Русский язык 5 «А» класс Грамматическая тема: Прямое и переносное значение слова. Лексическая тема: « Осень» Цели: Познакомить учащихся с понятиями «прямое» и «переносное» значение; научить различать прямое и переносное значения слов; формировать умение находить в тексте; правильно употреблять в речи слова в переносном значении. Развивать творческую активность учащихся , обогащать словарный запас , совершенствовать грамматический строй речи учащихся. Воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к слову. Ход урока I. Орг. момент. Психологический настрой. -Отчет о самостоятельной работе дома II. «Мозговой штурм». -Что такое лексика? -Однозначные-? Многозначные слова-? Омонимы-? Назвать несколько слов омонимов?(мир, лук, печь, ели) Выделить многозначное слово. (слайд) -Троллейбус, самолет, речка, компьютер, , корень, мост, лист, дружба, краска, кошка, кисть, детвора, ручка, трава, осень, иголка. III. Объяснение нового материала. Работа по лексической теме «Осень» (слайд) -Анализ стихотворения Абая «Осень». Лексико-грамматическая работа Информационный текст. Нельзя язык, не зная слов. ( слайд ) Объясните выражение. Многозначные слова /прямое значение (слайд) /переносное значение -Слово, обозначая предметы, признак, действие, количество выступает в прямом значении. -Переносное значение слова происходит на основе сходства предметов.( слайд) Море-прямое значение. море огней, море людей, море книг- переносное значение (море обозначает большое количество чего-либо)
1.На столе горели свечи. Его глаза горели от счастья. горели: 1-прямое, 2-переносное. 2.Бежит /мальчик, спортсмен, собака. Бежит /вода, ручей, река. 3.-Слово холодный – прямое значение, имеющий низкую температуру. Определить значение слов. --Вымыть руки холодной водой. -С севера дул холодный ветер. -холодное пальто; холодные оттенки картины; холодная встреча; холодный взгляд. IV.Определите, какие из выделенных слов употреблены в прямом значении, а какие – в переносном значении. За столом сказала мать: -Хватит языком болтать! А сынишка осторожно: А болтать ногами ногами ? болтать языком- ; болтать ногами-; -Золотой –прямое значение, обозначает предметы , сделанные из золота. золотые волосы, золотые руки, золотые монеты, золотые серьги, золотое сердце, золотой кубок.(слайд)
-Тяжелый. Тяжелый груз.( ящик, портфель, взгляд, день) -Девочка скачет. Температура скачет. (слайд)
-ФИЗМИНУТКА. V.Закрепление полученных знаний: -чтение учебного материала. -письменно упр.103 стр.46. 2Составьте словосочетание. Запишите словосочетание только в переносном значении. Злой (мороз, волк); черные(краски, мысли); шапка (мамина, снега),хвост (лисы, поезда) ударил ( мороз, молотком);барабанит ( дождь, музыкант).(слайд)
VI.Инструктаж домашнего задания. -упр. 107, 108. стр. 46- 47.
VII.Итог урока -Что нового узнали на уроке? -Оценка знаний учащихся.
|