Понедельник
11.11.2024
11:41
Категории раздела
Русский язык [34]
Литература [10]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Начальная школа » Русский язык

    Имя прилагательное
    Урок в 4классе
    Тема: Имя прилагательное
    Цель: повторить основные грамматические признаки имени при¬лагательного.
    Задачи: научить различать имена прилагательные по грамма¬тическим признакам (значение, вопросы, изменение в роде, числе, падеже).
    Ход урока
    1. Целеполагание: постановка учебной задачи урока.
    Минута чистописания.
    2. Повторение основных грамматических признаков прилага¬тельных.
    1) Беседа: Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает? (Имя прилагательное - самостоятельная часть речи. Она обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы ка¬кой? какая? какое? какие? (Красный, красная, красное, красные) Как изменяется имя прилагательное? (По родам, числам, падежам) Каким членом предложения чаще всего бывает прилагательное? (Определе¬нием)
    2) Наблюдение, сравнение и анализ прилагательных (упр. 194). Сравни имена прилагательные. Чем они отличаются друг от друга? Какая?Ж.р., ед.ч., шт. Какой? М.р., ед.ч., шт. Какое? Ср.р., ед.ч.. км. п.
    х х х
    зеленая лужайка зеленый лист зеленое ведро
    Какие? Мн.ч. х
    зеленые лягушки
    Сделай вывод: Имя прилагательное обозначает признак пред¬мета и отвечает на вопросы какой? какая? какой? какие? Род, число, падеж имени прилагательного зависят от рода, числа и падежа имени существительного.
    3) Слово учителя: Имена прилагательные могут обозначать раз¬личные признаки предмета: форму, цвет, размер, вкус, качества харак¬тера и др.: круглый стол, синий фартук, сладкий чай, дружный класс, хитрая лиса.
    Начальная форма прилагательных - прилагательное в именитель¬ном падеже, единственном числе, в мужском роде.
    Род, число, падеж прилагательного определяются по роду, числу и падежу имени существительного.
    Постановка поискового вопроса и поиск ответа: какие окончания имеют прилагательные в единственном и множественном числе?
    Упр. 196. Работа по таблице. Рассмотри таблицу. Расскажи об окончаниях имен прилагательных.
    Окончания имен прилагательных
    Род Вопрос Число Окончание
    М.р. Какой? Ед.ч. -ой, -ый, -ий
    Ж.р. Какая? -ая,-яя
    Ср. Какое? -ое, -ее
    Какие? Мн.ч. -ые, -ие
    Сравни: совпадает ли окончание вопроса с окончанием имени прилагательного? Какой можно сделать вывод? (Окончания вопросов совпадают с окончаниями имен прилагательных. Окончания некоторых имен прилагательных можно проверять по окончанию вопроса, так как в нем окончание ударное).
    3. Обучение логике мышления. Как доказать, что слова являют-я прилагательными? Работа над образцом для доказательства:
    Слово красивый является именем
    прилагательным.
    гак как: 1) обозначает признак предмета и
    отвечает на вопрос какой?;
    2) изменяется по родам, числам и падежам;
    3) в предложении бывает определением.
    Алгоритм рассуждения: 1. Что обозначает слово (признак)? 2. На какой вопрос отвечает? 3. Каковы морфологические признаки? 4. Какова синтаксическая роль в предложении?
    Синтаксический разбор предложения. Каким членом предложе¬ны бывает имя прилагательное?
    1. Из-под снега в поле чистом ручеек струится быстрей. 2. Под высоким косогором у реки живут быстрые стрижи. 3. Ярко светит зорька в небе голубом тихо всходит солнце над большим селом.
    В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определе¬нием.
    4. Тренировочные упражнения. 1) Упр. 195. Рассмотри рисун¬ки. Узнай предмет. Напиши его признаки. Лыжи деревянные, бы¬стрые, спортивные; мороженое вкусное, холодное, сладкое, фрукто¬вое; яблоко круглое, красное, сочное, наливное. 2) Упр. 197. Подобрать к прилагательным имена существительные. Обозначить окончания. 3) Упр. 198. Назвать как можно больше признаков предмета. Выде¬лить окончания, указать род и число. 4) Упр. 199. Подобрать к данным существительным имена прилагательные-синонимы. Записать слово¬сочетания: глаза васильковые, синие, голубые; цветы синие, голубые, бирюзовые; небо синее, голубое, лазурное, бирюзовое. Какие прила¬гательные не могут сочетаться с данными существительными (глаза, цветы лазурные). Указать главное и зависимое слово. Доказать, что род, число и падеж прилагательных зависят от рода, числа и падежа существительного.
    4. Развитие речи. 1) Работа с текстом. Упр. 200. Прочитать, раз¬вить диалог, дополнить его именами прилагательными: «Представь ты слышишь разговор зверей о зиме: какая бывает зима. Как ты ду маешь, какие прилагательные выберут звери, говоря о зиме? Почему?)^ Какая бывает зима?
    Заяц сказал: «Зима бывает белая и пушистая».
    Волк завыл: «Зима бывает голодной».
    Снегирь пропищал: «Зима бывает холодной».
    Медведь проворчал: «Зима бывает долгой».
    2) Работа с загадками. Какие прилагательные помогли отгадать загадку? Какие из них называют цвет, а какие - вкус, качество предме¬та? (Облака кучерявые, целые, дырявые, легкие, послушные, воздушные арбуз зеленый, красный, семечки черные.)
    Упр. 204. Прочитать, доказать, что этот текст - описание. Какие определения использует автор для описания степи? С чем сравнивает он ковыльную степь (с морем), ветер (с беркутом), ковыли (с шелком степь на закате (с языками пламени)? Поставить вопросы к выделенным словам. С какими словами связаны прилагательные? От какой части речи зависит род, число, падеж прилагательного? Выписать первое предло¬жение. Доказать, что выделенное слово является прилагательным.
    6. Орфографическое упражнение 202. Дописать окончания при¬лагательных. Объяснить название стихотворения. О чем рассказал поэт? Объясни значение слова «соломенный» в словосочетаниях: соломенный песок, соломенные кони, соломенное небо, соломенный шалаш. Найти переносное значение слова соломенный (соломенный песок, соломенные кони, соломенное небо).
    7. Игра: 1) Кто больше знает пословиц. Упр. 205. Восстановить пословицу. Вставить прилагательные-антонимы. Объяснить смысл по¬словиц: 1. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. 2. Добрая слава лежит, а худая бежит. 3. Маленькая ложь за собой большую ведет. 4. Маленькое дело лучше большого безделья.
    2) Упр. 206. Отгадай. О ком говорится в данном тексте? Допол¬нить текст прилагательными.
    Какие прилагательные помогли описать домашних животных?
    3) Игра «Третий лишний» (упр. 207). Найти «лишнее» прилага¬тельное {глубокий, звонкий, долгий).
    8. Развитие речи (упр. 208). Учимся сочинять. Опиши первые ве¬сенние цветы. Используй имена прилагательные.
    9. Подведение итогов урока: Что я знаю и умею: находить в тек¬сте прилагательные по значению и вопросам; связывать имя прилага¬тельное с существительным в том же роде, числе и падеже; определять род и число имен прилагательных; различать окончания прилагатель¬ных мужского, среднего и женского рода.
    10. Задание на дом: упр. по выбору учителя.
    Категория: Русский язык | Добавил: Галене (10.11.2017) | Автор: Гольцер Галина Владимировна E
    Просмотров: 639 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]