Тема: Путешествие на планету « Глаголия». 4 класс Цели: закреплять полученные знания по теме «Глагол»; совершенствовать умение распознавать и писать глаголы неопределенной формы, определять спряжение и время глаголов; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление. Оборудование: конверт с письмом, макет планеты «Глаголия», маршрутные листы, презентация. Ход урока. Слайд 1. I. Орг. момент. (Стук в дверь, учителю передают письмо) Ребята, нам прислали письмо! Давайте посмотрим, от кого оно? (Читает письмо.) Здравствуйте, ребята! Мы - жители планеты «Глаголия» очень просим помочь нам! Нашу планету окружили станции космических пиратов. Они заслоняют нашу планету от Солнца. Если вы справитесь со всеми заданиями на этих станциях, наша планета будет в безопасности. Спасите нас! Не дайте нам погибнуть, пожалуйста! Желаем удачи! Ребята, будем спасать планету?( Да!) Приготовились к полету! II. Основная часть. Слайд 2. Внимание! Для выхода в открытый космос, необходимо разгадать пин-код! 1. Закрепление понятия о глаголе. Слайд3. Слайд 4. Слайд 5. Что ещё интересного мы знаем о глаголе? ( ученик читает стихотворение) Глагол Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет: Чертить, пишет иль поет, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет , чистит-
Все расскажет нам глагол !! Он лицо имеет, время, Вид, наклонение и спряжение, И не слишком он « высовывается » С другими частями речи согласовывается! У существительного, числительного и местоимения Берет взаймы род и число Для лучшего общения ! Занимает второе место после существительного, Как наиболее употребительный .
Слайд 6. Путь открыт! Желаем удачи! Слайд 7. 2. Закрепление понятия о неопределенной форме глагола. Мы прилетели на первую станцию, которая называется « Неопределенная форма» Ребята, по каким признакам можно узнать неопределённую форму глагола? Как найти основу неопределенной формы глагола? Итак, приступаем к заданиям! Слайд 9. Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы. Зелёный Нарядный Ласковый Чёрный Печёный Морозный Ползучий Нервный Слайд 10. Запишите только словосочетания с глаголами в неопределённой форме. Радостно закричали Съесть обед Жаркая печь Стеречь дом Обходить стороной Помочь маме Ползти по траве Выполнил задание Молодцы, нам пора лететь дальше! Следующая станция « Время глагола» 3. Закрепление понятия о времени глагола. Слайд 11. Слайд 12. Образуйте от данных существительных глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени. Рассказ Крик Радость При помощи каких вопросов вы образовали данные глаголы? Как образуется глагол прошедшего времени? Слайд 13. Прочитайте отрывок из стихотворения А. Плещеева «Весна» и определите время каждого глагола. Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Микроитог. 4. Физкультминутка.( музыкальная) Я думаю, нам пора немного отдохнуть! Давайте остановимся на этой загадочной планете Слайд 14. 5. Станция « Фразеологизмы». Слайды 15,16, 17,18 -Что такое фразеологизм? • Какие фразеологизмы изображены на рисунках? • Что они обозначают? 1. Как курица лапой (писать некрасиво, неразборчиво, иметь плохой почерк) 2. Брать быка за рога (смело, энергично, начинать с самого главного, важного) 3. Сесть в лужу (оказаться в глупом положении, потерпеть неудачу) Слайд 19. Внимание, ребята! Перед нами последняя станция! 6. Спряжение глаголов . Слайды 20, 21, 22 Ребята, что называется спряжением глаголов? ( Изменение глаголов по лицам и числам). В форме какого времени глаголы изменяются по лицам?( в настоящем и будущем времени). ( 2 ученика читают стихи)
Спряжение глаголов. Гнать , держать, Смотреть и видеть. Дышать, слышать , Ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Вы запомните , друзья , Их на -е- спрягать нельзя!!! Ко второму же спряжению Отнесем мы без сомнения , Все глаголы , что на –ить. Исключая брить , стелить И ещё: смотреть , обидеть, Слышать , видеть, ненавидеть . Гнать , держать, дышать, вертеть. И зависеть и терпеть .
Лицо глаголов. У глагола есть лицо, Не одно, а целых три! Если хочешь их запомнить, Повнимательней смотри! Я пишу, и мы читаем- Первое лицо такое. Ты пришел, мы повстречались- Так звучит лицо второе. Он, она, оно, они Ехали на пони. Это третье лицо, Хорошо запомни! Давайте посмотрим, какие задания ждут нас на этих станциях! Найдите глаголы, которые относятся к I спряжению. Дышать Думать Увидеть Строить Полоть Услышать Спишите, вставляя пропушенные буквы. Определите спряжение глаголов, выделите окончания. Поспеш…шь – людей насмеш…шь. Кто вперёд смотр…т, тот далеко вид…т. Правда в огне (не) гор…т и в воде (не) тон…т. Как пишется частица не с глаголами? Молодцы, ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями на станциях! 7. Блиц- опрос. Морфологические и синтаксические признаки глагола. III. Итог урока. Вот мы и прилетели на планету « Глаголия». Посмотрите, ребята, планету вновь освещает солнце! ( входит инопланетянин) Встреча с гостем -глаголиком. Здравствуйте, друзья! Я- глаголик, житель планеты « Глаголия». Мы очень благодарны вам за то, что вы освободили нашу планету от нашествия космических пиратов. Теперь наша планета в безопасности! Спасибо большое! Чуть не забыл! Я хочу передать вам подарок от всех жителей нашей планеты! Это наша планета- « Глаголия»! Берегите её, тогда знания о глаголе никогда не будут вас покидать! Спасибо большое глаголик! К сожалению, нам уже пора! До свидания! На этом наше путешествие подошло к концу. ( Учитель оценивает работу учащихся) Рефлексия. Допишите предложения: Урок: • Привлёк меня тем, что…….. • Показался интересным….. • Заставил задуматься…… • Навёл меня на размышления……