ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР « Поэт в России – больше, чем поэт…» Е.Евтушенко
Цель: показать преемственность, существующую между русской поэзией разных эпох; доказать относительность и подвижность границ литературных направлений.
Задачи: • повторить важнейшие элементы романтизма как мировосприятия и романтической эстетики; • отметить связь романтической культуры с кризисными эпохами истории; • обнаружить черты романтизма в текстах авторских песен; сосредоточить внимание учащихся на ключевых образах современной песенной поэзии; • на основе гражданской лирики XIX – XX веков дать понятие о пути развития образа Свободы в русской литературе, роли поэзии в формировании национального сознания.
Сверхзадача: сформировать мнение учащихся о роли прогрессивной литературы в жизни общества; способствовать развитию нравственного потенциала учащихся; осуществлять воспитание духовно и политически грамотной личности.
Эпиграф … Горька судьба поэтов всех времен… В.Кюхельбекер … На свободное место пророка Заступают одни мытари… И.Моисеева … Я тот же, что и был, и буду весь мой век! Не скот, не дерево, не раб, Но Человек! А.Н.Радищев
Ход мероприятия Звучит «Маленькая ночная серенада» Моцарта. Ведущие зажигают свечи.
1 ведущий
8 февраля 2012 года исполнилось 175 лет со дня смерти величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. 177 лет в русской литературе нет человека, которого называли «солнцем русской поэзии», основоположника современного русского литературного языка; но Пушкин продолжает жить в сердце и памяти народа. Пушкин – великий поэт, корифей, гений…
2 ведущий
1790 год. Россия. В связи с паникой, вызванной событиями Французской революции, последовал арест Александра Николаевича Радищева, автора книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Екатерина II назвала Радищева «бунтовщиком, хуже Пугачева», так как книга представляла собой (как и сама Французская революция) радикальное приложение рассудка Просвещения и слезного пафоса сентиментализма к общественному быту. По пути в ссылку Радищев написал с неожиданно мрачным юмором:
1 чтец Дорогу проложить, Где не бывало следу, Для борзых смельчаков И в прозе и в стихах, Чувствительным сердцам И истине я в страх В острог Илимский еду.
Звучит музыка Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель»: полонез, вальс.
1 ведущий
Радищев попал в точку. Дорога была проложена для многих, смельчаки «и в прозе и в стихах», как выразился он с наивной угловатостью старинного слога, находились вновь и вновь. Это тоже одна из закономерностей русской культуры.
2 ведущий
Примерно через 100 лет В.Г.Короленко скажет, что каждому русскому писателю у врат рая будет задан вопрос: сколько лет он отсидел за правду? От самого ареста Радищева, через все ссылки Пушкина, через солдатчину Полежаева и каторгу Достоевского – к расстрелу Гумилева и лагерным писательским судьбам Клюева, Мандельштама, Заболоцкого идет одна линия.
Звучит музыка С.Рахманинова из концерта № 2 для фортепиано с оркестром.
2 чтец Любовь и тайная свобода Внушали сердцу гимн простой, И неподкупный голос мой Был эхо русского народа. (А.С.Пушкин «К Н.Я.Плюсковой»)
1 ведущий
Поэт для русского восприятия прежде всего мученик. Высший трагизм, рождающийся из проблематики Революции, из ее внутренних бездн, приобретает в основанной Пушкиным русской поэтической традиции совершенно особое, ни с чем не сравнимое значение. 1 чтец Зависеть от властей, Зависеть от народа – Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому Отчета не давать, Себе лишь самому Служить и угождать… (А.С.Пушкин «Из Пиндемонти») 2 ведущий
Образ лучшего поэта революционной Франции, вдохновленного Революцией и Революцией казненного, сложившего голову под самый конец Террора, как жертва за всех, после поглощения которой бездна Смерти закрывается, - образ Андре Шенье. По нормам своего времени Пушкин называл его Андреем Шенье, а некоторые поэты ХХ века – О.Э.Мандельштам, М.И.Цветаева – в подчеркнутом следовании примеру Пушкина. Это русское имя – Андрей, русская культура словно усыновила его.
