Урок русской грамоты в 1 классе Тема: Чтение слов с изученными буквами. Цель: закрепить знания учащихся об изученных буквах. Задачи: образовательные: закрепить знания учащихся об изученных буквах; сформировать представления об актерских способностях кошек; закреплять умения проводить звуко-буквенный анализ слова; продолжить формировать умения работать с текстом; продолжить формировать у учащихся умения организовывать себя и работать в заданном темпе; формировать творческую активность учащихся; формировать фонематический слух; воспитательные: воспитывать любовь к животным; содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; содействовать профилактике утомляемости учащихся; развивающие: развивать наблюдательность; развивать и обогащать речь учащихся; развивать логическое мышление; развивать познавательный интерес к чтению; способствовать развитию эмоциональной сферы. Оборудование: Презентация «Театры Казахстана»; иллюстрации кошек, иллюстрации, посвященные театру кошек Ю. Куклачева; схемы слов для звуко-буквенного анализа; схемы предложения; рассыпанная загадка, индивидуальные карточки с рассказом Ю. Куклачева «Чарлик», С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке», пословица с пропущенными буквами «Доброе слово и кошке приятно», разрезанные буквы пословицы, компас. Ход урока 1. Оргмомент. Психологичесий настрой. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. 2. Сообщение темы урока. Урок русской грамоты у нас сегодня необычный. Мы непросто будем повторять изученные буквы, а отправимся в театр. Поднимите руку, кто уже когда-нибудь был в театре? Показ презентации «Театры Казахстана» Театры бывают разные. И актеры в театре тоже могут быть разные. Кто является актерами нашего театра, вы узнаете, отгадав загадку. Ой, смотрите, случилась беда и загадка рассыпалась. Прочитаем ее по частям: (чтение по цепочке). (На доске карточки с рассыпанной загадкой). Мордочка усатая, Часто умывается, Шубка полосатая, А с водой не знается. Как вы думаете, загадка о животном или человеке? (о животном) Почему вы так думаете? (мордочка усатая, шубка полосатая) Попробуйте составить загадку. (ученик составляет устно, учитель на доске) Прочитаем загадку еще раз: (ученик) Мордочка усатая, Часто умывается, Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается. Отгадайте. Это кошка. 3. Закрепление полученных знаний. Сколько в слове кошка слогов? (2) Назовите первый слог. (кош-) Назовите второй слог. (-ка) Какой слог ударный? (кош-) Посмотрите на схемы слов. Подберите верную схему. (Каждая схема объясняется). Подходит 3 схема. Составьте предложения про кошку. А сейчас помогите мне найти схему предложения. (На доске плакат). (Ученики объясняют). Сколько слов в предложении? (4 слова) Составьте предложение про кошку по схеме. Кто же является актерами нашего театра? (кошки) Есть такой театр в России (в Москве), актерами в котором являются кошки. Художественный руководитель театра – Юрий Куклачев. (иллюстрации) В театре у Куклачева 120 кошек. Каждая имеет свой неповторимый характер. Кошки не поддаются дрессировке, но, наблюдая за ними, их можно научить быть актерами. В театре у Юрия Куклачева животные проходят обучение, а люди, которые смотрят на животных и общаются с ними, тоже многому учатся у них. Как вы думаете, чему можно научиться у кошек? У кошек можно научиться терпению, преданности, любви, вежливости, воспитать волю. Общаясь с ними, проходишь, так называемую, «школу доброты». 4. Физминутка. Осторожно, словно кошка, До дивана от окошка На носочках я пройдусь, Лягу и в кольцо свернусь. А теперь пора проснуться, Распрямиться, потянуться. Я легко с дивана спрыгну. Спинку я дугою выгну. А теперь крадусь, как кошка, Спинку я прогну немножко. Я из блюдца молочко Полакаю язычком. Лапкой грудку и животик Я помою, словно котик. И опять свернусь колечком, Словно кот у теплой печки. 5. Закрепление изученного материала. Юрий Куклачев не только дрессировщик, но и писатель. Он написал книги про своих животных (показ книг). Посмотрите на доску. Здесь слова, которые помогут нам прочитать рассказ Куклачева. (чтение по 1, затем хором, слова на доске с дополнительными пометками – слоги, ударение). Чарлик впереди маленький использую не боятся заблудиться Возьмите листочки с текстом. Прочитаем рассказ Юрия Куклачева «Чарлик» (первичное чтение хорошо читающим учеником, вторичное по цепочке)
Чарлик. У меня есть кот. Зовут его Чарлик. Он маленький и ловкий. На даче я использую Чарлика как компас. Когда дети идут в лес за грибами, то берут кота с собой. Ходят дети по лесу и не боятся заблудиться. Чарлик сам бежит впереди и приводит домой. - Кто живет у автора? (У автора живет кот.) - Как его зовут? ( Его зовут Чарлик.) – Какой Чарлик? Прочитайте. - Куда ходят дети? Найдите в тексте и прочитайте. - Кто приводит ребят домой? Прочитайте. - С чем сравнивают кота? (Кота сравнивают с компасом.) - Что такое компас? (Это прибор для определения сторон горизонта.) Показ компаса. - Для чего его используют? (Определяют стороны горизонта.) - О компасе мы говорили на уроке познания мира. - Чем помогает Чарлик? (Он как компас может находить путь домой.) - Чем еще могут помочь кошки? (лечат, спасают от пожара, поднимают настроение и т. д.) Физминутка. Эй, ребята, не ленитесь! На зарядку становитесь! Справа – друг и слева – друг! Вместе все – в веселый круг! Под веселые напевы Повернемся вправо, влево. Руки вверх! Руки вниз! Вверх! И снова наклонись! Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою! Топни правою ногой! Вправо шаг. На месте стой! - Кошки обладают разными качествами. Об одном из них узнаем из произведения Самуила Яковлевича Маршака «Сказка о глупом мышонке». Для этого мы окажемся в театре. Инсценировка С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке». Что вы можете сказать о мышонке из этой сказки? (Он маленький и глупый.) А о кошке? (Кошка умная и хитрая.) Почему вы так думаете? (Она перехитрила мышонка и его маму.) 6.Работа в Прописи на с.41 (Проверь себя) 7.Обобщение и подведение итогов урока. Рефлексия. Мы сегодня много говорили про кошек. Но, что главное при общении с животными, вы узнаете, дополнив пословицу недостающими буквами. Возьмите разрезанные буквы и соберите их. (Ученики работают в парах, работа выполняется в виде мозаики, готовые буквы помещаются на место пропусков.) - Прочитайте пословицу. Доброе слово и кошке приятно. Что же главное в общении с животными? (доброта) Применимо ли это в общении между людьми? (да) Так давайте же будем добрыми друг с другом.