Суббота
11.05.2024
05:34
Категории раздела
Книжные новинки [24]
Новости Казахстана [92]
Новости культуры [38]
Новости Планеты [10]
Это интересно! [16]
Новости соседей [8]
Конкурсы [5]
Новости Россотрудничества [33]
ТЮЗ им. Н.Сац г.Алматы [2]
Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » 2010 » Ноябрь » 22 » Закончить стихотворение сложнее, чем его начать
    13:41
    Закончить стихотворение сложнее, чем его начать
    Что сказал Гадамер?
    (вместо вступления)

    Тема настоящей беседы, на первый взгляд, проста – все пишущие стихи прекрасно
    понимают, для чего нужна концовка (завершение стихотворения или его финал – назовите, 
    как угодно). С другой стороны, тема спорная. Кто-то скажет: именно в этой части 
    поэтического произведения может находиться ключ к пониманию всего стихотворения. Другой 
    заметит, что все уже сказано, и концовка произведения подобна затухающей мелодии. В то 
    же время может прозвучать и такое мнение. В эпических произведениях концовка, как может 
    показаться, почти не связана с действием, в отличие от развязки. В этом случае это может 
    быть авторская сентенция. 
    Но еще Ханс Георг Гадамер, касаясь проблемы интерпретации текста, заметил: «Целое
    надлежит понимать на основании отдельного, а отдельное – на основании целого». Эта мысль 
    применима и к финальной части стихотворения, которому по определению должна быть присуща 
    фонетическая и грамматическая законченность. 
    В прозаических произведениях также есть концовка – завершающая часть художественного
    произведения, следующая за развязкой, эпилог, но стихотворцам куда сложнее: ведь хорошее 
    стихотворение предполагает наличие особой внутренней логики и имеет куда более сложную 
    структуру, отличающую стихи от профессиональной совершенной прозы. 
    Больше размышлять…
    Читать настоящее стихотворение – искусство, потому что нужно не просто прочитать 
    произведение, но творчески осмыслить его, т.е. увидеть то, что спрятано между строк. 
    Понять, что именно нам рассказывают или показывают, обычно не сложно, а вот догадаться, 
    зачем это написано, для чего поведано нам, нужны усилия. 
    «Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» сказал
    Рене Декарт, и если после прочтения стихотворения возникнут эмоции и мысли, которые 
    могут быть и не обозначены непосредственно в стихотворении, стихотворец может поздравить 
    себя с небольшой победой. 
    Недосказанность часто нарочита и провоцирует читателя на размышления. Вот как,
    например, в следующем стихотворении: 

    Арома Лайм

    Если женщина не права

    За небрежностью слов - провал,
    Бьются души о дно ущелья.
    Если женщина не права,
    Попроси у неё прощения.

    Подарил и забрал цветок -
    Без признанья осталась прима.
    Не каприз видит мудрый бог,
    А желание быть любимой.

    Те, кто были вчера близки,
    Разбредутся по разным тропам.
    Красным капают лепестки.
    Раскрывает объятья пропасть.

    Неприкаянно по земле
    Бродят сны и обиды-гости.
    Обернись, разгляди во мгле
    Перекинутый тонкий мостик.

    Здесь концовка видится закономерным завершением художественной картины. Лирическая
    Героиня видит тайное и скрытое – то, что не увидит простой человек. 
    Поэт обращается с обращением к людям, предлагая после прочтения разглядеть мостик во
    мгле, который и остается многоассоциативным послевкусием произведения. 
    «А у кольца начала нет, и нет конца»
    Закольцованность сюжета используется часто в музыке, когда начальная тема 
    повторяется в финале. Но часто такой прием используется и в поэзии. При этом повторение 
    происходит порой на более высоком смысловом уровне. Вот характерный пример. 
    Игорь Царев 

    На Божедомке Бога нет

    ...На Божедомке Бога нет.
    И пешим ходом до Варварки
    Свищу, заглядывая в арки,
    Ищу хоть отраженный свет,
    Но свежесваренным борщом
    Из общежития напротив
    Москва дохнет в лицо и, вроде,
    Ты к высшей тайне приобщен.

