сценка о материальной пользе доброты, миролюбия и благородства
Мы откроем вам тайну мира - Я, Асет, и Ербол и Эльмира - То, над чем размышляли столетиями, Тот вопрос, на который ответили мы. Есть ли польза материальная От добра, благородства реальная? То, что мучает академиков И иных наших всех современников. Потому что, коль есть в этом польза, То все стали б добры без вопросов! Коль есть польза от добродетели, Стало праведным все на свете бы! Асет. Я, аже, размышлял в медитации, Как весной расцветает акация, Сколько нужно воды ей и света, Чтоб задачу исполнить при этом: Под луною самой распуститься И дать жизнь новой поросли, птицам Дать приют, напитать семенами, Привлекать насекомых цветками. Эльмира-аже. Ой, Асет, далеко ты ушел. Ну, а что же ты, жаным, нашел? Асет. Я нашел, что не может акация Без добра на Земле развиваться-то. Если кто-то о ней плохо думает, Эти думы ее втайне мучают И не сможет она распускаться Лист за листиком, эта акация. Вот поэтому нужно ей в мире И согласии жить-ка с другими. Эльмира-аже. А чем ты занимался, Ербол? Что и где для себя ты нашел? Ербол. Я, ажека, Святое Писание Почитал, чтобы знать мне заранее, Как вести себя, чтоб не упасть, Чтоб в беду ненароком не впасть. Получилось, что то, что посею, И пожну я. Когда богатею, Если я поделюсь тем с другими, Все вернется путями благими. Эльмира-аже. Ой, Алла! Ой, мои вы ребята! Вы все сделали верно, зайчата! Только вот что скажу я, наверное. Вы послушайте мудрость ту древнюю. Вы все верно, родимые, ищете. В тайны мира вникаете, мыслите. Вы хотите установить, Как на этом нам свете всем быть. И какую нам выгоду даст, Если каждый добру все отдаст. Я скажу то и без медитации. И Писанья читала едва ли я. Если будешь ты трудолюбив, Будешь добр и миролюбив - Все в твоих-то руках будет спориться И хозяйство твое не расстроится. Чтобы горы посуды не скапливались, Чтобы вовремя спальни отапливались, Чтоб ажеки цвели долголетием, Чтоб нам дети любовью ответили, Будем добрыми мы, благородными, Заниматься делами народными!
В "Слове об Абае" Президент РК говорил, что "хотя ему (Абаю - мое примеч.) не нравились власть имущие, он с огромным уважением относился к соседнему русскому народу, к другим народам. Хотя не проявлял особой симпатии к царской власти, но учился у великой русской культуры." Но казахам абсолютно не нужно стесняться своего прошлого. Когда у них была беда (а сами они были мирным, невоинственным народом и не могли себя защитить), русские дали им свою защиту и покровительство. Этого стесняться не надо, не нужно обсуждать решения наших предков, которые сознательно и дружелюбно, кротко и мирно согласились на присоединение Казахстана к России. В этом можно усмотреть и предмет гордости для казахского народа: они всю свою жизнь посвящали мирному быту, растили детей, заботились друг о друге, за что многое сейчас могут отдать другие нации, заинтересованные в духовном совершенствовании. Казахи не были заинтересованы в войне и не могли содержать свою "армию". Смешно, да? Тем не менее защита понадобилась - а Тибетцы почти такой же кроткий народ, правда, у них более высокая, основанная на древних знаниях, духовность (не обижайтесь, казахи!), были завоеваны Китаем почти без сопротивления. Казахстан присоединился к России - так маленький мальчик, бывает, просит защиты у другого маленького мальчика, который в этом деле просто лучше разбирается. Нет ничего позорного в том, чтобы у кого-то что-то попросить. В чем-то маленький мальчик казахи разбираются лучше, чем русские, и когда придёт черед русских просить о чем-то у казахов, я верю, они им обязательно помогут. Когда кончился оговоренный срок покровительства России над Казахстаном (150 лет), казахам надо было мирно отделиться, не восставать против России, а разумно и мудро напомнить русскому царю об окончании этого срока и мирно уйти в сторону. Но восстание 1916 года, а также досадная невнимательность послужило тому, что казахи с русскими оказались связаны кармой. Выход из этой кармы - успокоиться, не обвинять русский народ, а спокойно и с достоинством поблагодарить его. Беда в том, что Россия потом называла себя старшим братом, а любые подобные заявления всегда оскорбительны. Но казахам не нужно сейчас доказывать, что они хороший народ. Это и так очевидно и, возможно, когда-нибудь русские обязательно захотят взять у них пример размеренности, простоты быта, замечательных народных традиций или еще чего-нибудь, чего я пока не знаю. Беда произошла из-за гнева, но если сделать простые дыхательные упражнения, которые дал Лобсанг Рампа в книге "Ты вечен" (если не найдете, могу привести здесь), все нормализуется. Казахам и русским еще долго суждено жить вместе. И когда-то мысли о независимости или чьих-то старых ошибках будут просто оскорбительны для обеих сторон. Ведь мы все принадлежим друг другу, все зависим друг от друга. И я думаю, нам будет важнее решать свои простые мирные дела, чем снова и снова уходить от мысли, что мы все равны перед Богом. Я хочу отметить напоследок, что теперь для казахов, возможно, пора изучить культуру своего восточного соседа, чтобы уж соблюсти все правила вежливости и мирного сосуществования.