Горевич Оксана Афанасьевна Учитель начальных классов КГУ «Соколовская средняя школа» Костанайская область Узункольский район Село Сокол
Дата: 2.10.14 г. Класс: 4 Предмет: Литература. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово» Цели: Познакомить детей с произведением В.Осеевой «Волшебное слово», учить вдумчивому чтению и анализу рассказа. Развивать критическое мышление, навыки выразительного чтения, связную, логическую речь, воображение, умение ориентироваться в тексте. Умение анализировать, делать выводы. Продолжать содействовать воспитанию вежливости, внимательного и чуткого отношения к окружающим. Тип урока: урок сообщения нового материала Вид урока: стандартный Оборудование: учебник, презентация, листья, сердечки
Ход урока:
1.Организационный момент. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам. Повернитесь друг к другу и пожелайте удачи. Дети хором произносят приветствие: “Желаю успеха большого во всем, удачи тебе на уроке”.
Прежде чем перейдем к теме нашего урока, создадим в классе осеннее настроение. ( дети повторяют звуки и движения) Листья шуршатш-ш-ш-ш-ш-ш-ш… Ветер воет у-у-у-у-у-у-у-у-у… Дождик капает кап-кап-кап… Ветер стихает ш-ш-ш-ш-ш-ш.. И т.д. Мы создали осеннее настроение , и сейчас будут звучать прекрасные строчки.
2.Речевая разминка. А сейчас попрощаемся с Осенью. Дети встают и повторяют движения за учителем. В руках – осенние листья. Запомните все, как земля засыпает, А ветер листвою ее засыпает. А в роще кленовой светлей и светлей, Все новые листья слетают с ветвей.
3.Определение темы, целей урока. Работа в парах. Напишите на листочках волшебные слова ( работают в парах)
Я тоже хочу подарить вам несколько слов. Послушайте маленькие стихотворения и сами вставьте последнее слово в каждом из них в рифму. Растает ледяная глыба От слова теплого…спасибо. Зеленеет старый пень, Когда услышит …добрый день. Мальчик, вежливый и развитый, Говорит, встречаясь…здравствуйте. Когда нас бранят за шалости, Говорим… прости, пожалуйста. И во Франции и в Дании На прощанье говорят…до свидания.
-Почему эти слова называют волшебными? -Как еще иначе называют эти слова? -Что значит быть вежливым?
Определение темы, целей урока.
4. Работа по теме урока. Мы сегодня познакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Волшебное слово». И к концу урока постараемся ответить на вопрос, что значит быть вежливым. (слайд 1) В юные годы Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что её настоящее призвание воспитывать детей. 16 лет она отдала воспитанию детей – беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей сочиняла рассказы и сказки. Но, к сожалению, мечта не сбылась, но Валентина Александровна стала работать с беспризорными детьми и малолетними правонарушителями, помогая им. В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы и ставила их вместе с детьми, любила придумывать игры, увлекалась ими не меньше самих ребят. Валентина Осеева написала много интересных и замечательных стихов, сказок и рассказов для детей (слайды): «Рыжий кот», «Волшебное слово», «Мой товарищ», «Простое дело», «Синие листья». Валентине Осеевой даже была присуждена Государственная премия СССР за произведение «Васек Трубачев и его товарищи». «Доброй и честной, смелой и рыцарски благородной» - такой запомнил писатель Анатолий Алексин Валентину Осееву.
Стадия вызова. О чем может быть рассказ с таким названием? Почему вы так считаете?
Первичное чтение – чтение с остановками – презентация. (Читает учитель) читать рассказ будем с остановками. Свое отношение к прочитанному, отмечайте знаками на листе текста + положительно - отрицательно ! интересно
1 остановка после слов: подвиньтесь – сказал ему Павлик и присел на край. Как произнес эти слова Павлик? Какое было у него настроение? Что произойдет дальше? 2 остановка после слов: что же, не берет тебя брат? Почему же берет брат? 3 остановка после слов: он вскочил и побежал домой. вы догадались, какое слово прошептал старик? Что произойдет дальше? 4 остановка после слов: старушка снимала с противня горящие пирожки. Что скажет Павлик? 5 остановка после слов: … прислушивался к каждому слову брата. Что будет дальше и почему?
