КГУ «СШ имени Н.Островского» с. Бородулиха Каербекова Шолпан Кенжибековна учитель русского языка и литературы
Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СТИЛИ РЕЧИ Цели: систематизировать изученный материал о стилях речи; научить девятиклассников различать разные стили речи, определять их жанры, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, упражнять учащихся использовать характерные для каждого стиля речи изобразительно-выразительные средства языка. Ход урока I. Организационный момент. II. Слово учителя. – Что такое стилистика? Это особый раздел науки – лингвистики, которая изучает стили и стилистические ресурсы. – Что такое стили? Это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основными функциями языка. – Какие же существуют сферы общения, или речевые ситуации? 1. Бытовая сфера. 2. Научная сфера. 3. Правовая сфера. 4. Сфера политики. 5. Сфера искусства. – Каковы функции языка? 1. Общение. 2. Сообщение. 3. Воздействие. Разновидности стилей, выделяемые в зависимости от речевых ситуаций и функций языка: 1. Разговорный стиль используется в бытовой сфере и выполняет функцию общения, реже – сообщения. 2. Научный стиль – сфера науки, функция сообщения. 3. Официально-деловой стиль – сфера права, функция сообщения. 4. Публицистический стиль – сфера политики, искусства, функции сообщения и воздействия. 5. Художественный стиль – сфера искусства, функция эмоционального воздействия. III. Работа в группах. Задание. Определить стиль речи, охарактеризовать языковые средства, назвать сферу употребления, функции. 1-я группа. «За месяц до отъезда из Москвы у нас не стало денег – это папа готовился к рыбной ловле… И вот началась ловля. Уселся отец на берегу, разложил все свое хозяйство, опустил садок в воду, закинул удочки – нет рыбы». (А. Яшин.) 2-я группа. «Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произрастания (к климату, почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность и длительность хранения». (Г. Фетисов.) 3-я группа. Штормовое предупреждение. К берегам Скандинавии движется циклон. Уровень воды в Неве поднялся на 162 см. Всем организациям, расположенным в затопляемой зоне, принять необходимые меры при возможном затоплении. (Росгидрометцентр.) 4-я группа. «Сегодня не надо гадать, «чей стон раздается над великою русской рекой». То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперек, больная с рассольной водой, перетянутая плотинами гидростанций, распухшая от водохранилищ с убывающим год от года знаменитым рыбным богатством. Глядя на Волгу, особенно хорошо понимаешь цену нашей цивилизации – тех благ, которыми человека заманили, как неразумное дитя, заменили ему радость бытия радостью эгоистических побед и достижений. Кажется, побеждено все, что можно было, даже душа, даже будущее; все больше горечь, как пепел из заводских труб, гнетет нам сердце…» (В. Распутин.) 5-я группа. «Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце». (А. Чехов.) IV. Самостоятельная работа с теоретическим материалом. Задание. Составить простой план § 3.
|