А У НАС С ВАМИ ЕСТЬ КРЫЛЬЯ?
Все мы – и взрослые, и дети – знаем наизусть милую сказку Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка», в которой рассказывается о приключениях
мален¬ькой девочки, родившейся в цветочном горшочке из ячменного зерна.
Я обрадовалась, узнав, что режиссер спектакля, засл.арт. Таджикистана Султан Усманов взял для постановки пьесу, написанную знаменитым детским писателем и поэтом Борисом Заходером. В его изложении многие русскоязычные читатели познакомились с такими книгами, как «Винни-Пух и все-все-все» А. Милна, «Мэри Поппинс» П. Трэверс, «Питер Пэн» Дж. Барри, «Приключения Алисы в Стране Чудес» Л. Кэррола, а также со сказками К. Чапека, стихами Ю. Тувима, других писателей. Я лично с детства помню наизусть его стихотворение про зазнавшуюся букву «Я». Помните? «Всем известно, буква «Я» в азбуке последняя, а известно ли кому, отчего и почему…»
И на этот раз писатель оправдал мои ожидания. Пьеса «Дюймовочка» получилась у него не простенькая, для детишек, а глубокая, философская. И вдобавок – с остроумным текстом. Она о том, как каждый человек ищет свое место в жизни, что счастье для каждого разное и найти его бывает очень трудно.
Вот и герои, с которыми встречается на своем жизненном пути-взрослении Дюймовочка, по-своему искренние, от души рекомендуют девочке рецепт собственного счастья, а она наивно верит каждому своему новому другу.
«Счастье – это болото», — утверждает Жаба (актриса Наталья Бардина).
Самовлюбленный Жук, который «умеет «скрипеть стихи», (арт. Александр Красников) видит счастье в самом себе – любимом. Для Мыши (арт. Елена Гудова) счастье – это теплая кладовка. Пусть в ней нет света, зато много «зерна и окороков»…
В варианте авторов пьеса называется «Крылья Дюймовочки». На протяжении всего спектакля на сцене появляются герои с крыльями, умеющие летать. Это Бабочка (арт. Н.Семенова) и Мотылек (арт. М.Мартышкова), Ласточка (арт.К. Золочевская), и, наконец, Король Эльфов (арт. Н.Коньшин). Счастье – это крылья. Человек, умеющий летать, счастлив, — утверждают они, и с этим трудно не согласиться.
- Наш спектакль и для детей, и для взрослых, это философская сказка, — сказал мне режиссер-постановщик, засл. арт. Таджикистана Султан Усманов. – Каждый зритель увидит в ней свое.
А ведь это так, — подумала я. Как же актуально все показанное на сцене в наш меркантильный век. Как много среди нас «Мышей», для которых главное – материальное благополучие, которые всю свою жизнь отдают на то, чтобы иметь красивый дом, виллу за границей, крутую машину, но за «бабки» готовы предать друзей. Для многих важно во что бы то ни стало стать известным, «престижным» как самовлюбленный Жук. Дети с раннего возраста участвуют в конкурсах красоты, современные Жуки обожают «селфи». Я обратила внимание, что юные зрители после спектакля не только дарят, как прежде, актерам цветы, но с удовольствием и с поощрения родителей фотографируются на сцене, на фоне актеров и декораций спектакля. Ну а для кого-то высшее счастье – это жизнь в Болоте, как у Жаб.
Жаба - Наталья Бардина, ее сынок — Артем Иватов.
После премьеры я задала несколько вопросов режиссеру-постановщику спектакля Султану Усманову.
– Султан Алимжанович, почему вы решили ставить на сцене нашего театра именно «Дюймовочку»?
