Вторник
24.11.2020
07:06
Категории раздела
Книжные новинки [24]
Новости Казахстана [92]
Новости культуры [38]
Новости Планеты [10]
Это интересно! [16]
Новости соседей [8]
Конкурсы [5]
Новости Россотрудничества [33]
ТЮЗ им. Н.Сац г.Алматы [2]
Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Август 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 416
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » 2010 » Август » 14 » Слуга Его Величества Искусства
    13:34
    Слуга Его Величества Искусства
     Когда бы ни посетил мастерскую этого художника, первым делом в глаза бросается обилие гостей. Встречать их Амандосу-ага помогает его супруга Лаура Оразбекова, у которой всегда щедро накрыт большой дастархан. Сама Лаура тоже художник, искусствовед и президент общественного фонда Академии изобразительных искусств, которая впервые создана в Казахстане усилиями обоих супругов. 
    «...Амандос родился, когда отцу было под шестьдесят лет, и был желанным ребенком. О первых порах творческого пути Амандоса Лаура написала так: «Ему 25 лет. В класс, где он преподает живопись, стремятся многие студенты Алма-Атинского художественного училища. Живет в селе «Бельбулак» (поселок им. Мичурина). У него семья. Строит дом, мастерскую. Строительство затягивается до поздней ночи. В глубине сада шум арыка, иногда гулкий звук падающих яблок. Под казанами матери еще не остыл глиняный очаг. Внутри недостроенной мастерской установлен мольберт       2х3 для будущей картины «Полдень». 
    К тому времени в живописи Казахстана установился «декоративно-монументальный» стиль, ориентированный на синтез европейского авангарда и национальных пластических традиций. «Полдень», «Родник», «Река и форель», «Лиса и колючки» Амандоса – это уже было иное видение. Вместо утонченности декоративных форм полновесный, чувственный, конкретный, реальный мир, желание познать, одолеть его! И ориентиры в мире искусства иные. Через призму итальянского неореализма он идет дальше – к монументальным композициям Джотто, фрескам и скульптурам Микеланджело. Его влечет энергия материального мира. Мышечная игра тела, упругие массы воды бьющей о камень горной стремнины, неистребимая жизнестойкость колючки. Влекут контрасты зноя дня и холода горного родника. Влекут мощные световые пласты, срезы земли, скалы, горы, небо, вода...»
    И вот творчество Амандоса Аканаева, чьи первые произведения были созданы в маленькой, можно сказать, землянке, со временем тематически расширяется, впитывая соки родной земли из самых ее глубоких недр. Мне особенно близки такие его произведения, написанные в 1992–1993 годах, как «Произведение», «Млечный путь», «Айша-Биби», «Орда хана Аспаруха», «Домалак ана». Близки тем, что в них зримо ощущается историзм мышления, удивительная манера красок, разносторонностью, а также и тем, что в них с любовью воспета жизнь номада. В произведениях «Происхождение» и «Домалак ана» балбал тас (каменные изваяния) и национальные орнаменты в стиле кошкар мљюз (бараний рог) а также изображение Синего волка, нашего национального тотема, притягивают взор неким волшебным, сакральным образом.
    В Музее искусств имени А. Кастеева в качестве постоянной экспозиции висит триптих Амандоса Аканаева, посвященный творчеству Олжаса Сулейменова под названием «Поэма о бессмертии». Перед этой картиной подолгу стоят те из посетителей, которые понимают толк в искусстве.
    Супруга Амандоса Аканаева в своей статье «Поэт и художник» пишет так: «В начале 80-х годов прошлого века в мастерской художника Амандоса Аканаева произошла встреча с поэтом Олжасом Сулейменовым. «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова – одно из любимейших произведений Амандоса Аканаева. Художник не переставал восхищаться обилием художественных образов, близких и понятных ему. В свою очередь и поэт подметил в Амандосе историзм мышления, который так притягивает людей. Художник, пропуская через себя любой предмет, любую мысль, делал их неповторимыми. Однажды, находясь в мастерской, Олжас отметил: «Рядом с Амандосом всегда дискуссии, всегда споры...».
