Заикина Наталья Валериевна, учитель начальных классов, гимназия «Самопознание» ННПООЦ «Бобек»
Литературный ринг по сказкам. Цель: Помочь ребятам вспомнить и закрепить знания о любимых сказочных книгах и в игровой форме найти применение простейшим логическим умениям.
Задачи: 1) Уметь ориентироваться в содержании, выделять главное, находить правильные и нужные ответы. 2) Развивать речь, смекалку, находчивость, быстроту реакции, память, внимательность. 3) Воспитывать интерес к чтению, к народному жанру «сказки»
Методы обучения: Словесный, наглядный, проблемный, частично – поисковый.
Формы обучения: Индивидуальный, коллективный.
Технические средства обучения: Ролик с отрывками из сказок, карточки. Выставка книг со сказками.
ХОД ИГРЫ: Предварительный тур. 1. На чём Незнайка и его друзья совершили путешествие в Зелёный город.( На воздушном шаре.) 2. Кто был обманут в стране Дураков. ( Буратино.) 3. Как звали необычного зверя с двумя головами друга Айболита.( Тянитолкай.) 4. Питон из книги о Маугли. ( Каа) 5. Это существо, сшитое из соломы, было спутником девочки Элли в влошебной стране. ( Страшила.) 6. На каком по счёту балу Золушка потеряла свою туфельку. ( 2) 7. Фамилия Малыша, друга Карлсона? ( Свантесон.) 8. Девочка, которая попала в Страну чудес и в Зазеркалье? ( Алиса.) 9. Кто спрашивал: «Это что за остановка – Бологое иль Поповка.» ( Человек Рассеянный.)
Ведущая: Мы начинаем нашу игру «Умники и умницы.». Вопросы игры позволят нам ещё раз перелистать страницы ваших любимых сказочных книг, вспомнить их героев и те ситуации, в которые эти герои попадали. Вся игра будет состоять из 4-х частей 4-х «Агонов», поэтому мы участников игры мы с вами условимся называть «Агонистами». В переводе с греческого языка «агон»-означает «соревнование» Значит агонистам сегодня предстоит соревноваться друг с другом в том, кто лучше помнит содержание прочитанных книг. Но если кто-то из агонистов не может ответить на вопрос, ен надо расстраиваться -тогда вам помогут зрители. Нашим зрителям предаставится право не только дать верный ответ на вопрос, но и получить поощрительный приз. А нашим учителям, гостям предстоит не только справедливо судить ответы, но и внимательно наблюдать – кто же первым поднял руку для ответа.
1) АГОН. 1.Вопрос: - Напишите в 10-ти клеточках имя героя, который приходил в гости к ребятам с двумя зонтиками – один зонтик был с картинками, а другой – совсем простой, гладкий. Объясни зачем ему нужны два зонтика.
( ОЛЕ-ЛУКОЙЕ. Зонтики с картинками он раскрывает над хорошими детьми, послушными, и они всю ночь видят прекрасные волшебные сны, а зонтик гладкий – над детьми не послушными, драчунами, им всю ночь ничего не снится)
2. Вопрос: Послушай отрывок из хорошо всем известной сказки А. С. Пушкина.
Буду служить тебе славно Усердно и очень исправно В год за три щелчка тебе по лбу Есть же мне давай варёную полбу.
Вспомни что за герой говорил эти слова. Напиши его имя и объясни, что такое «варёная полба » ( БАЛДА. ПОЛБА – это дикая пшеница. Балда просил, чтобы поп кормил его кашей из зёрен дикой пшеницы.)
3. Вопрос: В каком королевстве находится город, на улицах которого стояло 10 000 зеркал? (В королевстве кривых зеркал)
4. Вопрос. Кого в героическом эпосе сравнивают с Ильёй Муромцем? (Ер - Таргын)
5. Вопрос. Кто правил на острове, где стоял «Новый город со дворцом С златоглавыми церквами, С теремами и садами.» (Царь Гвидон.)
ИТОГИ 1 АРГОНА.
2. АРГОН. 1. Вопрос. На картинках изображены три кухонных предмета – именем одного из них названа сказка братьев Гримм. Выбери нужную картинку и назови сказку. (Горшочек каши.)
2. Вопрос. Помните как в знаменитой сказке Ш Перро один мельник, умирая, оставил сыновьям наследство: старшему – мельницу, среднему – осла, а младшему кота. Как называется сказка? (Кот в сапогах.) А что значит выражение «купить кота в мешке» (Купить кота в мешке – значит приобрести что либо не глядя, ничего не зная о достоинствах и недостатках покупки.)
3. Вопрос. Попрыгунья стрекоза из басни И.А. Крылова утверждает, что она тоже готовилась к зиме.Но каждые сутки – ровно половину времени она спала третью часть времени - она танцевала, а шестую – пела. Сколько времени в сутки стрекоза готовилась к зиме? (Нисколько)
4. Вопрос. На каком языке разговаривал Буратино и его друзья. (На итальянском, действие происходит в Италии.)
5. Вопрос. Кого в казахских народных сказках называют «безбородым обманщиком» (Алдар – Косе.)
ИТОГИ 2 АРГОНА.
3.АРГОН. 1.Вопрос. Знаете ли вы, что в мире есть памятники литературным героям? Угадайте, в каком городе находится памятник, который я опишу. Персонажи памятника- звери. Первый персонаж – ОСЁЛ. На его спине собака, на спине собаки – кот, а на спине кота - петух. (Город Бремен. Это памятник героям книги «Бременские музыканты.»)
2.Вопрос. В сундучке спрятаны предметы, которые в сказках заменяли телевидение, - с их помощью можно было увидеть, что делалось в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. Что это за предметы? (Наливное яблочко и серебряное блюдечко.)
3.Вопрос. Напиши имя сказочного знаменитого обманщика. (Мюнхаузен.)
4.Вопрос. Какой из нарисованных на картинках предметов принадлежал девочке Жене из сказки В. Катаева? (Цветик – семицветик.)
5.Вопрос. Кого казахском народном эпосе сравнивали с «раскалёнными угольками саксаула?» (Алпамыса.)
ИТОГИ 3 АРГОНА.
4. АРГОН. 1.Вопрос. Вини – Пух и Пятачок пошли в экспедицию на поиски Северного полюса. В поход они взяли с собой верёвку – вдруг пригодится. На этой верёвке они завязали четыре узелка. Сколько частей получилось на верёвке? (пять)
2.Вопрос. Лондон это столица Парижа, а Париж – столица Рима. Как звали девочку, которая так не правильно изучала географию? (Алиса из сказки «Алиса в стране чудес.» ) 3. Вопрос. Какой закон джунглей помог Маугли попасть в волчью стаю? (Закон о том, что детёныша можно выкупить.) 4. Вопрос. Герой какого стихотворения Н. Некрасова помогал зверюшкам во время разлива реки. (Дед Мазай.) 5. Вопрос. Какое пароизведение А. С. Пушкина напоминает нам сказка И. Алтынсарина «Золотой чуб.» (Сказка о царе Салтане.)
ИТОГИ 4 АРГОНА.
ОБЩИЙ КОНКУРС. Напишите название сказок, в которых используется числительное Время 1 минута.
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. 1) Слово жюри. 2) Награждение детей памятными подарками. 3) Поощрительные призы для зрителей.