Урок в 4классе Тема: Имя прилагательное Цель: повторить основные грамматические признаки имени при¬лагательного. Задачи: научить различать имена прилагательные по грамма¬тическим признакам (значение, вопросы, изменение в роде, числе, падеже). Ход урока 1. Целеполагание: постановка учебной задачи урока. Минута чистописания. 2. Повторение основных грамматических признаков прилага¬тельных. 1) Беседа: Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает? (Имя прилагательное - самостоятельная часть речи. Она обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы ка¬кой? какая? какое? какие? (Красный, красная, красное, красные) Как изменяется имя прилагательное? (По родам, числам, падежам) Каким членом предложения чаще всего бывает прилагательное? (Определе¬нием) 2) Наблюдение, сравнение и анализ прилагательных (упр. 194). Сравни имена прилагательные. Чем они отличаются друг от друга? Какая?Ж.р., ед.ч., шт. Какой? М.р., ед.ч., шт. Какое? Ср.р., ед.ч.. км. п. х х х зеленая лужайка зеленый лист зеленое ведро Какие? Мн.ч. х зеленые лягушки Сделай вывод: Имя прилагательное обозначает признак пред¬мета и отвечает на вопросы какой? какая? какой? какие? Род, число, падеж имени прилагательного зависят от рода, числа и падежа имени существительного. 3) Слово учителя: Имена прилагательные могут обозначать раз¬личные признаки предмета: форму, цвет, размер, вкус, качества харак¬тера и др.: круглый стол, синий фартук, сладкий чай, дружный класс, хитрая лиса. Начальная форма прилагательных - прилагательное в именитель¬ном падеже, единственном числе, в мужском роде. Род, число, падеж прилагательного определяются по роду, числу и падежу имени существительного. Постановка поискового вопроса и поиск ответа: какие окончания имеют прилагательные в единственном и множественном числе? Упр. 196. Работа по таблице. Рассмотри таблицу. Расскажи об окончаниях имен прилагательных. Окончания имен прилагательных Род Вопрос Число Окончание М.р. Какой? Ед.ч. -ой, -ый, -ий Ж.р. Какая? -ая,-яя Ср. Какое? -ое, -ее Какие? Мн.ч. -ые, -ие Сравни: совпадает ли окончание вопроса с окончанием имени прилагательного? Какой можно сделать вывод? (Окончания вопросов совпадают с окончаниями имен прилагательных. Окончания некоторых имен прилагательных можно проверять по окончанию вопроса, так как в нем окончание ударное). 3. Обучение логике мышления. Как доказать, что слова являют-я прилагательными? Работа над образцом для доказательства: Слово красивый является именем прилагательным. гак как: 1) обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?; 2) изменяется по родам, числам и падежам; 3) в предложении бывает определением. Алгоритм рассуждения: 1. Что обозначает слово (признак)? 2. На какой вопрос отвечает? 3. Каковы морфологические признаки? 4. Какова синтаксическая роль в предложении? Синтаксический разбор предложения. Каким членом предложе¬ны бывает имя прилагательное? 1. Из-под снега в поле чистом ручеек струится быстрей. 2. Под высоким косогором у реки живут быстрые стрижи. 3. Ярко светит зорька в небе голубом тихо всходит солнце над большим селом. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определе¬нием. 4. Тренировочные упражнения. 1) Упр. 195. Рассмотри рисун¬ки. Узнай предмет. Напиши его признаки. Лыжи деревянные, бы¬стрые, спортивные; мороженое вкусное, холодное, сладкое, фрукто¬вое; яблоко круглое, красное, сочное, наливное. 2) Упр. 197. Подобрать к прилагательным имена существительные. Обозначить окончания. 3) Упр. 198. Назвать как можно больше признаков предмета. Выде¬лить окончания, указать род и число. 4) Упр. 199. Подобрать к данным существительным имена прилагательные-синонимы. Записать слово¬сочетания: глаза васильковые, синие, голубые; цветы синие, голубые, бирюзовые; небо синее, голубое, лазурное, бирюзовое. Какие прила¬гательные не могут сочетаться с данными существительными (глаза, цветы лазурные). Указать главное и зависимое слово. Доказать, что род, число и падеж прилагательных зависят от рода, числа и падежа существительного. 4. Развитие речи. 1) Работа с текстом. Упр. 200. Прочитать, раз¬вить диалог, дополнить его именами прилагательными: «Представь ты слышишь разговор зверей о зиме: какая бывает зима. Как ты ду маешь, какие прилагательные выберут звери, говоря о зиме? Почему?)^ Какая бывает зима? Заяц сказал: «Зима бывает белая и пушистая». Волк завыл: «Зима бывает голодной». Снегирь пропищал: «Зима бывает холодной». Медведь проворчал: «Зима бывает долгой». 2) Работа с загадками. Какие прилагательные помогли отгадать загадку? Какие из них называют цвет, а какие - вкус, качество предме¬та? (Облака кучерявые, целые, дырявые, легкие, послушные, воздушные арбуз зеленый, красный, семечки черные.) Упр. 204. Прочитать, доказать, что этот текст - описание. Какие определения использует автор для описания степи? С чем сравнивает он ковыльную степь (с морем), ветер (с беркутом), ковыли (с шелком степь на закате (с языками пламени)? Поставить вопросы к выделенным словам. С какими словами связаны прилагательные? От какой части речи зависит род, число, падеж прилагательного? Выписать первое предло¬жение. Доказать, что выделенное слово является прилагательным. 6. Орфографическое упражнение 202. Дописать окончания при¬лагательных. Объяснить название стихотворения. О чем рассказал поэт? Объясни значение слова «соломенный» в словосочетаниях: соломенный песок, соломенные кони, соломенное небо, соломенный шалаш. Найти переносное значение слова соломенный (соломенный песок, соломенные кони, соломенное небо). 7. Игра: 1) Кто больше знает пословиц. Упр. 205. Восстановить пословицу. Вставить прилагательные-антонимы. Объяснить смысл по¬словиц: 1. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. 2. Добрая слава лежит, а худая бежит. 3. Маленькая ложь за собой большую ведет. 4. Маленькое дело лучше большого безделья. 2) Упр. 206. Отгадай. О ком говорится в данном тексте? Допол¬нить текст прилагательными. Какие прилагательные помогли описать домашних животных? 3) Игра «Третий лишний» (упр. 207). Найти «лишнее» прилага¬тельное {глубокий, звонкий, долгий). 8. Развитие речи (упр. 208). Учимся сочинять. Опиши первые ве¬сенние цветы. Используй имена прилагательные. 9. Подведение итогов урока: Что я знаю и умею: находить в тек¬сте прилагательные по значению и вопросам; связывать имя прилага¬тельное с существительным в том же роде, числе и падеже; определять род и число имен прилагательных; различать окончания прилагатель¬ных мужского, среднего и женского рода. 10. Задание на дом: упр. по выбору учителя.
|