Урок«Cклонение имён существительных»
Урок русского языка в 4 классе. Тема: Склонение имён существительных. Цели: 1.Познакомить учащихся с распределением имен существительных по склонениям; учить определению склонения, к которому относится то или иное существительное; 2.Развивать внимание, память, логическое мышление, словарный запас, кругозор; 3.Воспитывать интерес к предмету, понимание ценности доброго отношения. Учащиеся должны: получить представление о трёх типах склонения имён существительных; учиться распознаванию склонений существительных; уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы на основе наблюдений; формировать навыки грамотного письма; развивать речь учащихся; воспитывать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимовыручку.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация. Карточки с заданиями для групп Ход урока 1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. Приветствие гостям: Всем, всем добрый день! Приветствие “Здравствуйте!” Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) (Слайд №1.) - Урок я хочу начать с таких слов: Прикоснись ко мне добротой, И болезни смоет волной, И печаль обойдёт стороной, Озарится душа красотой… - Как вы понимаете слова: “Час в доброте пробудешь – все горести забудешь”? - Пусть эта пословица станет девизом нашего урока. Давайте дарить друг другу добро. И тогда мир станет для всех лучше. Открываем тетради, записываем число, классная работа. 2.Минутка чистописания. (Слайд № 2.) - Для минутки чистописания я выбрала букву, которую на Руси называли “добро”. Какая это буква? (На доске прописаны образцы букв и соединений.) - Пропишем правильно эту букву. - Из каких элементов состоит строчная буква д? - Пропишем. - Пропишем соединения этих букв по образцу. До да Ди ду Дл дм Дв дз Дети прописывают образцы. 3.Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока. - Как часто горят в сказках: “… и стали они жить-поживать и добра наживать”. Какой смысл имеет в данном случае слово “добро”? - Сегодня на уроке мы откроем новый секрет имён существительных. (На доске открывается записанная часть темы урока.) - Какой это секрет, вы узнаете позже. Можно ли сказать, что мы “наживём добра” в виде новых знаний? (Слайд № 3.) - В домашнем задании вы просклоняли слова лиса и кот. Что вы можете сказать о падежных окончаниях: одинаковы ли они в одних и тех же падежах? - Поменяйтесь тетради и проверьте друг у друга написание окончаний по образцу на слайде. Если найдёте ошибку у друга, поставьте на полях напротив карандашом галочку. - Как вы думаете, почему падежные окончания слова лиса отличаются от падежных окончаний слова кот? Дети выполняют взаимопроверку по эталону. Работа в группах: дописать падежные окончания существительных: добро, мир,ласка (самооценивание)
Лист оценивания Ф.И. ученика Задание №1 №2 №3 Оценка учителя
- Это зависит от рода имени существительного.(предположение) Повторение падежей с помощью сигнальных карточек. Слова: парта, к другу, о мире, за книгой, перед школой, через дорогу, по тропинке, возле дома.(самооценивание) 4.Постановка учебной задачи (проблемы).Вызов - Хорошо. Давайте проверим ваше предположение. Запишем предложение в тетради (Слайд № 4.) - Покажите окончания выделенных слов и запишите рядом признаки этих слов как частей речи. Ученики записали слова в тетрадке. Ученики записали слова в тетради. - Подтверждается ли ваше предположение? - Смогли ли мы определить, от чего зависит падежное окончание имени существительного? - Кто догадался о чём будем говорить, изучая этот раздел? - Мы откроем новый секрет имён существительных. (Слайд № 5.) - А каков главный вопрос, на который мы должны ответить? (Слайд № 6.) - Итак, задачи урока: познакомиться с тремя типами склонения имён существительных, узнать как определить тип склонения имени существительного. Дети в рабочих листах определяют грамматические признаки имён существительных. - Будем говорить о падежных окончаниях имён существительных. - От чего зависит падежное окончание имени