КГУ«Джумбинская основная школа» Сорокина Валентина Александровна учитель русского языка и литературы Тема : Морфемика и словообразование Цели: активизировать знания учащихся по теме; совершенствовать умение определять способ образования слова, выделять словообразовательные аффиксы; закрепить навык словообразовательного и морфемного разбора слов. Тип урока: обобщение и систематизация. Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков. Ход урока 1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока. Доклад о результатах мини-исследования по теме урока, подготовленный учащимися. Повторение правила «Правописание чередующихся гласных в корне слова». Материал для учителя. Правописание гласных в корнях с чередованием. О – А в безударных корнях -лаг- – -лож- О (перед ж) -лож- положить предложить изложить А (перед г) -лаг- полагать прилагательное Исключение: полог О – А в безударных корнях -раст- – -ращ- – -рос- А (перед ст, щ) -раст- – -ращ- возраст растить выращивать приращение О (перед остальными) -рос- заросли вырос Исключения: росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав
О – А в безударных корнях -кос- – -кас- А перед суффиксом -а- касаться прикасаться касательная О ( нет суффикса -а-) прикоснуться прикосновение О – А в безударных корнях -гар- – -гор-, -зар- – -зор-, -клан- – -клон-, -твар- – -твор- Под ударением Без ударения -гар- загар огарок -гор- загорел горелый -зар- – -зор- зарево зорька -зар- зарница озарение -клан- – -клон- кланяться поклон -клон- наклонять склонение -твар- – -твор- тварь творчество -твор- творить И – Е в корнях с чередованием И перед суффиксом -а- Е в остальных случаях -бир(а)- собирать -бер- соберет -дир(а)- обдирать -дер- обдерет -мир(а)- замирать -мер- замереть -тир(а)- обтирать -тер- обтереть -пир(а)- запирать -пер- запереть -жиг(а)- выжигать -жег- выжег -стил(а)- расстилать -стел- расстелить -блист(а)- блистать -блест- блестеть -чит(а)- вычитать -чет- вычет Но: сочетать, сочетание О – А в безударных корнях -мок- (-моч-) – -мак-, -равн- – -ровн- -мок-(-моч-) в словах со значением «пропускать жидкость; терять свои качества, находясь долгое время в воде» непромокаемый вымокнуть -мак- «погружать в жидкость» макать сухарь в чай -равн- «равный, наравне, одинаковый» подравнять – сделать равным уравнение -ровн- «прямой, гладкий, ровный» заровнять Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь 2. Этап первичной проверки понимания изученного. Краткая запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль авторов мини-исследования. Ответить на вопросы по материалам урока (учебник, с. 59). 3. Этап закрепления и применения изученного. Задания для учащихся «Проверь себя». Самостоятельная работа взаимопроверка.