Поздравляю тебя с премьерой!
— так называется спектакль, который поставил режиссер театра Владимир Крылов к юбилею театра.
Главная героиня спектакля – Наталия Ильинична Сац – наша знаменитая основательница театра. Ее роль исполняет артистка Ольга Бобрик.
Должна отметить, что поставить спектакль, посвященный истории ТЮЗа, – очень сложная задача. Хочется рассказать обо всех спектаклях, назвать все имена: режиссеров, актеров, композиторов, художников, гримеров, а на это не только полутора часов, нескольких дней не хватит. Впрочем, в Москве, в Молодежном театре (бывшем детском и тоже «ребенке» Сац), такой опыт есть…
Думаю, спектакль у режиссера Владимира Викторовича Крылова получился.
Что вы в нем увидите? Сцену из знаменитого спектакля «Именем революции» Михаила Шатрова, который с успехом шел в конце 50-х годов на сцене ТЮЗа, и здесь даже Ленина с Дзержинским. В этом спектакле когода-то блистала наша знаменитая на всю страну травести Ольга Алексеевна Решетниченко.
В современной, очень интересной интерпретации был исполнен отрывок из спектакля «Иркутская история».
Я взгрустнула, когда смотрела на Кристину Золочевскую в роли Вальки, она чем-то мне напомнила мою любимую тюзовскую актрису Викторию Тикке, великолепно игравшую эту роль, которая недавно, увы, скончалась в далеком Нью-Йорке.
Особо хочется отметить спектакль «Я хочу домой по пьесе Сергея Михалкова, который я смотрела на сцене нашего старого доброго ТЮЗа, когда была совсем маленькой девочкой лет 5-6 и который запомнила на всю жизнь.
— А знаете, Люда, — сказала мне одна из первых актрис ТЮЗа Евгения Ивановна Василькова, хранительница истории театра, потрясающих фотоальбомов, — что песню «Летят перелетные птицы» в нем пел по приглашению Наталии Сац сам Ермек Серкебаев, тогда студент консерватории, а художником спектакля был известный художник Всеволод Теляковский – сын директора императорских театров в Москве?
Вообще, если покопаться в истории ТЮЗа, сделаешь удивительные открытия. Например, что один из самых первых спектаклей на сцене ТЮЗа «Осада Лейдена» («Легенда об Уленшпигеле») поставил известный драматург Виктор Розов, а музыку к нему написал не менее знаменитый композитор Серафим Туликов. А режиссером спектакля «Встреча с юностью» по пьесе Алексея Арбузова был Владимир Королев, актер и режиссер Таировского театра, папа Гули Королевой – знаменитой героини книги «Четвертая высота» писательницы Натальи Ильиной (сестры Маршака)
Актеры, занятые в спектакле, Ольга Бобрик, Евгений Дубовик, Александр Шитов, Мария Куприянова, Кристина Золочевская, Максат Сахи-улы играли талантливо, от души, искренне, даже трепетно, я бы сказала.
Не все было, конечно, понятно в нашем спектакле самым юным зрителям, но всем было интересно. Ну а зрители старшего поколения с восторгом и ностальгией окунулись в прошлое.
После спектакля в Большом зале театра состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие журналисты и студенты факультетов журналистики КазНу им. Аль-Фараби и университета «Туран».
— Мы постарались показать вам сцены из наиболее знаковых спектаклей, которые шли на сцене ТЮЗа, — сказал режиссер-постановщик спектакля Владимир Крылов. – Конечно, все не покажешь, все имена не назовешь. Но мы старались и делали свой спектакль с любовью. К сожалению, сам я не видел этих спектаклей, поэтому мы только могли представить – как это было. А вот в спектакле «Красная шапочка» кое-что придумали сами. Когда-то этот спектакль в далеком 1945-м году поставила сама Наталия Сац. Мы же, вспоминая о том, что спектакль ставился в самом конце войны, изобразили волка Гитлером, а Лесник у нас превратился в советского военного, который спасал не только Красную шапочку, а всех советских детей…
Конечно, всех заинтересовал и заинтриговал Евгений Дубовик в роли Владимира Ильича Ленина в отрывке из спектакля «Именем революции». Его исполнение вызвало споры.