существительного? (от склонения существительных) Физминутка – Я читаю имена сущ., если сущ. м. р. – руки вверх; сущ. ж. р. – руки в сторону; сущ. с. р. – присели 5. Осмысление. Знакомство с тремя типами склонения имён существительных. - Подберите как можно больше однокоренных имён существительных к слову “доброта”. (Слайд № 7.) - Прочитайте слова, которые я для вас подобрала. Смысл, каких слов вы бы хотели уточнить? (На экране слова: добро, доброта, доброжелательница, доброжелатель, доброжелательность, добродушие, Добрыня, добрый, добросовестность, добряк, одобрение, добродушность.) - Какое слово лишнее? Почему? - Наблюдая за окончаниями имён существительных при изменении их по падежам, учёные заметили, что есть три разных набора окончаний. Вот они и выделили три типа склонения по падежам имён существительных. Это и есть новый секрет имён существительных – все существительные делятся на три группы по типу склонения. (На доске открывается тема – “Три типа склонения имён существительных”) (На экране слова распределяются по типам склонения.) - Попробуем определить, по какому признаку происходит распределение слов. (Если дети затрудняются, можно задать наводящий вопрос: “Обращайте внимание на род и на окончание в начальной форме.”) - Чтобы проверить свои предположения, прочитаем сообщение в учебнике. (Чтение правила на стр. 46) - Что вы узнали из сообщения? - По каким же признакам слова узнают его склонение? 6.Физминутка. (Слайд № 9-12.) Алгоритм определения склонения имени существительного. (Слайд № 13.) - Вернёмся к домашнему заданию. Теперь вы можете сказать, почему в одних и тех же падежах окончания имён существительных различны? - Как мы будем определять склонение имени существительного? (Слайд № 14.) - Давайте составим алгоритм. На что будем смотреть сначала? (На экране появляются части алгоритма) - Что теперь будем делать? - Что останется определить? - Да. Эти существительные разных типов склонения. - Определим род имени существительного. - Выделим окончание. - По роду и окончанию определим склонение. 7.Первичное закрепление. - Давайте попробуем действовать по алгоритму. - Это всё замечательно, но мы с вами пропустили один пункт. Какой – вы догадаетесь сами. Обратимся к пословице – девизу нашего урока: “Час в доброте пробудешь – все горести забудешь”. Найдите имена существительные, выпишите их столбик и определите склонение. - Почему не можем сразу определить склонение? - Что надо с ними сделать? - Итак, какой пункт мы пропустили? (На экране появляется новый пункт алгоритма.) - Как вы думаете, этот пункт каким номером надо поставить? (На экране появляется последовательность пунктов алгоритма.) - Запишем слова в начальной форме и определим склонение. Дети по очереди выходят к доске и выписывают по одному слову. - Они стоят в формах косвенных падежей. - Поставить в И.п. или в начальную форму. - Поставь слово в начальную форму. - Этот пункт – первый. Дети выполняют задание. 8.Закрепление материала. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (Слайд № 15.) - А теперь поработаем в парах: на экране высказывание мудреца: “День доброго человека освещается добрым поступком, а злодей всегда живёт в темноте”. Как понимаете эти слова? - Работая в парах, выпишите из него все существительные и определите тип склонения. Договоритесь между собой, как будете работать. - Выполним проверку по эталону. (На экране появляется эталон выполнения задания) Дети работают в парах. Работа в группах: 1группа: Исключи на строке лишнее слово, объясни свой выбор (устно) Житель, огонь, радость, вихрь Земля, карта, столб, улица Дочь, радость, любовь, путь Солнце, плечо, счастье, дым Дядя, корыто, братишка, папа 2 группа:распределить слова в 3 столбика по склонениям: дуб, печь, стол, школа, берёза 3 группа: подбор ассоциаций к слову добро, определить склонение слов. 9.Итог урока. Рефлексия.