Приемы на каждый этап урока ( методическое пособие для учителя)
Организация класса к уроку: 1. Утренний сбор. Цели утреннего сбора: 1. Сформировать единое сообщество. 2. Стимулировать обмен мнениями. 3. Обучить детей навыкам, которые необходимы, чтобы стать ответственным членом общества. Задачи утреннего сбора: 1. Воспитывать привычку заботиться о себе. 2. Создать живую дружескую атмосферу. 3. Создать индивидуальные и коллективные возможности для участия в общей работе. 4. Убеждать детей, что результат работы зависит от участия каждого. Например: Доброе утро! Птицы запели. Добрые люди, беритесь за дело! Творчества, творчества всем мы желаем. Мира в тебе, мира во мне, мира везде. Ладошками передаем друг другу тепло своего сердца, свое настроение. - - - - - - - - - -- - - - - - -- - -- - --- - - - --- - - -- - - - - - -- - - - - - - - - -- - - - - -- - - - - 2. Оздоровительная минутка « Этюд души». Давайте поприветствуем докторов природы, которые дают нам здоровье. Опустите руки ладонями вниз горизонтально полу и произнесите вслух « Я приветствую тебя, Земля» Вытяните руки перед собой ладонями вперед « Я приветствую тебя, Вода». Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу « Я приветствую тебя, Воздух». Поднимите руки вверх ладонями вперед « Я приветствую тебя, Солнышко». Здоровье человека и окружающая среда не отделимы друг от друга. 4. «Мои пожелания» Цель- создание настроя на предстоящую работу и снятие барьеров общения. По цепочке желают пожелания на сегодняшнее занятие и целый день. Оно может быть кратким - в одно слово, может быть и в одно предложение. 5. Упражнение «Комплимент» Преподаватель должен сделать комплимент всей группе об отношениях в группе, доброжелательности и взаимоотношения студентов, стремлении понять друг друга. По цепочке говорят своему соседу приятные слова (комплимент). Преподаватель начинает и задает тон, последний комплимент адресуется преподавателю. 6. Упражнение «Ассоциации» Цель- развитие чувства поддержки, создание благоприятной, доброжелательной атмосферы для совместной деятельности. Дети встают в круг, в центр становятся участник либо по желанию, либо тот, кто нуждается в поддержке (например, Аида). Постепенно, поворачиваясь по часовой стрелке, он встает напротив каждого участника. Тот, кто находится напротив, должен сказать: «Аида, ты напоминаешь мне…» - далее ассоциация со временем года, растением, явлением природы, предметом, музыкой и др., без оценок и указаний на черты характера. 7. Упражнение «Рисуем портрет» Каждый рисует на листочке портрет присутствующего. Затем листочки собираются, перемешиваются, и преподаватель пускает их по цепочке. На обратной стороне листочка все пишут имя нарисованного. Все портреты возвращаются их авторам, и подсчитывают, сколько человек правильно узнали портрет. Определяется самый талантливый художник. 8. Упражнение «Мое настроение» Цель- выражение настроения «здесь и теперь» с помощью рисунков. На бумаге А4 изобразить свое настроение «здесь и сейчас». Можно использовать все, что есть под рукой. Далее устраивается выставка настроений. Хорошее настроение могут подарить друг другу.
9. Упражнение «Презентация моего имени». Цель- Знакомство друг с другом. Презентовать имя должен каждый. Возможен выбор игрового имени. Дети становятся в круги по цепочке выходят вперед, делая шаг к центру круга, и произносит свое имя в той форме, которая ему больше всего нравится. После этого, по сигналу ведущего, все делают шаг в центр и повторяют его имя. 10. Упражнение «Самый-самый мой плакат». Цель- знакомство, создание доверительной атмосферы. Участникам предлагают нарисовать на листе бумаги плакат, состоящий из нескольких разделов: 1. Имя, 2.Возраст 3.Вес 4.Рост 5. Мой любимый цвет Нарисовать: а) чем люблю заниматься б) некоторые мои друзья в) так я выгляжу, когда я счастлив (автопортрет) г) моя семья д) если бы у меня было желание, я загадал, чтобы… е) вот мое любимое место Эти плакаты прикрепляются на грудь, и участники в произвольном порядке ходят по комнате, знакомясь друг с другом в течение 15 минут. 11. Упражнение «Фотоальбом». Цель- создание доверительной атмосферы и положительного настроя участников, тренировка памяти, концентрация внимания на партнере. Участники группы встают в круг. Каждый из них по очереди должен будет показать свою любимую фотографию в своем фотоальбоме. По цепочке участники называют свое имя и показывают позу-фигуру – «первую фотографию» своего альбома. Следующий участник, прежде чем назвать свое имя и показать свою «первую фотографию», должен повторить имена предыдущих участников и их фотографии. Таким образом, собирается фотоальбом участников группы. 12. Упражнение «Реклама» Цель- концентрация внимания на партнере, создание доверительной атмосферы, положительного настроя. Участники готовят одинаковые листочки бумаги. Каждый участник пишет на нем свое имя. Бумажки одинаково для всех сворачиваются в несколько раз с именем внутри. Ведущий перемешивает все бумажки. Участники по цепочке вытягивают бумагу и садятся на места. Задание : прорекламировать участника, имя которого указано в бумаге, как хороший товар, не называя его имени, например, «Продается классная файловая папка, красного цвета. В ней есть все!...». Участники угадывают имя. В конце называется самая понравившаяся реклама, победитель выбирается по конкурсу аплодисментов. Актуализация знаний: 1. «Аквариум» Учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обсуждает его. Остальные учащиеся не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии. После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа. 2. «Микрофон» Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод. 3. «Мозговой штурм» Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обсуждение. 4. Метод « ПРЕСС» Это упражнение развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично. «Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов: 1. – Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…») 2. – Обоснование своей мысли («… Так как…») 3. – Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…») 4. – Обобщение, выводы («Итак…»). 5. «Карусель» Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос. 6. «Диалог» - его суть заключается в том, что группы ищут согласованное решение, а результат работы должен быть отображён в виде схемы, перечисление признаков, конечном тексте, который потом записывается в тетрадях. Эта методика включает противостояние и критику позиций той или иной группы, а всё внимание сосредоточено на сильных моментах позиции других. Эксперты фиксируют общие взгляды и под завершение работы дают обобщённый ответ на задание, который записывается всеми.
