Четверг
25.04.2024
04:44
Категории раздела
Любимый город мой [11]
Год Пушкина в Казахстане [14]
Год Пушкина в Казахстане. Год Абая в России
Во имя жизни [6]
Великая Отечественная война
Юбилеи [7]
Наши гости [4]
Поэзия [104]
Проза [36]
Наше наследие [7]
Встречи [1]
Эссе [31]
Переводы [4]
Сказки [6]
Миниатюры [3]
Astroliber [1]
Слово редактора [3]
Исторический калейдоскоп [2]
Песни об Алматы [18]
Поэзия: гости об Алматы [22]
Публикации в прессе [22]
Год русского языка [3]
Перышко [1]
Публицистика [3]
Зеленый портфель [2]
О нас пишут [1]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Альманах "Литературная Алма-Ата" » Эссе

    «… Словом можно спасти…»
    Слова нас окружают всегда и везде, и их влияние мы ощущаем на себе ежедневно. Как часто мы задумываемся о том, какое значение вкладываем в слова, когда говорим и насколько серьезно мы относимся к словам, которые ежедневно употребляем. А между тем, мы творим наш опыт на четырех уровнях одновременно: действия, мысли, состояния и слова, которые буквально окрашивают нашу реальность в те или иные краски.
    Мне вспоминается одна притча:
    Слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле ног и табличкой: «Я слепой, пожалуйста, помогите!»
    Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил ее слепому и ушел.
    Днем он вернулся и увидел, что шляпа полна монет и денег. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли тот человек, что переписал табличку. Он также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил:
    - Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал ее немного по-другому.
    Он улыбнулся и ушел. Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть…»
    Какова сила искренних, затрагивающих душу слов!
    Я думаю, неслучайно вынесена в эпиграф предложенного нам эссе строка из стихотворения Вадима Шефнера «… Словом можно спасти…». Да. Мы должны говорить о том, как можно Словом спасти, ведь словом «убивают» сплошь и рядом, к сожалению. Следовательно, задача учителей и особенно учителей словесности - учить вникать в суть слов; учить словам, согревающим души, помогающим и поддерживающим в трудную минуту и вселяющим в сердца надежду…
    Я - учитель русского языка и литературы. Человек, призванный «сеять разумное, доброе, вечное…» Человек, призванный учить Слову, которое делает милосерднее и отзывчивее тех, кто встречается на его жизненном пути.
    Вот уже двадцать седьмой год, каждый день я переступаю порог второй в моей жизненной биографии школы.
    Я ни разу не пожалела о том, что выбрала профессию учителя – учителя русского языка в национальной школе. Великий Абай в своих «Словах Назидания» писал: «Русская наука, культура — ключ к мировым сокровищницам…» и я горда тем, что несу Русское Слово детям-казахам.
    Учить «разумному, доброму, вечному» в современном обществе, когда все и всюду критикуют учителей, школу, образование, согласитесь, тяжело. Печально признать, но школа сейчас — наверное, единственный островок, где дети получают уроки нравственности. Ведь в семьях, зачастую, родителям некогда поговорить с сыном или дочерью: они добывают «хлеб насущный». Вот и занимаются дети «самовоспитанием» как могут: бродят по Всемирной Паутине, узнавая «не всегда нужное» с вытекающими отсюда последствиями; переписываются между собой, сокращая и коверкая слова до неузнаваемости; общаются с ровесниками на улице на молодёжном сленге, перемешанном нецензурными выражениями.
    Как донести до нынешних школьников, прочитывающих краткое содержание художественных произведений в Интернете, достучаться и довести до их понимания, что важно жить по совести, что выше и важнее души ничего на свете быть не может и доброе искреннее Слово может спасти и вознести до Небес…
    Как в 8-классе на уроке русской литературы, где есть ученики, не понимающие смысл многих русских слов, читая «Дурачка» Лескова, заронить в души моих подопечных ростки доброты и отзывчивости? Как в 11-классе, «изучая» «Судьбу человека» Шолохова, помочь понять, как Андрей Соколов, человек с израненной душой нашел в себе силы спасти мальчика-сироту, усыновив его; на мои глаза наворачиваются слезы, когда читаю строки:
    « … И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина…»
    Я искренне надеюсь, что мое восприятие Русского Слова передастся моим ученикам, и они вырастут людьми неравнодушными и честными.
    Однако, как пробудить в детях желание познания? Нам важно помнить, что на каждом уроке русской литературы, должны быть высокая концентрация чувств, эмоциональность, глубокая внутренняя работа. Отсюда учительская аксиома: нельзя вести уроки без особых усилий и душевного порыва. Это так скучно, «без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви…» Учитель сам должен быть высоконравственным человеком, ведь дети интуитивно чувствуют малейшую фальшь в словах, в поступках, когда на уроках мы говорим о Высоком, а в жизни поступаем иначе…
    Для педагога важно осознание того, что плохое пробудить в человеке гораздо легче, чем хорошее. И мы, учителя-словесники, призваны спасать Словом Пушкина и Толстого, Достоевского и Чехова, Тургенева и Гоголя…
    О силе Слова известно с древних времён. С фразы: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» начинается Библия. Во всех религиях используются молитвы и мантры, в современных практиках – это аутотренинги и аффирмации, когда слова, повторяемые много раз, становятся частью нас и нашего опыта. На уроках я часто говорю своим ученикам о том, что мозг программируется словами: каких слов в нашем лексиконе больше: добрых или злых, искренних или лживых – от этого зависит, как сложится наша дальнейшая жизнь, что у каждого слова есть своя тональность, например, слово «хорошо» не несёт ярко выраженный положительный заряд. Сравните со словами: «великолепно, восхитительно». Как творить на уровне слов? Проговаривайте слова, чувствуйте их, ощущайте то, что вкладываете в них и тогда сможете в полной мере оценить их резонанс с окружающим миром. Думайте, о чем говорите, ведь каждое слово создает нас самих, хотим мы этого или нет.
    Я всегда помню: что бы ни делала, на меня во все глаза смотрят дети, верящие в меня. Вот почему мне дорога ответственность за ребёнка, за его душу. Убеждена, что «без души и помыслов высоких живых путей от сердца к сердцу нет!» Что самое главное в отношениях учителя и учеников? Не раздумывая, отвечу — любовь. «Лишь любовью к детям и истинным общением с детской душой, возможно создать счастливое человечество», - писал Л. Н. Толстой. И если есть у меня с моими учениками взаимопонимание, которое приносит радость нам и окружающим нас людям, значит, будет желание творить, помогать друг другу, сострадать, взрослеть…
    Помните у Маяковского: «…Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?» Одни люди, однажды войдя в нашу жизнь, потом исчезают из неё бесследно. Другие – запечатлеваются у нас в сердце, благодаря которым мы уже никогда больше не будем прежними… Поэтому каждый из нас, должен остаться в сердцах наших учеников как человек, совершавший добрые и правдивые поступки, слова которого не расходились с делом.
    В этом я вижу смысл всей своей жизни Учителя и человека.
    Категория: Эссе | Добавил: Красивая (07.01.2015) | Автор: Бозаканова Сания Шакеновна E
    Просмотров: 696 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]