Урок русской литературы в 10 классе Учитель: Пирожкова Т.В. Тема: Двойники Раскольникова Цели: Обучающая: определить понятия «двойник», «двойничество», выявить роль «двойников» Раскольникова, продолжить поисковую работу по исследованию характера Раскольникова Развивающая: развивать навыки монологической речи, умение систематизировать и обобщать материал, умение работать в группе, сравнения, самостоятельного мышления Воспитательная: способствовать формированию нравственности: воспитывать чувство толерантности, непримиримого отношения к насилию, жестокости Оборудование: презентация, текст, иллюстрации учащихся, эпиграф Методические приемы: технология Гина («угадайка-ка), ТРКМ (КМД, мозговой штурм, свободное письмо) Как в зеркало смотрит Раскольников на своих отвратительных двойников и видит…себя 1 этап 1.мотивационный(вызов) Цель:активизация процесса мышления, актуализация знаний по теме Деятельность учителя Оргмомент Слово учителя по теме Безусловно, композиционным центром романа является фигура Родиона Раскольникова, но каждый персонаж – частичка его личности. Сегодня мы будем говорить о так называемых «двойниках» Раскольникова. Не случайно один из этих персонажей говорит Раскольникову : «Между нами есть какая-то общая точка…Мы одного поля ягоды». Почсмотрите на эпиграф и на тему: что будет являться нашей основной задачей?(выявить роль «двойников», увидеть точки соприкосновения с образом Раскольникова, продолжить исследование по образу главного героя )
Самооценка по степени подготовленности к уроку в листе контроля
Для решения нашей задачи требуется провести работу с понятиями «двойник», «двойничество»(человек, имеющий полное сходство с другим, явление, которое показывает раздвоенность мира героя)Теперь, когда м знаем значение понятий, давайте определим проблемный вопрос урока(кто двойники Раскольникова, какие стороны двойничества имеют? Меняется ли отношение Раскольникова к своей теории после встречи с двойниками? Зачем нужны двойники? Деятельность ученика - мозговой штурм, постановка проблемного вопроса
2.этап операционный Цель:организовать деят-ть уч-ся по решению проблемного вопроса
Как вы думаете, где будет проходит основная точка соприкосновения Раскольникова с героями?(через теорию Раскольникова) Используя иллюстративный материал, рассказать о теории Раскольникова (выступление групп учащихся) ? кто же из образов-персонажей связан с теорией Раскольникова? -у вас на столе цитаты о героях или их собственные цитаты, назовите героя Работа в группе «Угадай-ка» литературного героя Для того, чтобы увидеть явление двойничества, работаем с концептуальной таблицей Линии сравнения Лужин Свидригайлов
Детали портрета Сфера интересов История героя Я-концепция через анализ поступков, выбор средств, цели для совершения поступка Связь с теорией Раскольникова (почему является двойником) Реакция Раскольникована теорию и поступки двойника
Работа с листом контроля, взаимоконтроль по работе в группе
3.этап рефлексия Цель: обобщить информацию по проблеме, учить свободно мыслить и говорить Создание пятистишия, чтение в паре, группе, выбор лучших 2-х, чтение для всех
Написание свободного письма: Зачем в романе показана система двойничества? Для чего нужно сопоставление Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? высказывание учеников
Свободный микрофон: Каков сегодняшний урок для меня?
Оценивание учащихся учителем в лист контроля Для решения вопросов д\з вам необходимо Обратиться к схеме и восстановить недостающие звенья. Итак, есть двойники, а есть антиподы, кто эти герои? 1 группа-образ Сони, 2 группа-Разумихин, Порфирий, Дуня Связь с нагорной проповедью Христа
Тема очень интересная, но требует знаний не только текущего материала, но и изученного раньше.Понравилось использование на уроке листов самоконтроля, этапы свободного письма, свободного микрофона. Спасибо!