмотря на дождь, мы все же вышли.
- Задание «Чем выражается обстоятельства?» Мы приехали утром. (наречием) Он сидел, греясь на солнышке. (дееприч.оборот) Он читал с выражением.(существ.) Он потерял тетрадь два дня тому назад. (словосоч.) Он бежал сломя голову.(фразелогизм)
- Задание «Замените фразеологизмы наречиями» Он живет у черта на куличках (далеко) Ответь мне положа руку на сердце (честно) Наши дома стоят бок о бок (близко) Саша проснулся ни свет, ни заря (рано) Он бежал сломя голову (быстро) Наташа трудилась на покладая рук (хорошо) Катя выучила стихотворение на зубок (отлично) Ребята на уроке труда работали засучив рукава (отлично)
Заполнение таблицы «ЗХУ» Знаем Хотим узнать Узнали Обстоятельство- это второстепенный член предложения, указывающий на обстоятельство при которых происходит действие: время, место, образ действия. Обстоятельство отвечает на вопросы: когда? где? как? зачем? почему? Обстоятельство поясняют сказуемое. Выражаются существительными и наречиями. Виды обстоятельств (цели, причины, условия, меры и степени). Способы выражения обстоятельств. Виды обстоятельств, на какие вопросы они отвечают: меры и степени- в какой степени?, причины- почему, по какой причине?, условия- при каком условии? Выражаются словосочетанием, фразеологизмами, деепричастием, деепричастным оборотом. Работа с текстами. Деление учащихся на две группы. Каждой группе дается текст. Метод Insert.
1 текст. В Центральной Азии Новый год- Наурыз- по древней традиции отмечается весной. Накануне праздника молодые наводят порядок в доме и около него. Они белят дома, чистят колодцы и арыки, очищают место вокруг стойбищ и родников, сажают деревья и кустарники. Только в этот день на полях можно увидеть деревянный плуг. Он символизирует хороший урожай. Праздник приходит в каждый дом, на каждую улицу. Здесь поют и танцуют, угощают всех наурыз- коже. На зеленой поляне под открытым небом состязаются певцы, танцоры, поэты, борцы. Рядом самые молодые и ловкие принимают участие в национальной игре «Кыз куу». Не думайте, что это легче, чем победить в борьбе или в конкурсе акынов. Ведь на востоке женщины с детства ездят верхом. Считается, чем веселее пройдет Наурыз, тем щедрее будет природа. К вечеру в местах празднования Наурыза устанавливают огромные качели- алтыбакан. Праздник продолжается всю ночь, а к рассвету молодежь поднимается на близлежащую возвышенность и встречают восход солнца.
Основная мысль текста. Ключевые слова. Найти в тексте обстоятельства. Метод Insert.
2 текст. Бәйге- приз, премия. У многих эта традиция ассоциируется со скачками. Однако это одностороннее понятие. Той и другие праздники не проходили бы без единоборства борцов, без айтыса акынов, без скачек. Бәйге- приз- получал в первую очередь чемпион, победивший в борьбе или в скачках. Особо почетный приз доставался лучшему всаднику. Победившему в виде приза ( бәйге) давали сто и более лошадей. Призер не должен был угонять весь скот в свой аул. Часть он должен был подарить аксакалам, друзьям, часть оставить святым духам предков. Лучшему борцу давали бәйге- верблюда, покрытого ковром. Акыну, победившему в айтысе, накидывали на плечи чапан и дарили хорошего коня.
Составление диалога, употребляя различные виды обстоятельств.
III.Стадия рефлексии Что такое обстоятельство? Назвать виды обстоятельств? Чем выражаются обстоятельства?
Метод «Фруктовый сад»
Источники, оснащение и оборудование Интерактивная доска Последующее задание Упражнение № 7, 9. Выучить правила. Оценивание практического занятия Оценивание формативное и суммативное. Учащиеся оценивались на всех этапах урока. В конце ставилась итоговая оценка.