Четверг
14.11.2019
15:05
Категории раздела
Любимый город мой [9]
Год Пушкина в Казахстане [14]
Год Пушкина в Казахстане. Год Абая в России
Во имя жизни [6]
Великая Отечественная война
Юбилеи [7]
Наши гости [4]
Поэзия [104]
Проза [36]
Наше наследие [7]
Встречи [1]
Эссе [30]
Переводы [4]
Сказки [5]
Миниатюры [3]
Astroliber [1]
Слово редактора [3]
Исторический калейдоскоп [2]
Песни об Алматы [18]
Поэзия: гости об Алматы [22]
Публикации в прессе [22]
Год русского языка [3]
Перышко [1]
Публицистика [3]
Зеленый портфель [2]
О нас пишут [1]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 400
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Альманах "Литературная Алма-Ата" » Проза

    Илья Одегов. Рассказы.

    Игра с иглой
    Мы играем в прятки и кубики. В карты и домино. В теннис и волейбол.
    Мы играем на нервах, на ударных и на духовых.
    Мы играем Ромео и Джульетт. Сыновей и супругов. Начальников и пассажиров.
    Чем лучше мы играем, тем быстрее к нам приходит успех и признание общества.
    Тем быстрее настигает нас судьба играемого.
    Нас учат: относись к другому так, как хочешь, чтобы он относился к тебе.
    К «другому», а не к «каждому». К другим, чем ты. Относись к слуге, как господин, если хочешь, чтобы он относился к тебе, как к господину. Относись к учителю, как ученик, если хочешь, чтобы он относился к тебе, как к ученику.
    Играй ту роль, которую предлагает тебе ситуация.
    И вот мы осваиваем всё новые игры. Примеряем на себя роли и лица. Проигрываем и выигрываем. Проводим ежедневный сеанс одновременной игры. Ногой забиваем мяч в ворота, рукой ставим противнику мат, лицом разыгрываем крокодиловы слёзы и при этом пытаемся решить, во что нам нравится играть больше – в свадьбу или в армию?
    Но затем нам говорят: будь собой. Веди себя естественно. Раскрой карты. Признайся, что ты не Ромео. Покажи нам своё истинное лицо.
    И это теперь – после стольких блестяще сыгранных ролей.
    А лицо в игле, что спрятана в страусином яйце, которое по ошибке проглотил бегемот, пасущийся возле баобаба, растущего у подножья горы Килиманджаро.
    И вот мы едем в Африку, чтобы карабкаться по скалам и охотиться на речных лошадей.
    Едем, чтобы найти себя, а в результате учимся новым играм.
    Учимся играть, чтобы однажды на мгновенье ощутить себя богом.
    Хозяином положения на игровом поле.
    И так до тех пор, пока время не начнёт обгладывать оставшиеся от нас игральные кости.
    Игра – это весело.
    В сербском языке слово «игра» обозначает «танец». Пляска. Постоянное движение. Бесконечное изменение поз.
    Если двигаться – так пританцовывая, если жить – то играючи, если скользить – так по лезвию. Жить в постоянном движении, помня о том, что остановка – смерти подобна.
    Акула дышит, только пока двигается.
    Юла падает на пол, когда перестаёт вертеться та самая игла, на которую она насажена.
    А куда упадут звёзды, если всё остановится?

    Вторая половина
    1
    Всё в мире делится на общее и особенное. Есть вещи интересные всем, а есть только для некоторых. Например, все питаются ежедневно, но лишь некоторые питаются змеями. И поэтому нужно рассказать о чём-то важном для всех. Ответить на волнующий всех вопрос. Или хотя бы задать его.
    Вот черепа. Череп есть у всех. Череп – это то, что проще всего потрогать рукой. Глядя в зеркало, мы всегда смотрим на свою голову. Встречаясь с людьми, мы в первую очередь задерживаем взгляд на их черепе. И при этом обращаем внимание на всё, что угодно: на глаза, на зубы, на мимику, – только не на саму кость.
    Череп – это фундамент, с которого начинается человек.
    Череп – это кость, которая в отличие от других почти не растёт после рождения.
    Череп – это изначальный и неизменный корень человека. И если растения тянутся вверх, а пускают корни в землю и питаются её соками, то человек растёт вниз, а держится головой за небо и втягивает силу сверху.

    2
    Характер человека, особенности его поведения можно определить по форме головы. В особенности по затылку. Многие чувствуют это и прячут информацию о себе под волосами. Чем больше волос, тем больше секретов.
    Люди, обладающие схожей формой черепной кости, тянутся друг к другу. Но обилие волос часто сбивает с пути. Ведь так сложно разобраться. Может быть, вы замечали, что во многих удачных семейных парах между мужем и женой обнаруживается отчётливое сходство костного строения головы? Когда встретите супругов, попробуйте сравнить их черепа.
    То есть хрящи-то как раз у всех вырастают по-своему. У кого-то нос длинный, у другого – уши висят. Волосы растут разные. Светлые, жёсткие, или наоборот. Много или вовсе нет. И лицо каждого из нас прячется за мимическими мышцами, разноцветной кожей и даже жиром. Но сквозь это можно суметь увидеть жесткую основу скул, подбородка, надбровных дуг.
    Так вот, эта изначальная похожесть людей и является определяющим фактором при выборе постоянного партнёра. Надёжного партнёра. Партнера, похожего на тебя на костном уровне.
    Выбор этот часто неосознан. Потому как ищешь всегда другого, а находишь всегда себя.

