Дождливый день окончился
В ТЮЗе им. Н.Сац состоялась премьера – лирическая комедия по пьесе Джона Бойнтона Пристли «Скандальное происшествие». Режиссер – засл. арт. республики Таджикстан Султан Усманов.
Итак, действие происходит в небольшом английском городке Брикмилле. Главный герой – управляющий банком Джордж Кэттл (арт. Юрий Гнусарев) ведет размеренную правильную жизнь: регулярно ходит на работу, общается с клиентами, прислушивается к мнению начальства… И вдруг что-то с ним случается. Он вдруг начинает осознавать, что живет неправильно: вернее, не живет, а только существует, не получая радости от жизни. Возможно, к этому открытию его подталкивает магазин детских игрушек, мимо которого он проезжает каждое утро, отправляясь на работу.
В общем, в один прекрасный серый дождливый день для Джорджа Кэттла начинается абсолютно новая жизнь. Не доехав до работы, он возвращается домой совсем другим человеком. Сбрасывает свой скучный деловой костюм и начинает, ударяя палочками по ведерку, исполнять пляски из «Князя Игоря». А насытившись «плясками», принимается стрелять из игрушечного лука по игрушечных мишеням.
Понятно, его сослуживцам кажется, что их коллега не в своем уме, они обеспокоены случившимся и пытаются привести Джорджа «в чувство», вызвав даже для этого доктора — психиатра-гипнотизера…
И вот здесь появляется Делия Мун (арт. Мария Коваленко)– замужняя женщина. Несмотря на свою чопорность и «скучный вид», она всегда нравилась нашему герою. И его приключения выходят на новый виток… Джорджа восхищает красная спортивная машина, недавно приобретенная миссис Мун – в ней он видит высший признак раскованности, ну а от ее нового «изумительного» темно-красного халата он просто в восторге. И тут такое начинается…
Понятно, пьеса Джона Пристли не так проста, как может показаться на первый взгляд. Она имеет глубокий смысл. Автор затрагивает такие философские проблемы, о которых мы порою и не задумываемся. Правильно ли мы проживаем свою единственную жизнь, надо ли нам в поисках «верного пути» наступать на горло собственной песне, что в нашей жизни главное: карьера, респектабельность, общественное мнение, деньги, любовь или что-то еще?
Когда я в Интернете искала материалы, посвященные драматургу, то с удовольствием прочитала один афоризм Пристли, в котором, надо отдать ему должное, он не противоречит нашему гениальному писателю Ф.М.Достоевскому.
«Красота спасет Мир, если она добра. Но добра ли она? Не красота спасет Мир, а светлые помыслы. Ибо какой прок от надменной и безбожной красоты?»
— А у вас было такое состояние в жизни, когда вам хотелось немедленно изменить свою жизнь, сделать в ней крутой поворот, все начать сначала? — прокомментировал мне идею спектакля Султан Усманов. – Мне хотелось. Может поэтому пьеса английского автора мне и показалась интересной.
Мне понравились все актеры, участвующие в пьесе, некоторые из которых были для себя в довольно неожиданных ролях, например, Никита Коньшин в роли инспектора Стрита. Интересны Александр Красников — в роли подкаблучника мистера Муна и Александр Шитов — в роли доктора Гренок.
Но в целом, мне кажется, женщины в данном спектакле переигрывают мужской состав. Хороша Мария Коваленко в роли миссис Мун, ее героиня блистательно перевоплощается из скучной женщины в очках в ослепительную раскованную красавицу. Особо мне хотелось бы отметить Татьяну Костюченко — она замечательно, просто на грани фола играет дочку горничной Монику Твигг, которая жаждет популярности и славы любой ценой.
Как всегда у Султана Усманова не обошлось без музыки и танцев… Сцена любви главных героев в красноватых тонах потрясающа… Я сразу вспомнила передачу «Танцы со звездами» на российском канале, которую с удовольствием смотрю, и подумала, что наши актеры составили бы достойную конкуренцию ее участникам. И удостоились бы не меньших аплодисментов. Думаю, здесь хорошо поработала актриса и хореограф театра Кристина Золочевская.
В общем, рекомендую всем пойти в театр и посмотреть спектакль по мудрой пьесе Джона Бойнтона Пристли с тонким изящным английским юмором.
Интернет подсказывает:
Джон Пристли стал известен одновременно как писатель и как драматург. Писательскую славу ему принесли романы «Добрые друзья» (1929) и «Улица Ангела» (1931), драматургическую – пьеса «Опасный поворот» (1932).
Пристли и сам являлся постановщиком пьес, в том числе и своих. Он руководил двумя лондонскими театрами, где с успехом шли «Ракитовая аллея», «Райский уголок», «Когда мы женаты» и другие пьесы драматурга.
Во время Второй мировой войны постоянно выходили злободневные публикации Пристли. В послевоенный период увидели свет романы «Дженни Вильерс», «Фестиваль в Фарбридже», «Доктор Солт уезжает», сборник рассказов «Другое место», пьеса «Визит инспектора» и другие произведения.
Попробовал себя Джон Пристли и на поприще киносценариста, написав сценарий к фильму «Последний праздник».
В своих произведениям Пристли прославлял духовное начало в человеке, осуждая корысть, материальные интересы. Его творчество во многом перекликается с произведениями Ч. Диккенса и Дж. М. Барри.
Джон Пристли скончался 14 августа 1984 года.
|