Не смотря на то, что режиссер очень старался, чтобы исторические персонажи выглядели не пародийно, некоторого юмора все же не удалось избежать, хотя юмор был доброжелательный. А ведь для многих людей старшего поколения коммунистический вождь до сих пор олицетворение всего самого лучшего и светлого. Моя мама, участница войны, член партии с 1942-го года, очень радовалась, например, получив в 2010-м году из Москвы медаль «В ознаменование 140-летия со дня рождения В.И.Ленина». Для нее образ вождя был иконой, и она абсолютно не терпела плохих слов о нем.
— Это не мы, а ощущение зрительного зала делает образ Ленина, как и образ Дзержинского, подчас анекдотическим, — прокомментировал вопросы на эту тему режиссер В.В.Крылов. Мы старались все показать искренне и честно. Сегодня не только молодежь, но даже люди среднего и старшего поколения, которые основную часть своей жизни прожили в советское время, хихикают, когда смотрят, например, сцены с принципиальными комсомольцами на принципиальных комсомольских собраниях. (У нас такое собрание показано в сцене из спектакля «Аттестат зрелости».) Но повторюсь: это внутреннее ощущение зрителя. Удастся нам его переломить, значит, мы достигли важной цели. Не удастся – не удастся. Но мы стараемся.
— Для кого вы ставили этот спектакль? Поинтересовалась у режиссера ст.преподаватель КазНУ и друг театра Лариса Павловна Нода.
- Прежде всего, для людей, — ответил режиссер, — которые помнят и любят ТЮЗ, многие его спектакли.
Впрочем, заведующая педагогической частью театра Н.Румянцева считает, что спектакль будет интересен и учащимся средних и старших классов. Молодежь должна знать свою историю, ведь как любила говорить Наталия Ильинична, в того, кто стреляет в прошлое из пистолета, будущее выстрелит из пушки, и я с ней полностью согласна.
— Настроение у наших актеров во время подготовки спектакля было очень хорошее, — рассказала актриса Ольга Бобрик. Многие актеры, не занятые в спектакле, даже обижались, что их обошли в юбилейном спектакле и просились на любые роли. Так совпало, что во время репетиций спектакля в городе шумели о сносе кинотеатра «Алатау» — «однофамильце» нашего кинотеатра, когда-то стоявшего на углу улиц Сталина и Калинина – именно он превратился в 1945-м году в ТЮЗ. Увы, наш старый добрый ТЮЗ давно сгорел, и очень печально, что сегодня в городе сносят здания, имеющие большую историческую ценность. На месте кинотеатра построят здание, в котором будут продавать фастфуд. Грустно.
И кстати, бургеры очень вредны для здоровья, — добавлю я. Около моего дом тоже недавно построили такой фастфуд, вырубили вокруг все деревья, и я без слез не могла смотреть на зеленые ветви деревьев, безжалостно выброшенные на свалку. Между прочим, когда в Алма-Ату в конце сороковых годов прошлого века приехал армянский критик Ваграм Папазян с шекспировским спектаклями и ему задали вопрос, что ему больше всего нравится в городе, он ответил: «Горы и «Двенадцатая ночь». В постановке Наталии Сац в ТЮЗе, — добавлю я.
…Единственно, о чем Крылов сожалеет, это о том, что время — час двадцать минут — для спектакля, посвященного истории ТЮЗа, очень мало. Хотелось бы показать все, назвать всех.
Зрители обратили внимание на исполнение актрисой Марией Куприяновой песни «Травести». Попросили режиссера прокомментировать.
— Жизнь травести в театре довольно тяжелая, — ответил он, — зачастую несчастная жизнь. Маленькая женщина играет пацанов без шансов сыграть Джульетту. Мы взяли стихи Александра Городницкого, а наш начальник звукоцеха и композитор Максим Германцев написал для них новую музыку, получалась трагическая песня в духе Эдит Пиаф.
…Как тут было не вспомнить стихи Инны Кашежевой:
Взрослый мой мир,
восхищенье прости,
но как застенчиво-дерзко
умеют тюзовские травести
впадать в гениальное
детство!..
Не сомневаюсь спектакль – это большая удача режиссера. Ну а мне очень хотелось бы пожелать спектаклю доброй счастливой жизни.
|