г. Петропавловск КГУ «Средняя школа № 42» Алымова Ирина Владимировна учитель начальных классов
Урок литературного чтения. 3 класс. Тема: С.А.Есенин «Черемуха». Цель: знакомство учащихся с жизнью и творчеством С. Есенина и со стихотворением «Черемуха». Задачи: учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором в стихотворении; учить чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения; совершенствовать умения выразительно читать лирические стихотворения; определять настроение и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения; развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления; развивать и обогащать речь учащихся; развивать эстетическое восприятие и творческое воображение; прививать любовь и бережное отношение к природе.
Ход урока I. Организационный момент II. Введение в тему урока. Загадка о черемухе. -Ребята, предлагаю вам отгадать загадку, которая поможет определить тему нашего урока. Будто снежный шар бела, По весне она цвела. Нежный запах источала, А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна. (Черёмуха) - Докажите, что это черемуха. (Выслушиваю ответы детей, их доказательства) - Верно. - Посмотрите, какая цветущая черемуха? (Белая, красивая, пушистая) - Про черемуху слагали песни, писали стихотворения. - И сегодня мы познакомимся со стихотворением «Черёмуха», которое написал Сергей Есенин.
III. Изучение нового материала. 1. Биография поэта. Ученики рассказывают о С.А. Есенине. Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области. Родителям мальчика пришлось уехать в город на заработки, и с двух лет маленький Сережа жил в доме деда. Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Его называли певцом русской природы. Многие из его стихов стали песнями. Стихи Есенин начал сочинять в 9 лет. Первое опубликованное стихотворение было стихотворение «Берёза». В 21 год вышла первая книга стихов, называлась «Радуница». Он становится популярным поэтом того времени. Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, всего 30 лет. А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино.
- Какие стихи С.Есенина вы знаете?
2. Знакомство со стихотворением. - Я прочитаю стихотворение “Черемуха”, а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.
- Что представили? Какую картину нарисовали в своем воображении? - Какое настроение автора вы почувствовали? (Ликующее, восторженное, веселое, праздничное, радостное) - Обоснуйте свой выбор. (Настроение радостное, приподнятое, праздничное, т.к. начинается весна, природа просыпается и все это радует поэта.) - Какие чувства возникли в вашем сердце? (Изумление, радость, восторг, восхищение) - Почему?
3. Вторичное знакомство со стихотворением. (Жужжащее чтение). - Отметьте слова и выражения, значение которых вам не совсем ясно.
4. Словарная работа. - Давайте попытаемся вместе объяснить значение слов и выражений. Роса медвяная (капли росы с запахом меда, ароматные, сладкие) Зелень пряная (зелень с острым пряным запахом, душистая) Проталинка (место, где растаял снег и виднеется земля) Волна гремучая (шумная, издающая громкие звуки) Обдаёт (окатывает водой, обливает сразу со всех сторон) Вкрадчиво (осторожно, доверительно) Под кручею ( круча – крутой спуск, обрыв).
5. Анализ стихотворения. - Какие слова использует автор для описания образа черёмухи? Зачитайте. (Черёмуха душистая, ветки золотистые) - Почему они золотистые? (Блестят в лучах солнца) - Обратите внимание, что автор дает характеристику, используя одно единственное прилагательное, а как тонко подмечены качества. В итоге получается цельная картинка пейзажа. - Как называются такие слова? (Эпитеты) - Эпитет – образное определение предмета. Они помогают описать внешний вид предмета, передать его цвет, состояние, а также выразить чувства, настроение. - Найдите в тексте стихотворения цветовые эпитеты. (Серебряный ручей, зелень золотистая) - Что они означают? (Серебряный – со стальным блеском, чистый, прозрачный, искрящийся на солнце. Золотистая - с золотым блеском,- видимо, тоже от солнца. - Найдите эпитеты, передающие запахи. (Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная) - А теперь, давайте найдем эпитеты, которые помогут описать свойства предметов. (Маленький ручей, волной гремучею) -Что такое метафора? (Перенос значений на основе сходства, сравнения называется метафорой.) -Найдите в тексте метафоры. (Сияет в серебре, зелень горит) - Объясните их. (Зелень покрыта росой, и её капельки светятся и переливаются, точно серебро. Кроме того, на солнце она искрится как пламя.) - Что такое сравнение? (Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим.) - Найдите в тексте сравнения. (И ветки золотистые, что кудри завила) - Почему автор использует такое сравнение? (Он оживил дерево. Она, словно девушка).
- Какая часть стихотворения начинается такими же словами, как в начале? - Почему автор делает повтор первой строчки? (Хочет обратить внимание на черемуху) - Сам автор как бы заново всматривается в нее. Давайте и мы присмотримся внимательнее. - Черемуха осталась такой же или изменилась? Вспомним, какой цвет был в первой картине. А теперь? (Черемуха теперь другая. Ее ветки уже не кудрявые, она стоит «развесившись». Зелень теперь золотистая, а сначала была серебряная). - Каким нарисован ручей? Каковы его размеры? Это один и тот же ручей? (В начале – струится маленький, между корней, а в конце – гремучая волна, обдает ветки, под кручею) - Чем объясняются эти изменения? ( Время прошло – черемуха распустилась, расцвела, и ручей набрался силы) - В чем загадка этого текста? (Изображены две картины, причем разделенные во времени, картина природы изображена в движении)
6. Работа над выразительностью. - Какие слова выбирает поэт, чтобы вы услышали, как поет ручей? Какой звук преобладает в этих словах? (А Рядом, у пРоталинки, в тРаве, между коРней, Бежит, стРруится маленький сеРебРяный Ручей…) (Р) - Прочитайте эти строки, подчеркивая эти звуки. - Когда хотят, чтобы читатели ощутили блеск, сияние, они часто подбирают слова, в которых повторяются слова, в которых повторяется звуки З-С. -А теперь прочитаем строки о черемухе со слов «Черемуха, душистая, развесившись, строит» и тоже подчеркнем звуки З-С. - Как мы будем читать строчки о черёмухе? (Неторопливо, с любованием, чтобы показать, как она прекрасна и величава) -Какие слова, по-вашему, можно читать чуть быстрее? (А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей.) -Перед этими словами можно сделать паузу чуть побольше.
- Вспомните и назовите правила чтения пейзажной лирики. • читайте медленно, помните: ни один художник не рисует картину со скоростью машины; • после каждой строчки надо обязательно делать короткую остановку - паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания; • постарайтесь прочесть так, чтобы передать настроение автора и одновременно свои чувства.