* * * Издайте меня на шершавых страницах, Без помпы и блеска, закладок и прочих… У книг простодушных неброские лица, У книг непродажных бумага попроще.
Я помню те книги – они в моем сердце; Как странники в серых, истертых лохмотьях. …О добрые дали, о доброе детство, Все реже те гости в мой домик приходят.
Все меньше в душе от огня Робин Гуда, И Овода жало не жалит в постелях. О косное время крикливого блуда, О черные книги на душных панелях.
Снегин Он был Поцелуев, но неги хотелось ему, чистоты. И взял он фамилию Снегин, и белые вынул листы.
Безгрешный, безбрежный, подлунный, писал молоком он стихи. Но если б он был Поцелуев? Но если б он был Поцелуев, воспел бы, наверно, грехи, вино и бесовские страсти, и, верно, на белых листах стихи отдавали бы красным и кровью играли в устах.
Руфь Как хорошо, как больно жить на свете. Р. Тамарина
Она твердила о любви и о каком-то там блаженстве. Совсем одна, о счастье женском мечтала в семьдесят свои.
Сжав крепко руки под столом, мы улыбались и молчали. И, напоив нас чинно чаем, она взгрустнула о былом.
Потом, закутавшись в шаленку, речь о Нью-Йорке повела, мол, давний старенький влюбленный звонит… во все колокола.
О том же пело ожерелье на шейке тонкой, как былье, браслеты на руках и стрелки чулков капроновых ее.
Что фронт, степлаг, стихи и муки, и неблокадных дней дневник?! Ту девочку назвать старухой не повернулся бы язык.
Инна … Я станцую фанданго. Инна Потахина Ты вся была иная, Инна, тебя б душа не приняла, но мне во взгляде твоем синем досталось чуточку тепла.
Мне так не нравилось, как летом, приметив нас издалека, ты, продававшая газеты, вдруг отбегала от лотка.
И шла куда-то, как принцесса, вся ты – не ты, легка, горда, аристократка, поэтесса, как в те пресветлые года.
И мучил стыд меня и ярость За ту стеснительность твою, За эту гордость, эту старость, за мою хату на краю.
Я вновь почувствую утрату: – Как жизнь? – Как выключили свет! Не приходи ко мне, не надо, меня уже на свете нет.
Прощальный жест. И, как принцесса, она меня вдруг обняла… Ведунья сердца, космос, бездна. О, как ее я поняла.
Курдаков Мой берег вечный, река без края, волна и ветер… Е. Курдаков Он так любил дарить подарки, визиты, крылья и слова, что я боялась встреч тех ярких, – вдруг закружится голова.
Он мог сказать: «А ты – явленье!» Всегда не жадный и простой, он схлопотал столпотворенье в своей клетушечке пустой.
К нему ломились за участьем, за похвалой, за огоньком. Он дал поэтам каплю счастья, а сам остался ни при чём.
Его б, наверно, задавили и он бы впал в запой и транс, когда б в отчаянье бессильном не вылетел в трубу пространств.
Он улетел, как добрый ветер от всех возжаждавших похвал. Оставил лишь стихи поэтов. … Он ими двери подтыкал. Булат Лукбанов … Громко ругаясь, пришли рыбаки, срубили дерево счастья. Б. Лукбанов
Он проводил нас к остановке, присел и грустно закурил. И так нежданно, так неловко вздохнул и тихо попросил: «Звони, лета идут к прохладе и надо зажигать костры…» Вскочив в трамвай, я крикну: “Ладно!” И позабуду те миры… Миры Лукбанова, сирени, верней, рассею их в себе, – деревья счастья, грозы, тени, изломы молнии в судьбе. И вспомню лишь, когда угрюмо мне скажут: что же ты, сестра, он так участья ждал… он умер от одиночества вчера. И я не удивлюсь. Отчаюсь, ведь знали, знали, что убьем его, как всех, своим молчаньем, а после смерти воспоем.
Вячеслав Киктенко Заходит в окна листопад, уходит в двери. Вячеслав Киктенко Куда отплыл поэт Киктенко, набедокурив, натемнив, стихи в дремучие застенки, как караганы насадив.
Кому поют его пичуги, скрываясь в сумраке ветвей? Ведь ни подруги нет, ни друга, ни даже с родины вестей.
Пускай нелепый, угловатый, но он любил Алма-Ату. Сплошной стеной стоят утраты, и метлы снежные метут.
То ль кудри мечутся, то ль тени, или, не тая, снег лежит? Так в чем же истина, в вине ли или в стихах, что жаждут жить?
Ардак Еженова – Не выжига – не выживешь, не так живешь, не так… мир хрупок твой возвышенный, – сказала мне Ардак.
От выжиги ли слышу, зайдя к вам на часок, под низенькую крышу на жиденький чаек,
где весь ваш быт – спартанство, изгойство на гвоздях, подобье драки, транса, намеренный сквозняк,
где сердце больно ноет от сытости людей… Закат печальной Хлои все ярче и светлей.
* * * Узникам Степлага Человек оброс корою… Шахимарден
В степи раскаленной, где ветра лишь гул, смотри, дико корчась, скрипит саксаул. Рукою корявой вцепился он в жизнь, как в глину, и в камень, и в синюю высь.
Хоть чудится, будто вопит: «Караул!» – Нет… мышцы качает свои саксаул. И ящерка спит на коленке кривой, змея обвивает, а он – ничего.
Причудлив рисунок, где судорг изгиб от схваток смертельных, где он не погиб. Истерзан ветрами, исхлестан песком, – напомнит, что станешь и ты стариком.
…Но он изваял себя, как дирижер, что руки в симфонию жизни простер. Живая скульптура… Чу, пламени гул, – Горит на ветру, как поэт, – саксаул.
Геннадий Кругляков Как медленно падало солнце… Г. Кругляков
Поэт должен быть угловатым, колючим, надменным и злым. Кто выдумал это? Не надо! Поэт должен быть молодым.
Он должен быть круглым, как солнце, и ласковым, как муравей. И, словно звезда из колодца, доступен и прост для людей.
Мы знали такого поэта, но он закатился в Москву. Блистать неразменной монетой, мести ль в старых скверах листву?
Как нимб, над его сединою восходят луна и мороз, И взгляд его кругл, как у Ноя, и полон младенческих слез.
|