2 чтец Гордись и радуйся, поэт! Ты не поник главой послушной Перед позором наших лет; Ты презрел мощного злодея; Твой светоч, грозно пламенея, Жестоким блеском озарил Совет правителей бесславных; Твой бич настигнул их, казнил Сих палачей самодержавных.
Звучит песня А.Пугачевой «Монолог» на стихи М.Цветаевой
1 ведущий
Позиция Андрея Шенье, в дни страданий сошедшего с кровавой плахи в мир теней, близка Пушкину. Как поэт, он не может не любить Свободу, радуется посрамлению «гордыни» власти и прославляет гражданский аспект Свободы, который Революция провозглашает как главенствующий.
1 чтец Я славил твой священный гром, Когда он разметал позорную твердыню И власти древнюю гордыню Развеял пеплом и стыдом…
2 ведущий
Пушкин верил, что душа поэзии, то есть та же Свобода, несовместима с духовной атмосферой, распространяемой казнями. Все ссылки и гонения на свободу слова Пушкин пережил стоически. Так же, как и Андрей Шенье, Пушкин сложил голову, сражаясь с темной властью зависти, сплетен. Он не потерпел вмешательства в личное пространство семьи, дома. Смерть вознесла Пушкина на невиданно высокий нравственный пьедестал, обнажила низменные интересы правящего сословия и ничтожность врагов его таланта.
2 чтец Я скоро весь умру. Но, тень мою любя, Храните рукопись, о други, для себя! Когда гроза пройдет, толпою суеверной Сбирайтесь иногда читать мой список верный, И, долго слушая, скажите: это он; Вот речь его. А я, забыв могильный сон, Взойду невидимо и сяду между вами, И сам заслушаюсь, и вашими слезами Упьюсь… и, может быть, утешен буду я…
1 ведущий
Можно убить поэта, но нельзя убить Поэзию. Столетие спустя О.Э.Мандельштам, добиваясь помилования нескольких человек, приговоренных к казни, пошлет Н.И. Бухарину свой поэтический сборник с надписью: «Каждая строчка этих стихотворений говорит против того, что Вы намереваетесь сделать». Поэзия не может дышать воздухом казней. Уживаться с этим воздухом, а значит, составлять с ним единое целое – это самоубийство поэзии.
2 ведущий
Были, конечно, русские поэты, отступившие от пушкинского исповедания веры; самый большой из этих апостатов – Маяковский, которому никак не откажешь в величии. Но готовность славить насилие есть убийство Поэзии в себе.
3 чтец «Товарищ Ленин, я Вам докладываю не по службе, а по душе. Товарищ Ленин, работа адовая будет сделана и делается уже. Освещаем, одеваем нищь и оголь, ширится добыча угля и руды… А рядом с этим, конечно, много, много разной дряни и ерунды. Устаешь отбиваться и огрызаться. Многие без Вас отбились от рук. Очень много разных мерзавцев ходят по нашей земле и вокруг. Мы их всех, конечно, скрутим, но всех скрутить ужасно трудно…»
1 ведущий
Зависимость и преданность в те годы казались уместными не только Маяковскому. Всеобщее восхищение партией и ее вождями заставляло поэтов забыть обо всем на свете, объединиться порывом веры и восторга и – поклоняться, возвеличивать, превозносить…
4 чтец Опять я склонился к зеленой сосне. Вдруг серые волки подкрались ко мне: Раскрыли клыкастые пасти – Вот-вот растерзают на части! Не мог шелохнуться от ужаса я… Мамочка, мама, голубка моя! Но Сталин узнал, что в лесу я стою, Разведал, услышал про гибель мою И танк высылает за мною, И мчусь я дорогой лесною…
2 ведущий
Это стихотворение из «Библиотеки для чтения» в 40-е – 50-е годы ХХ века знал каждый первоклассник. Лев Квитко, известный детский поэт, автор этих стихов, был расстрелян в начале 50-х годов – поклонение «отцу народов» и восхваление его в массовой печати не являлось индульгенцией, спасающей от уничтожения.