I. Этап исследования: 1. «Два, четыре – вместе» Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обсуждение вопроса. 2. «Синтез идей» Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников. Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы. 3. «Обучая – учусь» Материал урока делится на отдельные блоки по количеству учащихся в классе. Учащиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обсуждение и закрепление учебного материала. 4. «Поиск информации» - метод применяется, если нужно как-то оживить сухой, зачастую неинтересный материал. Суть его в том, что происходит командный поиск информации, которая дополняет уже имеющуюся (прочитанную учителем лекцию или домашнее задание) с последующими ответами на вопросы. Для групп разрабатываются вопросы, ответы на которые можно найти в учебниках, раздаточном материале, документах и т.д. Всегда определяется время, на протяжении которого нужно проанализировать информацию и найти ответы на вопросы. 5. «Круг идей» - целью является разрешение острых спорных вопросов, составление списка идей и привлечение всех учеников к обсуждению вопроса. Все группы должны выполнять одно Ито же задание, которое состоит из нескольких вопросов (позиций), которые представляются группами по очереди. При ответах каждая из групп озвучивает только один аспект проблемы, а учитель задаёт вопросы по кругу до тех пор, пока идеи не закончатся. Это исключает возможность доклада всей информации одной группой.
Релаксация. 1. Упражнение «Сон героя» Мы долго играли и устали. Сядьте удобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… Ваши руки совершенно спокойно лежат на коленях. Ваши ступни стоят на полу и расслаблены. Ваши руки и ноги становятся спокойными и тяжелыми. Напряжение уменьшается. Ваше тело отдыхает… Представьте себе, что каждый из вас уснул, устроившись на отдых под большим раскидистым деревом. Вам снится прекрасный сон. Каждый видит самого себя через пять лет… Обратите внимание, как вы выглядите через пять лет… Где вы живете… Что вы делаете… Представьте, что вы очень довольны своей жизнью. Чем вы занимаетесь? За что вы отвечаете? Кто находится рядом с вами?.. Потратьте некоторое время на то, чтобы подробно рассмотреть отдельные образы своего сна. Время от времени до вас доносится мой дружеский голос. Можно разобрать отдельные фразы. «Ты замечательная… мы тебя любим… у тебя все получиться…». Эти слова помогают смотреть ваш чудесный сон. (Пауза 1 минута) Теперь вы чувствуете, что настало время возвращаться сюда к нам… Когда я досчитаю до трех, вы проснетесь и будете бодры и уверены. Постарайтесь запомнить все, что увидели о самом себе. Раз-два-три. Теперь возьмите по одному листу бумаги, ручку и напишите, какими вы будете через пять лет: где будете жить и работать, кто будет рядом, как достигли этого. Довольны ли вы увиденным образом будущего? Что понравилось больше всего? Что хотели бы изменить в своем образе будущего? Какие шаги для этого нужно предпринять? 2. Упражнение «Руки» Управление своим состоянием на уроке, когда есть маленькая передышка. Это упражнение на снятие усталости. Урок. Класс работает, например, решает задачи. Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки. Представьте себе, что энергия вашей усталости стекает вниз в землю. Она струится от головы к ногам, устремляется от плеч по рукам и пальцам и по кончикам пальцев уходит в пол. Ощутив теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам, посидите так 1-2 минуты. Затем слегка встряхните кистями рук, пружинисто резко встаньте, улыбнитесь, пройдите по рядам в классе, помогите затрудняющимся, похвалите успешных. 3. Упражнение «Выдох». Для снятия ситуационного внутреннего напряжения сделайте глубокий вздох и при выходе резким воображаемым движением сорвите напряженную «маску» со своего лица: представьте себе, что вы снимаете «броню», «панцирь» с шеи, с плеч, с лица. Глаза, губы, мышцы лица и шеи без брони становятся мягче и легче. Меньше напряжения в вас, больше безопасности для ребят. 4. Упражнение «Жест» Более мягкий вариант снятия напряжения. Дотроньтесь кончиками пальцев до краев глаз и сразу же проведите ладонями ото лба к подбородку, как бы снимая мягким движением «маску». Были предложены участникам и другие упражнения на самовнушение. Телесно-ориентированная работа дала незамедлительный эффект. Это проявилось в том, что участники тренинга почувствовали раскованность, было снято напряжение, что отразилось на эмоциональном настроении. 