    Встречи поэта и художника переросли в дружбу. Известно, что после выхода книги «Аз и Я» мятежный поэт, ученый-лингвист попал в опалу Политбюро СССР, чиновников и генералов от науки. Тогда, в тяжелые и опасные годы застоя, именно Олжас Сулейменов восстановил историческую справедливость, высоко подняв 
    значение прототюркской цивилизации, ее великой культуры и мощного воздействия на общемировое развитие с древности до современности... Поэзия кисти сотворила невообразимое: молодой Олжас, поэт-трибун, декламирующий стихи, воспринимается как изваяние тюркского воина, в котором могучая экспрессия пронизывает все... 
    Сильные руки... мужественный лик. Портрет Олжаса кисти Аканаева по праву считается одним из лучших произведений портретного жанра того периода в истории изобразительного искусства Казахстана...
    В этом году Амандос Аканаев представляет на Государственную премию в номинации «Изобразительное искусство» свой долго вынашиваемый проект «Таранды Великого Эля», состоящий из множества циклов работ. И еще в 2006 году на выставке этого проекта президент РК Нурсултан Назарбаев дал такую оценку творчеству Амандоса Аканаева: «Именно этот художник прославит всему миру имя нашей страны».
    Основные работы проекта выполнены художником в рельефном варианте. Здесь путем художественной пластики наглядно отражены традиции, быт древних кочевников Евразии.
    Амандос говорит так: «Я художник, и мое отличие от археологов в том, что меня прежде всего интересуют конкретный выбор форм, новизна и возможности пластики». 
    Проект «Таранды Великого Эля» не похож ни на что другое в живописи Казахстана, это особый жанр, в котором переплетены древние традиции с современной культурой.
    Об этом Лаура Оразбекова в своей статье рассказывает так: «Тайна психологического, аналитического дара Амандоса, несомненно, природная. В былые времена быть бы ему адептом какого-нибудь жреческого ордена. Кстати, у него ярко выражена склонность не только к истории, литературе, музыке, но и к 
    астрономии, астрологии. По возрасту сейчас он вплотную приблизился к полному циклу тенгрианского календаря, прошел почти пять юпитерных циклов. Эти годы особенно почитаемы у кочевников. Они, по древним понятиям, обеспечивают возможность общения с аруахами, то есть предками. А в современной жизни этот человек умудрен, наделен опытом, знаниями, позволяющими ему правильно выстроить и предсказать будущее, помочь своему окружению в жизненных ориентирах.
    Мне кажется, Амандос смог расшифровать информацию, переданную древними предками через особые зооморфные коды – облики Таранды. Это объединения государств, межгосударственные союзы и т.д.
    Чингисхан глубоко проник и воссоздал этот принцип в своих легендарных деяниях... Не в этом ли смысл и новой концепции Евразийского союза. Однажды, на горе Коктобе Амандос ощутил радость хотя бы временного объединения художников под знаком пленэра после долгого разобщения. Возможно, тогда у него уже без колебаний утвердилось намерение о создании Академии художеств РК. Недавно и этот проект был запущен в действие. И результаты его – дело будущего. А вот сверкающие «Таранды Великого Эля», набрав силы всей «династии Аканаевых», готовы на любые состязания на арене искусства...».
    А искусствовед Роза Жусупова, директор галереи «Шежире», выпустившей альбом «Таранды Великого Эля», поведала о следующем: «Для меня было очень важно наблюдать за каждым шагом художника. Какими методами, средствами он пользуется, как и с каким настроением приступает к работе: Во время работы над новой картиной он использует множество металлических аппликаций, загадочные смеси. Борьба металла и огня рождает и новый образ, который долго вынашивался, осмысливался. В Амандосе мне интересно то, что он может конкретно передать с военной точностью задуманное. Как будто все было заранее измерено и 
    запланировано. Я не раз была убеждена в его верности и чистоте перед Его Величеством Искусством».
    Я уверен, что Амандос Аканаев – наиболее достойный художник и человек в этом году для получения Государственной премии в номинации «Изобразительное искусство». И пусть не обманет меня моя вера!

    Ерсайын Жапак, Алматы
    Ежедневная республиканская общественно-политическая газета «ЛИТЕР»
    http://www.liter.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=3151&Itemid=6

    Категория: Новости культуры | Просмотров: 1399 | Добавил: Lusi5138 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]