ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ ТЕАТР, ТАК КАК Я ЛЮБЛЮ ЕГО?
Ноябрь 3, 2015
Постоянный участник фестиваля — студенческий театр «Эйдос» КазНу им. аль-Фараби (руководитель Л.П.Нода) . На этот раз студенты покажут нам спектакль, посвященный истории ТЮЗа им. Н.Сац. Он так и называется: «ТЮЗ оживает». Пьесу писали «всем миром», но больше всех усилий и стараний в ее написании приложила студентка Салтанат Кустанова.
Салтанат Кустанова, 3-й курс факультета журналистики:
— Я работала над текстом. Мне помогали ребята, корректировки вносила руководитель студии, наш режиссер и преподаватель Лариса Павловна Нода. Я первый раз столкнулась с историей ТЮЗа, и мне было очень интересно узнать о ней подробно. Проштудировала книгу Людмилы Борисовны Мананниковой «Я родом из ТЮЗа». Изучила все старые фотографии, афиши, с любопытством смотрела на актеров, которые играли когда-то в театре, на их костюмы. Когда ребята прониклись историей театра, все было интересно и весело.
— Мне понравилась Наталия Сац в исполнении Анастасии Белоусовой. А ведь это такая большая ответственность. Волновалась, Настя?
Анастасия Белоусова. 3-й курс факультета журналистики:
— Да, конечно. Внимательно рассматривала ее фотографии, старалась вжиться в образ, понять ее. Кроме того, я принимала участие в работе над текстом. Даже придумала тему любви и тему импорта.
-Тема любви – понятно, а что это за сцена импорта?
— В спектакле есть японка. А у нас в студии есть такая традиция. В нашем любом спектакле должны быть иностранец или иностранка.
— А откуда взялась это традиция?
— Я пришла в первый раз в студию «Эйдос» в спектакль «Ловеласы», и Лариса Павловна объяснила нам, что в любом спектакле должна быть какая-то изюминка. А у нас тогда был в спектакле персонаж, который практически ничего не делал, говорил только несколько непонятных фраз на полуанглийском-полурусском языке. И вот с тех пор, когда от нас требуют «изюм», мы добавляем иностранцев.
— А я так серьезно задумалась, увидев вашу японку, и решила, что вы вспоминаете один из первых спектаклей Наталии Сац – «Японские сказки».
— Мы, действительно, нашли в истории театра этот спектакль, поэтому и придумали ни англичанина, ни француза, а именно японку.
— В спектакле вы искренне, вдохновенно читаете стихи Михаила Светлова, посвященные Гражданской войне. Именно эти стихи в конце 50-х годов режиссер Абрам Львович Мадиевский вставил в свой спектакль «Юность отцов» по пьесе Бориса Горбатова. Я выросла на этих стихах, на стихах поэтов того поколения, до сих пор помню их наизусть. А как вы их воспринимаете?
София Галибабаева, 3-й курс факультета журналистики:
— Об этих стихах в нашем спектакле Наталия Ильинична Сац рассказывает мальчику со смешной фамилией Рюшкин, который не любит театр, предпочитая ему различные гаджеты. Тема войны всегда актуальна – и Гражданской, и Отечественной. Мы должны знать свою историю. Да и нет, пожалуй, в нашей стране человека, который бы не относился к теме войны трепетно и с любовью. В этом году мы все отмечали 70-летие со дня окончания Великой Отечественной войны.
— Мне понравился Петя Рюшкин в исполнении Никиты. Такой живой, искренний, непосредственный. (Правда, вначале я расслышала фамилию как Хрюшкин, и подумала, что она тоже имеет право на существование).
Никита, ты действительно не любишь театр?
Никита Данилин, 2-й курс факультета журналистики:
— Нет, что вы! Если бы я не любил театр, то не пришел бы в «Эйдос». На самом деле, мой образ собирательный. Он показывает отношение нынешнего бездуховного поколения к театру. К сожалению, многие наши сверстники сегодня не знают, что такое театр, ни разу там не были. Мы их стараемся привести в театр, доказать им, что человек, который не посещает театр, духовно себя обедняет. Надеемся, что ребята, которые посмотрят наш спектакль, придут и в ТЮЗ, и в театр им. Лермонтова, в другие алматинские театры.
— А твой Петя Рюшкин полюбил в конце концов театр?
— Да, он не только полюбил театр, но и Золушку, и увел ее в большую жизнь.