Понравился ли тебе рассказ? Не знаю, я о нем не думала. Мама очень огорчилась. Мало уметь читать, надо уметь думать. С тех пор , прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках мальчиков и девочек, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать” Читать вы умеете, теперь мы будем учиться думать о том, что вы читаете.
Стадия “Разминка для ума” Перед нами слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА Чем они отличаются? Знаете ли вы их лексическое значение? Нет? А что нам может помочь в таком случае? Толковый словарь. Прочитаем значение. НЕВЕЖА – грубый,невоспитанный человек. НЕВЕЖДА – малообразованный человек, но обычно желающий научиться всему. ( например, Незнайка) Посмотрите, какая скороговорка у меня получилась. НЕВЕЖА- НЕ НЕВЕЖДА, НЕВЕЖДА-НЕ НЕВЕЖА Произнесем хором, бинарное произношение, по одному, в разном темпе.
5.Физминутка. « Пожалуйста» (выполняем движения, услышав это слово, быть внимательными). - А сейчас возьмите лучики и подарите их солнышку, произнося при этом другие «волшебные слова» с нужной интонацией. ( дети крепят к солнышку лучики со словами «простите», « здравствуйте», «извините» и т.д.)
6.Работа по теме урока. Вторичное чтение – чтение про себя.
Упражнение в правильном чтении трудных слов.
7.Самостоятельная творческая работа. Составить «толстые» и «тонкие» вопросы Прочитайте рассказ про себя и придумайте тонкие и толстые вопросы. Запишите по одному вопросу . Перед вами таблицы – помощники. Толстые Тонкие Дайте объяснение, почему… Почему вы думаете… Почему вы считаете… В чем разница… Предположите, что будет, если… Что, если… Кто… Что… Когда… Может… Будет… Мог ли… Как звали… Было ли… Согласны ли вы… Верно ли…
8. Творческая работа. Составление синквейна Вежливость. Волшебное, доброе. Радует, помогает, радует. Как ты, так и к тебе. Доброта.
9. Рефлексия Из частей пословиц соберите целые и подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа? За добро … добру и учит. Добрый человек… добром и платят. Добрый человек… век учись. Век живи … в добре проживет век.
10.Домашнее задание. Подготовить чтение по ролям.
11. Итог урока. - Что же значит быть вежливым? Здравствуйте!- поклонившись, мы друг другу сказали, хоть были совсем незнакомы. Здравствуйте!- Что особого тем мы друг другу сказали Просто «здравствуйте», Больше ведь мы ничего не сказали, Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку сделалась радостней жизнь?
- В чем состоит главная мысль рассказа. (За добро добром платят, волшебные слова действительно существуют) - Кто на самом деле творил «чудеса» в этом рассказе? - Знаешь ли ты, почему волшебное слово имеет такую силу? - Как часто и в каких случаях вы употребляете волшебные слова? - Как вы думаете, что же, по мнению автора, дорого ценится окружающими?
Хочется пожелать вам иметь доброе сердце для того, чтобы говорить добрые слова и совершать добрые поступки. На память об уроке дети получают сердечки со словами. «Слова «До свидания», « Спасибо», «простите», «Пожалуйста», «Здравствуйте» щедро дарите. Дарите прохожим, друзьям и знакомым, В троллейбусе, парке, и в школе, и дома. Слова эти очень и очень важны. Они человеку как воздух нужны. Без них невозможно на свете прожить. Слова эти нужно с улыбкой дарить.! В.Кудлачев - Урок закончен. Спасибо всем за активность.