Пятница
29.03.2024
05:01
Категории раздела
Любимый город мой [11]
Год Пушкина в Казахстане [14]
Год Пушкина в Казахстане. Год Абая в России
Во имя жизни [6]
Великая Отечественная война
Юбилеи [7]
Наши гости [4]
Поэзия [104]
Проза [36]
Наше наследие [7]
Встречи [1]
Эссе [31]
Переводы [4]
Сказки [6]
Миниатюры [3]
Astroliber [1]
Слово редактора [3]
Исторический калейдоскоп [2]
Песни об Алматы [18]
Поэзия: гости об Алматы [22]
Публикации в прессе [22]
Год русского языка [3]
Перышко [1]
Публицистика [3]
Зеленый портфель [2]
О нас пишут [1]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Альманах "Литературная Алма-Ата" » Эссе

    Путь к самому себе
    Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
    Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, -
    он будет лучше того учителя, который прочел все книги,
    но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
    Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.
    Лев Николаевич Толстой
    Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя,
    а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том,
    что он есть, должен быть и не может быть иным.
    Лев Николаевич Толстой

    Педагогическая философия, как я ее понимаю, - размышления о сути, сущности педагогической работы. Один из директоров, под началом которого мне довелось работать, любил повторять, что, как и везде, среди учителей тоже есть «троечники» и даже «двоечники», есть и «отличники». Конечно, это так. Но каковы критерии оценки? Аккуратность выполняемой работы с точки зрения ее бумажного оформления? Мне думается, критерий должен быть другим. Точкой отсчета может стать восприятие ребенка. Самая важная для работы учителя заповедь «Не навреди!» схожа с заповедью врача, потому что шрамы душевные никогда не зарастают, обиды помнятся всю жизнь, особенно детские.
    Моя тетя, очень интеллигентный, глубоко образованный и начитанный человек, сказала, когда узнала, что я поступила в педагогический институт: «Подумай! Ты либо должна стать истинным профессионалом своего дела, либо очень любить детей». Второе было со мной всегда. Первому я учусь всю свою жизнь.
    Первым маячком при выборе профессии стала моя победа в городской олимпиаде по русскому языку в 8 классе (в 9-ом по новому стилю). Тогда я стала задумываться о том, что выбрать нужно ту деятельность, где все получается легко. Может, талант? Потом в 10 классе (тогда выпускном) общение с одной учительницей заставило меня всерьез задуматься о выборе будущей профессии. Когда-то в детстве у меня были замечательные учителя, интересные, жизнерадостные. Все... Но не учительница литературы. Я захотела стать учителем, но не таким, как она. Это и теперь для меня катализатор: ТАК литературу вести НЕЛЬЗЯ! Трое из моих учеников стали учителями русского языка и литературы. Одна из них работает со мной в одной школе. Смею надеяться, что профессию они выбирали не вопреки, а потому что ...
    Хотя если говорить о предопределении, судьбе, стоит вспомнить о многих вещах. Во-первых, в моей семье учителя занимали всегда особое место. Мой прадед подвергся репрессиям в сталинские времена, так как в российской глубинке был единственным учителем, имел четкую гражданскую позицию и не скрывал своего отношения к власти. Его увезли из дома ночью, полуодетого, он был расстрелян, и до самой реабилитации никто из родных не знал о его судьбе. Наверное, поэтому в моей семье царило всегда благоговейное отношение к людям профессии учитель. Во-вторых, любовь к знаниям и желание учиться родители и старшие родственники воспитывали в нас с детства. Дома было принято много читать. Я начинала, правда, не с художественной, а с научно-популярной литературы по физике, по химии и биологии, по истории. Но здесь сказывалось, конечно, влияние хороших учителей, с которыми мне повезло встретиться в школе. В-третьих, даже при устройстве на работу мне помогли мои школьные учителя: моя первая учительница, Шаталова Валентина Анатольевна, и учитель физики, которая была директором в школе, которая стала первым и единственным для меня местом работы – средней школе № 11.
    Именно Екатерина Петровна Бузина встретила меня в школе словами: «Забудь все, чему тебя учили в институте. В школе ты начнешь учиться заново». Так и было: каждый день, каждый из 17 лет моей работы, с каждым из моих учеников… Школа для меня понятие особенное. Для кого-то она заканчивается вместе с выпускным вечером, а я счастлива, потому что могу сказать: школа для меня - понятие бесконечное, как космос. Помните капитана Немо и его Наутилус? «Подвижный в подвижном»? Это про меня немножко. Каждый день - разный, каждый день - новый, и я тоже разная и новая вместе с новыми темами уроков и новыми ребятами. А самое главное - не перестала учиться. И не перестану, пока буду учить. Потому что профессию свою выбрала не случайно.
    Первые годы моего учительства ежедневно при входе в школу меня встречала надпись на стене: «Входи с любовью и ответственностью!» До сих пор никакой современный ремонт не может ее заменить. Искренне благодарна я своему наставнику, методисту с большой буквы – Яворской Тамаре Григорьевне. Ее советы и консультации не пропали для меня даром. Она вселила в меня уверенность в себе, научила многому из того, что я знаю теперь как педагог.
    Разве можно сомневаться в том, что учителя, как ангелы-хранители, вели меня по жизни? А если серьезно, то самым важным моментом моей работы стало формирование моей собственной педагогической технологии, сложившейся из элементов уже существующих авторских технологий методом проб и ошибок. Не сразу и не всегда удачно. Педагогическая система Евгения Николаевича Ильина, учителя-словесника из Санкт-Петербурга, конечно, стала основой. Нельзя относиться к литературе только как к науке. Это, в первую очередь, предмет, формирующий личность ребенка, раскрывающий ему новые грани нематериального мира, учебник жизни, нравственных норм и правил человеческого сосуществования. К сожалению, современные учебники больше похожи на введение в литературоведение, что не делает их лучше. Особенно в 5 классе, где термин «антропоморфизм» детки учатся выговаривать всю первую четверть года. Подход Ильина хорош тем, что связывает литературное произведение с современной ребятам жизнью, учит обращать внимание на детали, из которых складывается голос автора каждой изучаемой книги.
    Я люблю использовать разные виды аналитической работы. Мне нравятся денотатный граф и сопоставительные таблицы как формы работы на уроке. Также теплое отношение у меня сложилось к синквейну и эссе как к элементам технологии КСО, которые можно использовать на уроках, построенных и вне этой технологии. Очень осторожно отношусь к групповой работе и коучингу на уроках литературы, так как считаю, что дети должны быть к ним морально подготовлены, воспитаны под них, иначе получится известный крыловский квартет. Погоня за формой не всегда оправдывает ожидания, связанные с содержанием образования, по моему мнению. Важным считаю стимулирование в ребятах желания искать и находить ответы самостоятельно, не прятаться за спины товарищей на уроке, стимулирование у ребят умения самооценивать и взаимооценивать, что уменьшает их конфликтность, стабилизирует восприятие собственного «я» ученика. Еще Лев Толстой писал: «Причина всякой деятельности есть желание. Желание к учебе, любознательность детей надо поощрять в раннем возрасте».

    Среди педагогического наследия я всегда выделяла работы немецкого философа Адольфа Дистервега. Мне близки по духу многие его высказывания, и я люблю его цитировать. Не отступая от своих принципов, именно слова Дистервега хочу привести, подводя итог моего размышления : «Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладеют гражданские отношения».
    Категория: Эссе | Добавил: Золушка (16.01.2015) | Автор: Сенчук Ольга Михайловна E
    Просмотров: 618 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]