Суббота
16.11.2019
01:43
Категории раздела
Книжные новинки [24]
Новости Казахстана [92]
Новости культуры [38]
Новости Планеты [10]
Это интересно! [16]
Новости соседей [8]
Конкурсы [5]
Новости Россотрудничества [25]
ТЮЗ им. Н.Сац г.Алматы [2]
Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 400
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » 2013 » Сентябрь » 26 » Под оберегом талисмана Тенгри
    05:39
    Под оберегом талисмана Тенгри
    13.09.2013
    Нынешний год ознаменовался важным событием в творческой биографии Асель Омар. Казахстанская писательница удостоена Золотой Есенинской медали «За верность традициям русской культуры и литературы».
     
    фото Малхаз ПИПИИ
    …В этой уютной квартире в одном из старых районов Москвы никогда не бывает пус¬тынно безмолвно. Гостей здесь встречают радушно и хлебосольно: за пышущим щедростью дастарханом льются степенные разговоры «за жизнь». Но даже в те часы, когда какофония мирской суеты затихает до поры, здесь продолжается диалог с жизнью, который ведут с ней на равных хозяйки дома. Диалог этот – мудрый, светлый, доверительный – воплощается в литературных образах Асель Омар, в невесомой чистоте акварельных пейзажей ее мамы Нургуль Кудышевой. Их творения «дышат» теплотой, искренностью, от них веет народным духом, в котором, впрочем, отсутствует малейший налет «квасного» патриотизма.
    Асель Омар – выпускница Литературного института имени А. М. Горького, живет и работает в Москве. Свои произведения – эссе, рассказы, повести, стихи – она создает на русском языке. Но в их семантике – неразрывная связь с родиной, с традициями и культурой казахов, с историей и современностью страны, где прошли ее детские и юношеские годы.
    – Все, чем я занимаюсь, связано с казахстанской, вернее, с казахской тематикой, и не только творчество. В своей кандидатской диссертации по истории философии исследовала вопросы отношений человека с божес¬твом на основе тенгрианства. Это довольно редкая основа для исследования общефилософских вопросов, но именно на примере языческих религий, древних текстов четко осознаешь, откуда «произрастают» сложные понятия: обращаясь к более совершенному существу, чем он сам, человек впервые пытался говорить более сложным языком, отрываясь от предметных понятий – задумывался о высоком. И в этом общении с Богом рождались абстрактные понятия, такие как любовь, сознание, дух, мысль, – говорит Асель.
    По ее признанию, все, что связано с мифологией, вдохновляет и будоражит творческое сознание, и это неизменно проявляется в авторской прозе. Многие произведения Асель – стилизация мифов, исторических фактов, изложенных в древних рукописях, прикосновение к которым оформилось в непреодолимое желание привести их в «красивую логическую историю».
    – С реалистической точки зрения – это волшебные истории, конечно, но мифы демонстрируют, как нестандартно человек может мыслить, насколько широким может быть его сознание, – говорит автор.
    Анализируя творчество Асель, литературные критики констатируют: ее произведения «созданы на границах мистического реализма и криптоистории, основаны на сплаве стилизации древне¬тюркской мифологии и политической истории». Но, думаю, для широкой читательской аудитории вопрос детерминации стилистических особенностей и используемых автором художес¬твенных средств языка все-таки имеет второстепенное значение. Гораздо важнее то, что, открыв книгу и погрузившись в чтение, прерывать процесс уже не хочется.
    Этот критерий, признаюсь, сработал стопроцентно, когда в руки мне попал свежий сборник рассказов и статей Асель Омар под названием «Талисман Тенгри».
    Теперь, когда книга прочитана, могу поделиться личными впечатлениями и открытиями.
    Главное из них состоит в следующем: «абстрактные» понятия, о которых мы говорили с Асель, перестают быть таковыми и обретают вполне конкретные, внятные формы, воплощаясь в характерах героев ее произведений.
    Потомок благородных бозкуртов Еренчин, странник-лицедей Хайрулла, ищущий счастия в «раю бродячих актеров» Шахимардене, спасающая брата из застенков ГПУ девочка в вязаном французском берете, случайные попутчики поезда «Москва – Астана» – в этих и иных образах пульсирует история народа непрерывным потоком причинно-следственных связей, преемственностью эпох и поколений. Оттого и герои повествований, даже мифические, многомерны, но одновременно просты, понятны и реалистичны. Они как бы вне пространства, вне времени, но живут среди нас, как «синие волки» – хранители мира и покоя своего народа…
    Другое несомненное достоинство прозы Асель Омар – ее позитивная тональность. Не в трактовке сусального голливудского «хэппи-энда», но в жизнеутверждающем импульсе философского отношения жизни, в способности воспринимать каждый день как великий дар Всевышнего, в понимании и спокойном восприятии извечной парадигмы противодействия добра и зла, темных и светлых сил мира, итог которого предрешен высшей логикой и принципами высшей справедливости. Даже если воцарение таковой кажется нам по «человеческим мерилам» несвоевременным, запоздалым…
     
    фото Малхаз ПИПИИ
    Вот что отметил по этому поводу на презентации одной из книг Асель заслуженный деятель науки Российской Федерации РУДН Нур Кирабаев: «Проза Асель – это попытка посмотреть через призму большой истории на мир простого человека, с которым автор хорошо знаком или о котором слышал от родных и друзей… Ее проза – тонкая, теплая, мягкая. Рассказы Асель Омар – либо диалог ценностей, либо борьба ценнос¬тей, столкновение мира добра и зла. Даже печальный мотив некоторых рассказов благодаря теплому взгляду автора не оставляет тягостного чувства, которое обычно возникает при прочтении произведения, написанного в духе неореализма, обнажения психологической проблемы».
