Основы грамоты и письма Тема: Звук [а] и буквы А, а. Цель: учить детей выделять звук [а] в ударной позиции в начале слова, начать знакомить с гласными звуками; познакомить с правилом написания большой буквы; учить читать звукоподражания с буквой А; воспитывать самостоятельность. Ход занятия. 1. Орг. момент.
2. Вводная беседа. Учитель рассказывает сюжет, выделяя (протягивая) голосом звук [а] в словах.
— Я расскажу вам про одну собаку. Она искала себе друга. Собака брела по улице и заглядывала прохожим в глаза. Но никто не обращал на нее внимания. Мимо пробежала девочка с букетом астр. Один цветок упал. Девочка торопилась и не заметила пропажу. Собака взяла цветок в зубы, догнала девочку и положила астру перед ней. Девочка улыбнулась и сказала: «Идем со мной!» Собака обрадовалась и побежала за девочкой. Так бездомный пес нашел себе друга.
Девочку знали А-ня. Собачку она назвала А-лый, потому что а-стра, которую поднял пес, была а-лая.
- Все эти слова, А-ня, А-лый, а-стра, a-лая начинаются на один звук. Когда я произносила слова, я выделила этот звук.
Назовите этот звук ([а].) Повторите слова со звуком [а].
3. Артикуляция звука. Когда мы произносим звук [а], то рот широко открыт, язык лежит за нижними зубами. Звук произносится с голосом. Воздушная струя не встречает на своем пути преград. Звуки, которые произносятся с голосом и не встречают во рту преград, будем называть гласным». Окошки в звуковых домиках, где живут гласные звуки будем обозначать красным цветом.
Характеристика звука. Звук [а] — гласный. . — Я буду называть слова. А вы повторяйте их, выделяя голосом звук [а], звук находится в начале слова август, адрес, айсберг, аист., арка. (Если необходимо, введите объяснение значения слов детьми, а уточнение — учителем.) — Наш Алый лаял по-особенному. Его лай всегда начинался со звука [а]. Угадайте, как он лаял: тле, ав, гав(ав). — Какой первый звук здесь слышится? ([а].) — Собаки лают по-разному: одни громко, другие тихо, одни жалобно, другие весело. Покажите, как лаял Алый в следующих ситуациях: когда радовался Ане (громко), когда боялся разбудить хозяев (тихо), когда ленился (медленно), когда гонял соседских собак (громко и часто).
4. Физминутка. Только в лес мы вошли, появились комары, Руки вверх, хлопки над головой, Руки вниз - хлопок другой. Снова дальше мы идём, Перед нами водоём, Прыгать мы уже умеем, Прыгать будем мы смелее, Раз-два, раз-два, позади уже вода. Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем, Дышим ровно, глубоко... Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса, Мы лису обхитрим, На носочках пробежим. Серый заяц скачет в поле, Очень весело на воле. Подражаем мы зайчишке, Непоседе, шалунишке, И закончилась игра, За работу нам пора.
5. Знакомство с образом буквы. -На что похожа буква? -С каким звуком мы сегодня познакомились? ([а].) Я вам покажу знак-букву, которым обозначается звук [а]. (Показ буквы.) Все буквы будут жить в нашем классе, в своем домике (Показ панно букв.)
6. Анализ образа буквы. Педагог рассматривает с детьми букву, спрашивает: — Сколько элементов в букве? (Три.) Какие элементы? (Палочки.) Все ли палочки одинаковые?' (Нет. Две палочки длинные, одна — короткая.)
7.Работа в азбуке – тетради. ●Раскрасить картинку; ●Печатанье букв А,а в тетради; ●Выполнение логических заданий.
8. Итог занятия. -С какой буквой познакомились? (А) -Какой звук обозначает гласная буква А? (Гласный звук [а]) -Чем отличаются звуки и буквы?