1 ведущий
В чудовищной мясорубке сталинских репрессий сложили головы известнейшие поэты начала ХХ века – Николай Клюев и Осип Мандельштам. В изгнании оказались крупнейшие писатели и поэты: Иван Бунин, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Константин Бальмонт, Георгий Иванов, Ирина Одоевская, Аркадий Аверченко, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Александр Куприн, Марина Цветаева…
Звучит песня группы «Наутилус Помпилиус» «Разлука».
2 ведущий
Некоторые из эмигрантов вернулись на родину. Среди них – Марина Цветаева. «В России все теперь чужое. И враждебное мне. Даже люди. Я всем чужая», - писала Цветаева Ирине Одоевцевой.
5 чтец О, дни, где утро было рай, И полдень рай, и все закаты! …Куда ушли, в какую даль вы? Что между нами пролегло?
6 чтец Муж в могиле, Сын в тюрьме. Помолитесь обо мне.
1 ведущий
Автор этих стихов – Анна Андреевна Ахматова. Ее называли «Пушкиным ХХ века», сравнивали с древнегреческой поэтессой Сафо, отмечали перекличку ахматовской лирики с великой поэзией 19 века. Свою первую награду за вклад в литературу – Международную премию «Этна Таормина» - Ахматова получила в 1964 году. Поэтессе было уже 75 лет, она жила бедно, бесприютно, на попечении чужих людей. У Ахматовой не было даже приличной одежды, и в заграничную поездку ее одевали «всем миром» друзья и знакомые.
2 ведущий
Ахматова не умела жаловаться, просить, всегда довольствовалась тем малым, что имела. Корней Чуковский, вспоминая об Ахматовой, говорил, что у нее была царственная осанка, «нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии». И такая же царственная, по утверждению журналиста Евгения Дюбина, она лежала в гробу: выполнившая на земле свою миссию, стойко вынесшая жизненные испытания, простившая своих палачей, несломленная, признанная во всем мире…
6 чтец В этой жизни я не много видела, Только пела и ждала, Знаю: брата я не ненавидела И сестры не предала.
Отчего же Бог меня наказывал Каждый день и каждый час? Или это ангел мне указывал Свет, невидимый для нас? 1 ведущий
Историк Натан Эйдельман считал, что поэзию ХХ века через десятилетия будут изучать как историю Советского Союза, чтобы познать не только факты и логику, но и дух, нерв отлетевшей эпохи. Этим «нервом эпохи» была и авторская песня 60-х – 80-х годов.
Звучит песня В. Высоцкого «Охота на волков»
7 чтец У поэта соперников нету Ни на улице и ни в судьбе, И когда он кричит всему свету, Это он не о вас – о себе.
Руки тонкие к небу возносит, Жизнь и силы по капле губя, Догорает, прощения просит: Это он не за вас – за себя.
Но когда достигает предела И душа отлетает во тьму… Поле пройдено. Сделано дело. Вам решать: для чего и кому.
То ли мед, то ли горькая чаша, То ли адский огонь, то ли храм – Все, что было его, - нынче ваше. Все для вас. Посвящается вам. Булат Окуджава 2 ведущий
Моральная сила Пушкина, значимость его жизни как примера служения Музе, Свободе и народу всегда будут вдохновлять новых поэтов, указывать верные направления как в творческой жизни, так и в общественной.
(все чтецы хором)
Полюбим наш век, Позабыв отупенье. Отбросим игрушки Сошедших с ума! Да здравствует разум! Да здравствуют музы! Да здравствует Пушкин! Да скроется тьма!
|