    Вот тут и жить бы лет до ста,
    Несуетливо строя планы,
    Стареть размеренно и плавно
    Как мудрый тополь у моста,
    Во тьму, где фонари растут,
    Под ночь выгуливать шарпея,
    А после пить настой шалфея
    Во избежание простуд...

    Столица праздная течет,
    Лукаво проникая в поры:
    И ворот жмет, да город впору,
    Чего ж, казалось бы, еще?
    Зачем искать иконный свет,
    Следы и странные приметы?
    Но кто-то ж нашептал мне это:
    На Божедомке Бога нет...

    Здесь видно, как кольцевая композиция работает на общий смысл поэтического
    произведения. Афористическая концовка также весьма распространена среди поэтов, как, 
    например, в следующем стихотворении. 
    Юрий Ходарченко (марсовой) 

    Ave Morituro

    Наш шаг натружен, пусть и без оков.
    Одежды мало, ненависти – меньше.
    Мы, дома, мастерили бы скворечни,
    Здесь мы – рабы и потрясатели основ.

    Идем гуськом. Кому идти назад?
    Толпе на откуп отданы итоги.
    Мы держим строй, а нас не держат ноги.
    И где-то дома полнится лоза.

    На местной почве, около трибун
    Оставим тех, кого судьба укажет.
    Суровой стражи плещутся плюмажи.
    Как волны на далеком берегу.

    Нас память возвращает вновь и вновь
    Под "шахматку" Помпеевых центурий
    За «Ave Cesar – ave morituro…»
    Хвала живым, идущим на любовь.

    Этот финал больше походит на громкий лозунг, и он достойно венчает стихотворение.
    А это произведение наглядно иллюстрирует другой тип финала – концовки-вопроса

    ladydi (Светлана Макаренко)

    "Я у другой украла этот день..."

    Я у другой украла этот день,
    И эту ночь. И просветы, и всплески.
    И вот луне совсем уже невмочь
    Лучом сбивать узор на занавесках.
    Я все украла. Сумасшедший тать!
    Я радуюсь мгновениям, что проходят…
    И как песок сквозь пальцы пропускать
    Мне надо их. А силы – на исходе.
    Я все украла…Чем же я живу?
    И что меня пьянит, и что волнует?
    Рифмованную, странную канву
    Мне сердце неспокойное диктует.
    Я крохами сыта, как воробей.
    Мгновениями из часов песочных.
    Я все краду. Но обвинять – не смей.
    Мне Бог судья. Но он судить – захочет?..

    Почему-то мне вспомнилось в этой связи замечательное стихотворение Владимира
    Солоухина «Слово», отрывок из которого великолепно отражает все перипетии творческого 
    поиска поэта: 

    «Сегодня утром я заканчивал стихотворение
    И долго мучился над словом, которое не хотело приходить.
    Я брал слова и пробовал их:
    На вес,
    На вкус,
    На запах,
    На цвет,
    На прочность,
    На оттенки вкуса, цвета и запаха
    Почти неуловимые оттенки, но в том-то и состоит
    Вся прелесть и вся соль
    Необыкновенного нашего ремесла…

    (с) В. Солоухин

    Вместо эпилога

    Итак, мы можем видеть такие типы финалов стихотворений, как: афористическая строка,
    финальное назидание, характерное для басни, неожиданный остроумный вывод, допустим, в 
    эпиграмме и вопрос в финале. Концовка может в точности повторять начальную строку 
    стихотворения, а может быть приведена по отношению к ней с некоторыми изменениями 
    исходного текста. Кроме того, концовка может содержать важный вопрос, поразмышлять над 
    которым автор приглашает всех читателей. Вообще говоря, вариантов завершения стихов еще 
    немало, и читатели увидят их в стихах других поэтов нашего сайта 
    Возвращаясь к мысли Х. Г. Гадамера, очевидно, что взаимное согласие частей и целого
    помогает правильности интерпретации произведения. Если такого согласия не возникает, 
    значит, понимание читателем авторского замысла может не состояться. Вот почему закончить 
    стихотворение сложнее, чем его начать. 

    Александр Кожейкин (08/10/2010).

    Источник: http://www.clubochek.ru/articles.php?id=374
    Фото: http://gorodkanta.ru/index.php?type=501&newsid=5589

    Категория: Это интересно! | Просмотров: 1567 | Добавил: Lusi5138 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]