9 класс (2 часа) 1 урок. ТЕМА: подготовка к сочинению по роману Лермонтова «Герой нашего времени». ЦЕЛЬ: подготовка к написанию классного сочинения. ЗАДАЧИ: уметь пользоваться текстом, научиться излагать свои мысли согласно предложенному вопросу; развивать как устную так и письменную речь учащихся; воспитывать интерес к литературе, культуру речи, дисциплинированность, уважение к работе друг друга.
ОБОРУДОВАНИЕ: текст романа, тетрадь, доска. ТИП УРОКА: развитие речи. МЕТОДЫ: анализ и синтез, творческий, словесный. ХОД УРОКА 1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Эпиграф: Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Печорин 2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Проверка домашнего задания. Подготовительные вопросы к сочинению: Каковы характерные черты Печорина как героя последекабристской эпохи? В чем трагедия Печорина? Какие беды он приносит окружающим и почему? Чем Печорин отличается от Онегина? В чем состоит литературное новаторство Лермонтова? Составление плана сочинения:
1.Смысл названия романа Лермонтова «Герой нашего времени» . Смысл названия романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» I. Вступление. Заглавие романа можно понимать по-разному, тем более что сам автор дал читателям такую возможность в предисло¬вии к журналу Печорина. II. Главная часть Что такое «герой времени»? Это выражение можно понимать двояко: либо это характер, типичный для своего вре-мени, либо лучший человек своего времени. Время Печорина, 30-е годы — особая эпоха в России. Она наступила после разгрома декабристского движения и характеризовалась прежде всего тем, что в обществе начался пе¬ресмотр прежних идеалов и попытки выработать идеалы но¬вые. С особой остротой вставал вопрос: «Для чего жить?» Попытки ответить на него в эту эпоху были в основном не¬удачны и часто приводили личность к скептическому неверию ни во что, к отрицанию смысла жизни. Формировалось целое поколение, точную характеристику которому дал Лермонтов в стихотворении «Дума». В этом смысле Печорин, безусловно, является, героем своего времени, его наиболее полным выразителем. Он устал от жизни, ему все скучно, потому что он все знает наперед; его высшая ценность — свобода, но без всякого представле¬ния о том, к чему эту свободу применить. Для него не сущест¬вует идеалов, он не верит ни в любовь, ни в дружбу, ему дос¬тавляет удовольствие играть с людьми, над которыми он чувствует свое бесспорное превосходство. Вообще едва ли не все характеристики поколения 30-х годов, данные Лермонто¬вым в стихотворении «Дума», вполне приложимы к Печорину. Можно ли назвать Печорина героем своего времени в другом смысле и говорить о нем’ как о лучшем представителе своего поколения? На первый взгляд нет, да и сам Лермонтов в предисловии к роману заявлял, что Печорин — «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Однако не все так просто. Во-первых, на стра¬ницах романа мы не находим ни одного персонажа, который был бы лучше Печорина и так же возбуждал бы нашу симпа¬тию (Максим Максимыч не в счет, потому что это человек другого поколения). Во-вторых, совершая свои «эгоистиче¬ские» поступки, Печорин не просто развлекается: в острых и часто рискованных ситуациях он ищет смысл жизни, испыты¬вает себя и судьбу. Наконец, он напряженно размышляет, ста-раясь понять, ради чего стоит жить. Он задумывается над сво¬им высоким предназначением, которого он не угадал, и не находит в жизни ничего достойного своим «необъятным си¬пам». Все это делает Печорина характером трагическим, неза¬урядным и вызывающим вопреки всем «порокам» уважение и симпатию читателя. III. Заключение. Образ Печорина противоречив и непрост; отношение к нему автора также нельзя назвать однозначным. Но героем своего времени он, без сомнения, может быть назван по праву. 3.ИТОГ УРОКА.
4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Подготовиться к написанию на выбранную тему. Печорин- герой нашего времени. Женские образы в романе Герой нашего времени» Мои любимые страницы в романе. 2 урок. Проверка и подготовка написанных дома сочинений, запись их в чистовик.
Уроки развития речи только на первый взгляд кажутся простыми. На самом деле это огромный предварительный труд учителя, это умение видеть целостную картину своего труда, это умение подбирать вопросы , которые работают на достижение поставленной цели. Благодарю .
Урок развития речи по подготовка к сочинению всегда сложен. Очень интересно подобран материал по роману Лермонтова «Герой нашего времени». ЦЕЛЬ урока достигнута. Учащиеся подготовились к написанию классного сочинения и несомненно напишут его. учитель умело реализовал задачи: уметь пользоваться текстом, научиться излагать свои мысли согласно предложенному вопросу; развивать как устную так и письменную речь учащихся; воспитывать интерес к литературе, культуру речи, дисциплинированность, уважение к работе друг друга.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]