Урок на тему: "Личные местоимения"
Тема: Личные местоимения.
Задачи урока:
Образовательные: расширить знания о личных местоимениях; сформировать знания об особенностях их склонения.
Развивающие: развивать умения правильного употребления личных местоимений в речи; правильно писать местоимения с предлогами; развивать умения рассуждать, обобщать; развитие творческого и логического мышления.
Воспитательные: физическое воспитание (соблюдать правильную посадку в течение всего урока); этическое воспитание.
Межпредметная связь: литература, математика.
Наглядность: кластер, карточки словарных слов, раздаточные карточки.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Содержание урока.
Оргмомент. Записываем число, классная работа. Постановка темы и цели урока. Фронтальный опрос. - что называется местоимением? - какими членами предложения выражается местоимение? - сколько разрядов местоимений вы знаете?
Определите разряд местоимений. - А вот мой рыжий кот Редиска – добрый и ленивый. (прит.) - Это был тот самый кот. (указ., опр.) - Долго у моря ждал он ответа. (лич.) - Какой же мальчик откажется переночевать на берегу моря под открытым небом? (вопр.) - Некто постучал ко мне в дверь. (неопр.) - В этом году я поеду отдыхать в Турцию. (указ., лич.) - Никакие советы мне не помогут. (отр,.лич.) - Других не суди – на себя погляди. (возвр.)
Синтаксическая минутка. Графически оформить предложение. - Однажды мы проводили день на речке. - Мы встретились с другом на берегу небольшого озера. - Я отправился в городскую библиотеку за подбором материала к докладу. - Он нашёл их в этой коробке. - Мне снились весёлые думы.
Новая тема. Работа с кластером. Теория (стр. 243), морфологические признаки личных местоимений. - Перечислите личные местоимения. Почему они называются личными? - Какое личное местоимение изменяется по родам? (мест. 3-го лица)
Шуточное стихотворение. Выборочный диктант (выписать местоимение вместе с падежом).
Моя грамматика.
Я талантлив от рождения! Не дурак и не простак! И моё местоимение Все вокруг склоняют так, Перво-наперво решительно Скажет вам семья моя, Что, конечно Именительный – Это Я и только Я! Мать склонилась умилительно, А за ней и вся родня. И не зря. Падеж Родительный Для кого? А для МЕНЯ; Все заботятся старательно И заслуженно вполне И дают подарки. Дательный- Это значит – только МНЕ! Не смотрите подозрительно, У меня родня – броня! И запомните: Винительный Не касается МЕНЯ! Жизнь легка и упоительна За родительской спиной!... Нет, друзья, падеж Творительный Сотворён совсем не МНОЙ! Ждёте, видимо, Предложного? Новых данных обо МНЕ? Не просите невозможного, Хватит с вас и так вполне. (М. Раскатов.) - Какое личное местоимение здесь склоняется? - В каком падеже неверно поставлен вопрос к местоимению? (В винительном)
«Учимся рассуждать и доказывать», упр. 762 стр. 244
Самостоятельная работа, упр. 764 стр. 245
Запись в словарь «Говори и пиши правильно». Грущу по вас, тоскуешь по нас, скучает по вас.
Лингвистическое наблюдение, упр. 765 стр. 245 (Восстановить правило и записать его в тетрадь).
Игра «Отгадай-ка». 1) В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я) 2) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (Ямы) 3) Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь я) 4) Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте. (Якорь) 5) Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. (Тыква)
Упр. 763. Прочитай. Найди личные местоимения, укажи падеж. Чему учит стихотворение? Проследи за собой, как ты закрываешь дверь.
Учимся образовывать падежные формы местоимений с предлогами. От местоимений он, она, они учащиеся образовывают падежные формы с предлогами и записывают их. К (он), о (она), вокруг (они), напротив (она), с (она), благодаря (он, она, они), навстречу (он).
Конструирование предложений, 3-4 предл.. (устно).
«Поспешишь - людей насмешишь!» -Ребята, давайте поможем Пете Ошибкину исправить неверное употребление местоимений, упр. 769 стр. 246 Записать исправленные предложения.
Употребление личных местоимений. -Ребята, очень часто употребляется в поэтической речи личное местоимение я, как вы думаете почему? (В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своём восприятии жизни, событий и пр.) - Прослушайте отрывки из стихотворений разных поэтов.
Привет, Россия, - родина моя! Как под твоей мне радостно листвою! И пенья нет, но ясно слышу я Незримых певчих пенье хоровое. (Н. Рубцов) А я росла в узорной тишине, В прохладной детской молодого века. И не был мил мне голос человека, А голос ветра был понятен мне. Я лопухи любила и крапиву, Но больше всех серебряную иву. (А.Ахматова) Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. ( С.Есенин) -В употреблении местоимений 2-го лица в русском языке есть особенности: к старшим по возрасту, незнакомым людям мы обращаемся на «вы». Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на «вы» называли родителей. Эта старинная традиция сохранилась сейчас кое-где в сельской местности. Местоимение ты часто употребляется в обобщенном значении.
Например: Хорошо пробежаться на лыжах по свежему снегу! Ты идешь и не видишь ничьих следов – все занесено снегом. С трудом прокладываешь лыжню. По которой потом пройдут другие лыжники. Скорость передвижения небольшая, зато ты получаешь удовольствие от того, что ощущаешь себя первопроходцем.
Домашнее задание.1) Написать сочинение-миниатюру по данному началу; подчеркнуть местоимения, которые обозначают не конкретное лицо, а вообще любого человека. Любишь ли ты бродить по весеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий весенний лес…2)п.55, правило.
Итог урока. Ребята, что нового вы узнали на уроке? Чему научились? Артур – Настя – Назира – Сергей – Рахман –
Резерв: Замените слова в скобках так, чтобы равенство было верным.
(16 кг) + (новогоднее дерево) = порода собак.
(главная песня страны) + (часть света) = учебное заведение.
Отгадайте следующую загадку: Двое мальчиков решили подсчитать в течение часа всех, кто проходил мимо них по тротуару. Один встал у ворот, а другой прохаживался туда-сюда. Кто насчитал больше прохожих? (одинаковое количество).
На этом наш урок закончен, до свидания.
|
Категория: Разработки учителей | Добавил: Светличная (27.03.2014)
| Автор: Щеколдина Светлана Вячеславовна E
|
Просмотров: 1165
| Рейтинг: 2.0/2 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|