– Это довольно-таки непростая сказочка. Кажется, зрители многих поколений ее знают наизусть. И я читал ее, видел разные мультики. Но когда берешься за сказку, начинаешь в ней копаться, понимаешь, что все не так просто, как кажется на первый взгляд. Рождается человечек. Для чего? Для того чтобы быть счастливым. Дюймовочка это понимает, и начинает долгий и непростой путь к своему счастью. Ведь счастья надо добиваться, искать его. Путь оказывается непростым, и, самое интересное, что здесь много вариантов. Рядом болота, например, где тоже можно найти счастье: это счастье для Жабы и ее Жабенка. Для них болото – это родина, которую надо беречь и любить. Потом появляется Жуки. Жуки играючи идут по жизни. Их надо любить, ими заниматься, ими восторгаться – тогда они будут счастливы. И ты если кем-то или чем-то восторгаешься, тоже начинаешь испытывать счастье.
Потом Дюймовочка попадает в мир Полевой мыши. Счастье для Мыши – это полные амбары зерна, и чем их больше, тем лучше. Счастье в довольстве.
И вот наша героиня должна выбрать: что является счастьем именно для нее. И в конце концов она понимает, что счастья – это крылья, полет. Счастливый человек окрылен, он летает. Об этом весь спектакль. Наверное, надо ставить перед человеком огромные задачи, чтобы он к ним шел.
– Для кого вы ставите спектакль?
– Для всех. И для детей, и для их родителей. Не обязательно, чтобы трехлетний ребенок мыслил на уровне выдающегося философа. Надеюсь, он увидит в нашем спектакле то, что ему интересно. Девочки, скорее всего, подумают о любви. Ведь многие их них, как только начинают осознавать мир, готовятся стать невестами: положи рядом с ними свадебный наряд, они тут же начнут его примерять. И это тоже счастье.
– В роли Дюймовочки – актриса Татьяна Костюченко? Почему вы именно на ней остановили свой выбор?
– Тут нужна либо очень маленькая супер-талантливая девочка или следовало поискать актрису в труппе. Задача в спектакле у нее нелегкая. Ведь надо суметь показать только что родившегося ребенка, который делает первые шаги. Из наших артистов на сегодняшний день только Татьяне это под силу. Думаю, что наша актриса попала в роль. Тут нужны душа и знание психологии ребенка. В ней это есть. Она знает мир ребенка, который становится на ноги. Я за Таней очень долго наблюдаю. Она очень талантливый и очень глубокий человек. Мне редко приходилось работать с актрисами такого уровня.
– Как всегда в спектакле много музыки, танцев…
– Мир детей – это песни, танцы. Мир звуков – это очень интересно, и не потому, что режиссер увлекается музыкой. Сама наша жизнь – музыка. Иногда тишина – это тоже музыка. Нас окружает музыка, мы в ней живем. Кто-то ее слышит, кто-то не слышит. Я думаю, то, что, что у нас на спектаклях много музыки, это большой выигрыш. И это видно по зрителям. Я хотел, чтобы наш спектакль получился таким легким, прозрачным, красивым.
Мне понравились все актеры, играющие в спектакле, но особо хотелось бы отметить Татьяну Костюченко в роли Дюймовочки. Этой актрисе доступно, кажется, все. Диапазон ролей у нее – широчайший. Герда в «Снежной королеве» и Ассоль в «Алых парусах», Марья Антоновна в «Инкогнито из Петербурга» и Баба Яга в «Иване-царевиче и Сером волке», и еще Лидочка («Свадьба Кречинского»), Принцесса («Бременские музыканты»), Джульетта («Ромео и Джульетта»), Нина Заречная («Чайка»).
Замечательна в спектакле работа художника-постановщика Татьяны Болотовой и художника по костюмам Гульшат Омаровой. На сцене – потрясающий сказочный лес, над зрительным залом летает Ласточка, Бабочки играют с большим шаром в форме земляники, а когда приходит зима, зрители очарованы зимним лесом и огромными снежинками.
— У тебя есть крылья, — говорит Дюймовочка Ласточке, — значит, ты умеешь летать, ты счастлива.
А у нас с вами есть крылья?
|