    …Презентация сборника «Талисман Тенгри», вышедшего в свет по программе «Издание социально важных видов литературы» Комитета информации и архивов Министерства культуры и информации РК, состоялось в феврале нынешнего года в резиденции посольства Казахстана в Москве. К этому времени известность молодой писательницы простиралась уже далеко за пределы нашей страны – многие ее творения (Credo, «Ранние холода», «Синий волк») были удостоены призовых мест на авторитетных международных конкурсах, в арсенале регалий Асель появились награды правительства Москвы и Ассамблеи народов России за вклад в дружбу народов двух стран и формирование общего духовного и культурного пространства.
    Между тем факт издания новой книги, по признанию Асель, ознаменовал собой новый этап ее творчества, который «наполняется из старого опыта и очерчивает будущее».
    Аналогичное мнение высказал на презентации и Нур Кирабаев:
    – В этой книге Асель немного другая, чем в прежних работах. Это связано с новым этапом становления современных гуманитарных наук. Сегодня гуманитарные науки – нечто целостное и единое, и междисциплинарность, которую можно видеть в этой книге, – это преодоление фрагментарности, которая сложилась в эпоху модерна. С одной стороны – это очень хорошие рассказы, с другой – попытка объяснить некоторые ситуации в истории, где главной связующей идеей становится историческое пространство.
    Идея этой книги в том, что условно можно назвать исторической идентичностью человека, – сказал профессор, писатель, президент Русского Пен-клуба Андрей Битов, адресуя поздравления Казахстану в связи с наличием столь самобытного, замечательного автора, отметил: «То, как пишет Асель, – это живое слово. Многие умеют писать, но не все обладают этим живым словом. Созданные ею персонажи и сюжеты понятны и близки людям в любой стране».
    Созвучна этому мнению и оценка творчества А. Омар профессора, доктора философских наук Андарбека Яндарова: «Необыкновенная простота, ясность и прозрачность слога прозы Асель Омар – то, что в современной литературе встречается крайне редко. Она была присуща русской классической литературе, и Мухтару Ауэзову, и Чокану Валиханову. Взгляд ее остается добрым и спокойным, без политической предвзятости. Этот здравый взгляд со стороны – черта настоящего литературного таланта».
    В нынешнем году Асель Омар, член Союза писателей Казахстана, Союза писателей Москвы, Русского ПЕН-Центра, член Сою¬за журналистов СССР и Союза журналистов Москвы, Российского философского общества удостоена еще одной высокой награды – ей вручена Золотая Есенинская медаль «За верность традициям русской культуры и литературы». Что ж, еще один повод гордиться соотечественницей! Но, полагаю, для креативных натур, «инженеров человеческих душ», приоритетную важность имеет то, какой отклик находит их творчество в сердцах людей, не обремененных учеными степенями, званиями, регалиями. В этом плане задел за живое комментарий, оставленный на страничке, посвященной творчеству А. Омар «благодарного читателя и земляка» Сергея Качко: «Совсем недавно и пока мало произведений Асель Омар прочитал. Хотелось познакомиться с творчеством племянницы моего алма-атинского одноклассника. Начал читать, а теперь не могу оторваться. Не верится, что молодая красивая женщина пишет так великолепно, сочно, достоверно. Все, о чем написано в с
    троках, встает перед глазами яркими картинами, живыми людьми, вкусными запахами, ясными звуками. Хочется созвать всех друзей и читать, читать все вслух. Впечатления превосходные. Очень радует, что земля рождает таланты и теперь, значит люди снова отпрянут от телевизоров и обратятся к чтению книг. Большое спасибо Гуле Кудышевой, маме Асель, за воспитание дочери в довольно сложное и трудное время. Низкий поклон!»
    …Интересное суждение высказала в нашей беседе Асель, заявив, что по прикладному искусству можно узнать все о том или ином народе. Полагаю, суждение это близко к истине. И, завершая повествование, позволю себе личное умозаключение «в тему». На мой взгляд, литературные произведения А. Омар являют собою те самые шедевры художественного творчества, которые впитали в себя дух народных традиций и навеки запечатлели тепло рук мастера, подобно талисману Тенгри, приобретенному у антиквара «путем долгого многословного торга»: «Я храню талисман, хотя и боюсь его – слишком много тяжести прошлых веков лежит на нем. Но когда держишь его в руках, то невольно думаешь о том, что одна небольшая вещица смогла протянуть нить от меня на несколько поколений назад, заставила звучать в мировом многоголосье войн, народов, стран и страстей струну истории одного человека, то он становится удивительно ценным…
    И какой-то генетический природный ток крови подсказывает в эти мгновения картины – огонь, бубен, пляшущий в руках шамана, его имя в родовой хронике, ведшейся рукописно на тюркском Востоке. Тогда я начинаю чувствовать непередаваемый, странный прилив энергии и силы, глядя на серебряный с узором суровым и немногословным, как характер номада, простой талисман Тенгри»…
    Ольга КАЗАНЦЕВА,
    Москва
    http://kazpravda.kz/?p=6543
    Категория: Книжные новинки | Просмотров: 831 | Добавил: Людмила | Теги: Асель Омар | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 Ержан  
    Молодец, Аселя! Поздравляю! Творческих кереметов!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]