    3
    Если череп неизменен, то кожа и мышцы меняются вместе со временем.
    Известно, что у большинства людей одна половина лица эмоциональней другой. Поэтому они стараются встать так, чтобы разговаривать друг с другом живым и улыбающимся краем. Это продолжается до тех пор, пока эмоциональная половина не изнашивается. Переломный момент в судьбе каждого человека. Как правило, в это время происходят важные изменения – раскол семьи или смена имиджа. В это время, любимой половиной становится другая. Мы поворачиваемся в другую сторону, показывая всем молодого, сохранившегося, пусть и менее живого себя.

    4
    Всегда показываем половину, вместо того, чтобы однажды не суметь найти грань между.

    Мальчики и лабиринт
    Однажды пятеро мальчиков заблудились в лабиринте.
    Первый мальчик был умным, второй – сильным, третий – изобретательным, четвёртый – воспитанным, а пятый…
    А пятый был просто мальчиком.
    Мальчики шли уже очень долго. Так долго, что иногда им казалось, что, кроме этого лабиринта, ничего не существует: ни школы, ни родителей. Слева и справа от них возвышались кирпичные стены, а над головами плыли облака и летали птицы. Выхода нигде не было видно.
    – Если я буду всё время идти и держаться за стену, она когда-нибудь кончится. Так я найду выход, – сказал умный мальчик и, прижавшись к стене, стал медленно передвигаться вдоль неё.
    Он двигался так медленно, что мальчики оставили его, а сами пошли вперёд.
    Они шли и шли, пока не увидели, что впереди – тупик.
    – Я сломаю стену и выйду отсюда, – сказал сильный мальчик и начал толкать стену и пинать её ногами.
    – Хорошо, а мы попробуем пойти по другой дороге, – решили мальчики.
    Они долго шли, пока не увидели на дороге кучу хвороста.  
    – Я построю лестницу, чтобы взобраться на стену, – сказал изобретательный мальчик. – Оттуда я смогу увидеть, где находится выход из лабиринта.
    И он начал собирать разбросанные по земле ветки и скреплять их между собой. 
    – Хорошо, а мы пойдём дальше, – решили мальчики.
    День клонился к вечеру, и лучи садящегося солнца освещали облака над их головами. Мальчики вышли на очередной перекрёсток.
    – Мне нельзя так долго гулять без мамы, – произнес воспитанный мальчик и сел на землю, – я останусь здесь и буду ждать, пока за мной придут родители.
    – Но здесь нет твоих родителей, – сказал ему пятый мальчик, однако тот ничего не хотел слушать.
    Тогда оставшийся мальчик пошёл дальше один. В теплом вечернем воздухе летали стрекозы и божьи коровки. Глядя на них, мальчик улыбнулся, свернул за очередной поворот и увидел впереди выход.

    Компоненты
    Тело, разум и душа. Всё это – три составляющих единого целого, которое мы привыкли называть Я. Все три компонента обладают некой силой и неким уровнем восприимчивости. Так, эрудит не всегда сообразителен, сильный не всегда ловкий, а смелый не всегда внимательный. Сила и восприимчивость любого из компонентов может быть как врожденной, так и приобретенной. И потому для начала важно достигнуть гармонии в каждом отдельно взятом компоненте. Настроить баланс силы и восприимчивости каждого отдельно взятого компонента. Добиться чистоты звучания каждой ноты. Разума, тела и духа. Но то, что у тебя есть мука высшего сорта, кристальная родниковая вода и белоснежная соль самой мелкой фракции, ещё не означает, что у тебя есть тесто, из которого можно испечь хлеб. Чтобы сыграть благозвучный аккорд, необходимо одновременно извлечь созвучные друг другу звуки. Смешать их, соединить чем-то невидимым, неосязаемым, несуществующим. Добиться внутреннего созвучия – ведь у каждого этот аккорд свой. Минорный или мажорный. До или ми. Громкий или тихий. Жидкое или густое. Соленое или пресное. Добиться результата, желаемого поваром. И вот эти несуществующие связи, позволяющие компонентам соединиться, и являются поваром. Это четвёртый компонент, необходимый для составления единого целого. Но и этого ещё мало, чтобы зазвучать. Чтобы испечь хлеб. Нужна акустика, нужно пространство, которое мог бы наполнить звук. Нужен огонь, необходима температура. Необходим пятый элемент, необходимы особенные свойства пустоты, чтобы конечный продукт стал возможен. И когда это случилось – можно стать музыкой и услышать её, стать хлебом и съесть хлеб, пропустить себя сквозь себя, самому стать к этому времени всем сразу, превратившись в пустоту.

    Категория: Проза | Добавил: almatylit (03.05.2008)
    Просмотров: 1355 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]