ДОБРЫЙ КАРЛСОН, СМЕШНОЙ ЧУДАК
«В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон. Семья эта состоит из самого обыкновенного папы, самой обыкновенной мамы и трех самых обыкновенных ребят – Боссе, Бетан и Малыша…» Так начинается повесть знаменитой шведской писательницы Астрид Линдгрен о Малыше, который живет на крыше.
Повесть эта хорошо известна не только мамам и папам, но и бабушкам и дедушкам юных зрителей. Еще бы! Ведь она была написана почти 60 лет назад. А третья повесть Астрид Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять» вообще отмечает свой юбилей. С ней русские читатели познакомились ровно 40 лет назад, в 1973 году.
… И вот мы сидим в зале в предвкушении встречи со своими старыми и такими симпатичными друзьями. И режиссер – засл.арт. Республики Таджикистан Султан Усманов не обманывает наших ожиданий. Занавес открывается, и на сцене мы видим симпатичную улочку в Стокгольме, на которой располагаются разноцветные, словно игрушечные скандинавские домики…
В одном из этих домиков живет со своей семьей Малыш, который встречает фантазийного человечка — «лучшего в мире» Карлсона, который живет на крыше… Надо отметить, что чудака Карлсона трудно назвать положительным героем. Это толстяк и обжора, зачастую эгоистичный персонаж, но, тем не менее, он нам симпатичен. В нем много детскости, Карлсон по большому счету добр и способен на хорошие поступки. Он появляется именно в те минуты, когда Малышу одиноко и трудно. Например, «перевоспитывает» домоправительницу («домомучительницу») фрекен Бок, которая в результате клянется детей в угол не ставить, а их любить, и наказывает жуликов… Словом, меняет в лучшую сторону жизнь Малыша. Как и в жизни, в этой замечательной повести нет «черных» и «белых» героев. В каждом из персонажей намешано все.
Должна отметить, что в спектакле собрался очень интересный актерский ансамбль. Особенно хороши и выразительны Карлсон – Вячеслав Анисов, фрекен Бок – Елена Гудова, жулики Филе и Руле (Никита Коньшин и Алексей Новоселов). С полной отдачей работают и начинающие актеры, участвующие в массовых сценах.
Особо хотелось бы мне обратить внимание на исполнительницу роли Малыша Дашу Ахрамович, участницу кружка при ТЮЗе «Ручей-ручеек». Насколько мне известно, ребенок в главной роли – впервые на сцене нашего ТЮЗа, и будем считать этот эксперимент успешным. Девочка очень органично вписалась во взрослый актерский ансамбль. Малыш в ее исполнении – робкий, затюканный домоправительницей, со слабым голоском, но с чувством юмора и способный – в нужным обстоятельствах – на решительные действия. Так держать, Даша!
В спектакле есть интересные режиссерские находки. Карлсон, взлетающий в небо, благодаря пропеллеру на спине, паровозик, сам по себе выезжающий на сцене и пугающий фрекен Бок…
В спектакле, как всегда у Султана Усманова, много музыки, которая становится как бы частью драматургии спектакля, создает его атмосферу…
Источник: http://Малыш и Карлсон, Султан Усманов |