Учитель русского языка и литературы Позднякова Наталья Сергеевна КГУ «Основная школа №1», г. Житикара
Тема: Правописание звонких и глухих согласных. Тип урока: обобщения и систематизации знаний. Цель:1) закрепить умение проверять правописание парного звонкого и глухого согласного; 2) развивать орфографическую зоркость, фонетический слух, устную и письменную речь, зрительную память, устойчивость внимания, аналитическое мышление; 3) воспитывать положительную мотивацию к учению, дружеские отношения друг к другу. Ход урока. I. Организационный момент (слово учителя, на фоне музыки) Доска закрыта, на доске домик, на двери замок. Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Рядом дом стоит большой, Звери там живут семьей На двери висит замок. Покрутили, постучали, Потянули и открыли. Замок снимается, створки доски открываются. II Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала. На доске написано: Лесная школа. Здесь же прикреплены лесные жители нашего края. - Это лесная школа, здесь живут и учатся ребята-зверята. Они очень дружные, все делают вместе. - Сегодня зверятами будете и вы. Выберите себе героя и мы вместе совершим путешествие в мир сказок. (Дети подходят к доске, выбирают героя, прикрепляют себе на одежду) -Откройте тетради, запишите число, классная работа. - Ребята-зверята учились писать слова с парными звонкими и глухими согласными в корне. Давайте и мы повторим, как нужно проверять написание таких слов. Презентация
III Этап актуализации опорных знаний. 1.- Запишите слова с парными согласными, подбирая проверочное слово. Запишите его через черточку. Подчеркните проверяемую согласную. Сказка, лев, чиж, травка, ягодка, сладкий, кот, гриб, медведь, дуб, ветка, луг, мёд, шишка, 2.- Записываем предложение: Сказки пришли к нам из глубокой древности.- синтаксический разбор предложения. IV Этап обобщения и систематизации знаний 1.- Скоро наступит время обеда, нужно набрать ягод для морса. Отгадай загадку, вставь пропущенную букву, подбери проверочные слова. 1) Не пустили в огород, потому она и жжёт.( крапива) 2) Подмигнёт тебе украдкой из травы фонарик сладкий. (земляника) 3) Ни ведёрка ни кисти, ни рук, а побелит все крыши вокруг. ( снег) 2.Самостоятельная работа ( у доски по вариантам) 1 вариант: Гриб, сапог, лодка, березка, дорожка, лапка, книжка. 2 вариант: Указка, ириска, нитка, кружка, жираф, снег, холод. 3.Работа в парах. - После обеда ребята-зверята решили написать письмо Деду Морозу, о том, какие добрые дела они сделали в этом году, ведь скоро Новый год. Помогите им. Выполните задание по карточке самостоятельно, не забывайте о правиле. (На карточках задание: у одних – списать текст, вставить пропущенную звонкую или глухую согласную; у других восстановить деформированные предложения, начиная с выделенного слова и вставить нужную букву). - Прочитайте, что нужно сделать. (Дети выполняют задание на фоне музыки) Карточка № 1 Спиши, вставь пропущенную парную звонкую или глухую согласную Дорогой Де… Моро…! Мы живем в лесу дружно. Вместе со…ираем яго…ки, варим сла…кое варенье. Плаваем на ло…ке. Ловим ры…ку. Медве…ь приносит нам вкусный ме…. У нас все впоря…ке. На улице уже выпал сне…. Скоро наступит Новый го…. Приходи к нам в гости. До свидания! Ребята-зверята Карточка № 2 Составь письмо Деду Морозу, начинай предложение с выделенных слов. Вставь пропущенную парную звонкую или глухую согласную Дорогой Де… Моро…! Дружно, живем, в, мы, лесу. Ло…ке, плаваем, на. Ры…ку ловим. Приносит, ме…, нам, медве…ь, вкусный. Выпал, улице, уже, сне…, на. Наступит, Новый, скоро, го…. В, приходи, к, гости, нам. До свидания! Ребята-зверята. 4.- Наступил вечер, ребята-зверята решили отдохнуть после тяжёлого дня, сели на пенёчки и начали сочинять стихи. Закончи двустишия, подбери рифму, объясни орфограмму. Работа с учебником (стр. 125, упр. 429) 1. Я взял муку и взял творог. Испёк рассыпчатый пирог 2. Быть должны всегда в порядке Твои школьные тетрадки 2. В яме спит зимою длинной, Но чуть солнце станет греть, В путь за медом и малиной Отправляется медведь Презентация V Итог урока. - Какую орфограмму сегодня на уроке мы с вами повторили? - Как проверить парный звонкий или глухой согласный в корне? - Всем спасибо, вы хорошо потрудились. Возьмите своих героев себе на память. - Домик закрывается. Ребята-зверята ложатся спать. VI Инструктаж домашнего задания. §42,43 упр.427
Спасибо за урок! Для пятиклассников очень интересный и познавательный материал. Урок-путешествие всегда запоминается, и данная тема, мне кажется, в дальнейшем не будет вызывать у ребят трудностей.