Главная » 2010 » Ноябрь » 22 » Закончить стихотворение сложнее, чем его начать
13:41 Закончить стихотворение сложнее, чем его начать |
Что сказал Гадамер? (вместо вступления)
Тема настоящей беседы, на первый взгляд, проста – все пишущие стихи прекрасно понимают, для чего нужна концовка (завершение стихотворения или его финал – назовите, как угодно). С другой стороны, тема спорная. Кто-то скажет: именно в этой части поэтического произведения может находиться ключ к пониманию всего стихотворения. Другой заметит, что все уже сказано, и концовка произведения подобна затухающей мелодии. В то же время может прозвучать и такое мнение. В эпических произведениях концовка, как может показаться, почти не связана с действием, в отличие от развязки. В этом случае это может быть авторская сентенция. Но еще Ханс Георг Гадамер, касаясь проблемы интерпретации текста, заметил: «Целое надлежит понимать на основании отдельного, а отдельное – на основании целого». Эта мысль применима и к финальной части стихотворения, которому по определению должна быть присуща фонетическая и грамматическая законченность. В прозаических произведениях также есть концовка – завершающая часть художественного произведения, следующая за развязкой, эпилог, но стихотворцам куда сложнее: ведь хорошее стихотворение предполагает наличие особой внутренней логики и имеет куда более сложную структуру, отличающую стихи от профессиональной совершенной прозы. Больше размышлять… Читать настоящее стихотворение – искусство, потому что нужно не просто прочитать произведение, но творчески осмыслить его, т.е. увидеть то, что спрятано между строк. Понять, что именно нам рассказывают или показывают, обычно не сложно, а вот догадаться, зачем это написано, для чего поведано нам, нужны усилия. «Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» сказал Рене Декарт, и если после прочтения стихотворения возникнут эмоции и мысли, которые могут быть и не обозначены непосредственно в стихотворении, стихотворец может поздравить себя с небольшой победой. Недосказанность часто нарочита и провоцирует читателя на размышления. Вот как, например, в следующем стихотворении: Арома Лайм Если женщина не права За небрежностью слов - провал, Бьются души о дно ущелья. Если женщина не права, Попроси у неё прощения. Подарил и забрал цветок - Без признанья осталась прима. Не каприз видит мудрый бог, А желание быть любимой. Те, кто были вчера близки, Разбредутся по разным тропам. Красным капают лепестки. Раскрывает объятья пропасть. Неприкаянно по земле Бродят сны и обиды-гости. Обернись, разгляди во мгле Перекинутый тонкий мостик. Здесь концовка видится закономерным завершением художественной картины. Лирическая Героиня видит тайное и скрытое – то, что не увидит простой человек. Поэт обращается с обращением к людям, предлагая после прочтения разглядеть мостик во мгле, который и остается многоассоциативным послевкусием произведения. «А у кольца начала нет, и нет конца» Закольцованность сюжета используется часто в музыке, когда начальная тема повторяется в финале. Но часто такой прием используется и в поэзии. При этом повторение происходит порой на более высоком смысловом уровне. Вот характерный пример. Игорь Царев На Божедомке Бога нет ...На Божедомке Бога нет. И пешим ходом до Варварки Свищу, заглядывая в арки, Ищу хоть отраженный свет, Но свежесваренным борщом Из общежития напротив Москва дохнет в лицо и, вроде, Ты к высшей тайне приобщен. Вот тут и жить бы лет до ста, Несуетливо строя планы, Стареть размеренно и плавно Как мудрый тополь у моста, Во тьму, где фонари растут, Под ночь выгуливать шарпея, А после пить настой шалфея Во избежание простуд... Столица праздная течет, Лукаво проникая в поры: И ворот жмет, да город впору, Чего ж, казалось бы, еще? Зачем искать иконный свет, Следы и странные приметы? Но кто-то ж нашептал мне это: На Божедомке Бога нет... Здесь видно, как кольцевая композиция работает на общий смысл поэтического произведения. Афористическая концовка также весьма распространена среди поэтов, как, например, в следующем стихотворении. Юрий Ходарченко (марсовой) Ave Morituro Наш шаг натружен, пусть и без оков. Одежды мало, ненависти – меньше. Мы, дома, мастерили бы скворечни, Здесь мы – рабы и потрясатели основ. Идем гуськом. Кому идти назад? Толпе на откуп отданы итоги. Мы держим строй, а нас не держат ноги. И где-то дома полнится лоза. На местной почве, около трибун Оставим тех, кого судьба укажет. Суровой стражи плещутся плюмажи. Как волны на далеком берегу. Нас память возвращает вновь и вновь Под "шахматку" Помпеевых центурий За «Ave Cesar – ave morituro…» Хвала живым, идущим на любовь. Этот финал больше походит на громкий лозунг, и он достойно венчает стихотворение. А это произведение наглядно иллюстрирует другой тип финала – концовки-вопроса ladydi (Светлана Макаренко) "Я у другой украла этот день..." Я у другой украла этот день, И эту ночь. И просветы, и всплески. И вот луне совсем уже невмочь Лучом сбивать узор на занавесках. Я все украла. Сумасшедший тать! Я радуюсь мгновениям, что проходят… И как песок сквозь пальцы пропускать Мне надо их. А силы – на исходе. Я все украла…Чем же я живу? И что меня пьянит, и что волнует? Рифмованную, странную канву Мне сердце неспокойное диктует. Я крохами сыта, как воробей. Мгновениями из часов песочных. Я все краду. Но обвинять – не смей. Мне Бог судья. Но он судить – захочет?.. Почему-то мне вспомнилось в этой связи замечательное стихотворение Владимира Солоухина «Слово», отрывок из которого великолепно отражает все перипетии творческого поиска поэта: «Сегодня утром я заканчивал стихотворение И долго мучился над словом, которое не хотело приходить. Я брал слова и пробовал их: На вес, На вкус, На запах, На цвет, На прочность, На оттенки вкуса, цвета и запаха Почти неуловимые оттенки, но в том-то и состоит Вся прелесть и вся соль Необыкновенного нашего ремесла… (с) В. Солоухин
Вместо эпилога
Итак, мы можем видеть такие типы финалов стихотворений, как: афористическая строка, финальное назидание, характерное для басни, неожиданный остроумный вывод, допустим, в эпиграмме и вопрос в финале. Концовка может в точности повторять начальную строку стихотворения, а может быть приведена по отношению к ней с некоторыми изменениями исходного текста. Кроме того, концовка может содержать важный вопрос, поразмышлять над которым автор приглашает всех читателей. Вообще говоря, вариантов завершения стихов еще немало, и читатели увидят их в стихах других поэтов нашего сайта Возвращаясь к мысли Х. Г. Гадамера, очевидно, что взаимное согласие частей и целого помогает правильности интерпретации произведения. Если такого согласия не возникает, значит, понимание читателем авторского замысла может не состояться. Вот почему закончить стихотворение сложнее, чем его начать. Александр Кожейкин (08/10/2010).
Источник: http://www.clubochek.ru/articles.php?id=374 Фото: http://gorodkanta.ru/index.php?type=501&newsid=5589
|
Категория: Это интересно! |
Просмотров: 1567 |
Добавил: Lusi5138
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|