(смайлики) (Слайд № 16.) - Подведём итог урока. На какой вопрос мы сегодня искали ответ? - Смогли мы на него ответить? - Достигли ли мы задач урока: Познакомились с типами склонения имён существительных? - Узнали как определить тип склонения имени существительного? - Как будете определять склонение имени существительного? - Можно ли сказать, что мы “добра нажили”? - Были ли у вас затруднения? - Когда сможем использовать знания, полученные на уроке? - Как думаете, чем мы займёмся на следующем уроке? (Слайд № 17.) - Мне понравилось наша работа сегодня. Я желаю вам добра, и вы пожелайте друг другу. …. (Оценивание работы детей по листам оценивания) - От чего зависит падежное окончание имени существительного? - Падежное окончание имён существительных зависит от типа склонения. 10.Домашнее задание: Диагностика (дифференцированно) Домашнее задание: Низкий уровень: Определить род имен существительных. а) сахар, кот, мост – б) тетя,луна,лошадь – Найди лишнее слово: диван, стул, дверь, шкаф, стол. Определи склонение имен существительных. а) лень, рожь, мышь – б) озеро, стол, животное – Средний уровень : Отметь + все имена сущ. м. р. а) ладонь б) огонь в) окунь г) ткань д) пень Отметь + все имена сущ. с. р. а) поле б) сравнение в) скорость г) чувство д) санаторий Отметь + все сущ. 3 склонения. а) молодежь б) конь в) день г) огонь д) горечь 4. Отметь + все сущ. 1 сконения. а) дядя б) страна в) семья г) зеркало д) Степа Высокий уровень. Отметь + все сущ. м. р. а) соболь б) метель в) уголь г) рояль д) соль Отметь + все сущ. с. р. а) гербарий б) облако в) уравнение г) письмо д) полет
Отметь + все сущ. 3 склонения. а) зверь б) метель в) уголь г) олень д) радость Отметь + все сущ. не 1-го склонения. а) свекла б) дедушка в) рог г) земля д) Коля Урок русского языка в 4 классе. Тема: Склонение имён существительных. Цели: 1.Познакомить учащихся с распределением имен существительных по склонениям; учить определению склонения, к которому относится то или иное существительное; 2.Развивать внимание, память, логическое мышление, словарный запас, кругозор; 3.Воспитывать интерес к предмету, понимание ценности доброго отношения. Учащиеся должны: получить представление о трёх типах склонения имён существительных; учиться распознаванию склонений существительных; уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы на основе наблюдений; формировать навыки грамотного письма; развивать речь учащихся; воспитывать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимовыручку.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация. Карточки с заданиями для групп
Ход урока. 1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. Модуль «Новые подходы в обучении»: деление на группы, создание коллаборативной среды Модуль «ИКТ»: презентация к уроку 2. Минутка чистописания 3..Проверка домашнего задания. Актуализация знаний Модуль «Оценивание обучения и оценивание для обучения»: взаимооценивание, самооценивание, формативное оценивание учителем. Модуль «Новые подходы в обучении»: Работа в группах, саморегуляция Модуль «Лидерство в обучении»: направляющая роль лидеров группы, учитель – менеджер 4.Постановка учебной проблемы. Вызов. Модуль «Критическое мышление»: вопросы высокого и низкого порядка. 5. Осмысление Модуль «Новые подходы в обучении»: конструктивисткая теория обучения-знания не даются в готовом виде, а приобретаются учащимися в ходе поиска ответов на вопросы, работа в парах, группах. Модуль «Критическое мышление»:метод ассоциаций, «Исключи лишнее» 6. Итог урока. Рефлексия. (Модуль «Критическое мышление») Модуль «Оценивание обучения и оценивание для обучения»: взаимооценивание, самооценивание, суммативное оценивание учителем. 7. Домашнее задание. Разноуровневые задания(Модуль «Обучение талантливых и одарённых»)
Модуль «Учёт возрастных особенностей детей»: все задания подобраны с учётом возрастных особенностей детей 9-10 лет.
ГУ «Новонежинская средняя школа имени Батыржана Кенжетаева отдела обраования акимата Аулиекольского района»
|
Категория: Русский язык | Добавил: Светлана1972 (02.08.2015)
| Автор: Рекун Светлана Викторовна E
|
Просмотров: 920
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|