Лариса Нода, художественный руководитель театра КазНУ «Эйдос»:
— Именно этим и интересен театр. Главный герой должен поменяться за время действия, но ведь и зритель должен увидеть ситуацию со стороны. Собственно в этом – главное предназначение любого театра – изменить человека, заставить его задуматься.
— Но я бы не согласилась с тем, что поколение у нас растет бездуховное. В нашем театре всегда полные залы, ребята разных возрастов приходят к нам. На последней новогодней премьере «И падал снег…» был аншлаг. Вы все наши активисты, видели практически все наши спектакли, пишете о них. Я бы хотела, чтобы вы рассказали о своих впечатлениях. Что вам очень понравилось, что не очень…
Анастасия Белоусова:
— На спектакль первый раз меня привела бабушка, мне было лет 7-8. Это был «Братец-кролик». Больше всего мне тогда запомнились занавес и золотистая птица на нем. Теперь, когда я прихожу в ТЮЗ, я каждый раз это вспоминаю. В ТЮЗе я смотрела «Алые паруса», «Недоросля»… Мне там понравился актер, который играл шустрого учителя.
— Я думаю, «Недоросль» получился удачным. Как вы знаете, это уже третий спектакль на сцене нашего театра. Первым театр начинался, я его, понятно, не видела, а вот второй спектакль в середине 80-х годов поставил очень хороший режиссер Алексей Прасолов, я была от него в восторге и даже написала о нем заметку в газету «Ленинская смена», где тогда работала.
Алишер Мухаметкали, студент 1 курса юрфака КазНУ:
— Я вообще-то будущий юрист, и с журналистами ничего общего не имею. В спектакле я играю Волка из «Красной шапочки». Как известно, это был самый первый спектакль, поставленный на сцене ТЮЗа. Волк у меня получился довольно агрессивный. Театр меня привлекает тем, что здесь ты можешь максимально самовыразиться. Поэтому я сюда и пришел.
— А до этого ты играл в спектаклях?
— В школе я всегда участвовал в утренниках, различных представлениях.
— Не боишься, что увлечешься театром и в будущем решишь поменять профессию? У нас в театре есть актеры, с которыми это произошло, ведь театр имеет неимоверную притягательную силу.
— Нет, мне вполне достаточно играть здесь, в театральной студии. Это мое хобби, мое самовыражение, и ничто не мешает мне заниматься и тем, и другим.
Салтанат. Волком, кстати, Алишер не сразу стал. Сначала он был у нас Принцем, но ловелас из него не получился. Потом был Феей. Но лучше всего у него получился Волк, никто не мог с ним соревноваться.
Аруна Алимтаева, 3-й курс факультета журналистики:
— Я играю Золушку. Мы показываем историю, которая произошла с этой героиней уже после сказки. По нашей версии, у Золушки не получилось долгой и счастливой жизни с Принцем, он, к сожалению, оказался Казановой, разбил Золушке сердце. Но она сумела оправиться от этого удара, встретила хорошего парня Петю, которого ТЮЗ перевоспитал, а вместе с ним обрела и свободу. Золушка у нас вышла с Петей за стены театра, а значит, и за стены сюжета сказки.
— Ты думаешь, такой конец знаменитой сказки имеет право на существование?
— Думаю, да.
— А что думает автор сценария?
Салтанат. Я придумала именно такой конец, потому что в жизни не все бывает, как в сказке. Мы постарались сделать Золушку более современной. В результате она стала далеко не забитой мачехой и сестрами, а потом и принцем, девушкой. Золушка у нас имеет право выбора, может сама выбирать свою судьбу.
— После спектакля у вас появилось что-то новое в отношении к нашему театру, к ТЮЗу?
София Галибабаева. Я поняла, что после окончания спектакля жизнь его героев не заканчивается, герои продолжают существовать в воображении зрителей, возможно, где-то еще, и ждут своих новых приключений… Золушка, Кот в сапогах, Белоснежка, Овод, Тимур с его командой…
— Может быть, ты и права. София. Есть такое мнение, например, что существует огромное количество миров, о которых мы не знаем. И то, что придумывают сказочники, возможно, и не совсем вымысел, вполне может быть, что эти события где-то на самом деле происходят, и подсознание нам рассказывает об этом…
Спасибо большое, ребята, за интервью. Поздравляю вас с хорошим выступлением. Новых вам замечательных спектаклей! И, конечно же, ждем вас в нашем театре.
|