5. Упражнение «Луч» Упражнение на снятие эмоционального утомления. Сядьте удобно и закройте глаза. Представьте, что в верхней части Вашей головы возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и теплым, ровным и расслабленным светом изнутри освещает Ваше лицо, шею и плечи. По мере движения луча разглаживаются складки бровей, зажимы в области губ, расслабляются мышцы лица, исчезает напряжение в области затылка, освобождаются от напряжения плечи. Внутренний луч формирует Вашу новую внешность – внешность спокойного и уверенного в себе человека, удовлетворенного собой, жизнью, профессией, учениками. «Волшебный сон» (звучит музыка) Я знаю, детки наши сегодня устали. Я предлагаю вам немного отдохнуть. Представьте себе, что вы лежите на мягком, красивом ковре, волшебном. Вокруг все тихо и спокойно. Вы дышите легко и свободно. Волшебный ковер дает ощущение приятного покоя и отдыха.
Вы погружаетесь в волшебный сон. Реснички отпускаются, Глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем Сном волшебным засыпаем Дышится легко, ровно, глубоко… Наши ручки отдыхают, Ножки тоже отдыхают, Отдыхают, засыпают. Шея не напряжена и расслаблена… Губы чуть приоткрывается Все чудесно расслабляются. Дышится легко… ровно…глубоко Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимать И повыше поднимать Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!
IY. Этап дискуссии: «Выбери позицию» Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и понятие правильного решения.
Y. Этап моделирования: 1. «Совместный проект» Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом. 2. «Общий проект» - в этом случае группы получают задания разного содержания, которые освещают проблему с разных сторон. При завершении работы каждая группа делает отчёт и делает свои записи на доске. С этих записей как бы составляется общий проект, который рецензируется и дополняется группой экспертов. 3. «Синтез идей» Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников. Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы. YI. Рефлексия: 1. « Узелки». Каждый участник вешает на спине бумагу и ходит по комнате. Все остальные пишут ему пожелания. 2. «По правде говоря». В кругу каждый сообщает о себе 4 вещи, 3 из которых соответствуют, а 1 – нет. Нужно определить, что является ложным. 3. « Пряжа» Отрезать длинные веревки. Каждый выбирает себе пряжу, наматывает на палец и рассказывает о своих впечатлениях. 4. «Снежок» Взять белую бумагу, написать комплимент и смять. Играть в снежок. Кидать в разные стороны. Зачитать вслух.
5. Упражнение «Веночек» По очереди все присутствующие кладут руку на плечо соседа слева (или справа, но все в одном направлении) и дарят те знания или навыки, которые были приобретены на протяжении занятия или курса. 6. Упражнение «Рюкзак» Нарисуйте на листе тетради рюкзак, и попросите всех присутствующих по очереди сказать, что бы они хотели взять с собой в дорогу из тех знаний и навыков, которые они только что приобрели. 7. Упражнение «Карточка желаний» Задание. Напишите карточку желаний на короткий и длительный период. Представьте, что Вы волшебник и все можете. Какой бы вы хотели видеть свою жизнь? Что бы ты хотел в ней изменить? Что бы ты хотел в ней изменить? Каковы планы на будущее?
Способы завершения занятий Вариант 1 1. Каждый участник формулирует и записывает на листе бумаги самую важную и усвоенную им идею в одно предложение. 2. Разбиваются по парам, и каждому дается 45 секунд, чтобы убедить своего напарника, что усвоенная им идея является ключевой. 3. Четверка объединяется еще с четырьмя, и так далее, до тех пор, пока, в конце концов, одна половина присутствующих не назначит представителя, чтобы отстоять выбранную им идею перед второй половиной.
Вариант 2 1. В течение 5 минут все студенты формулируют в одно предложение и записывают на отдельных листах бумаги все основные идеи, усвоенные ими во время занятий. 2. После этого все листы прикрепляются на одну большую доску. 3. Каждый из студентов начинает двигать листы, группируя схожие и озвучивая причины своих действий.
Размер каждой выборки основных идей в дальнейшем поможет определить выводы всей группы и позволит ведущему итог.
|