КГУ «Шульбинская общеобразовательная школа-комплекс эстетического образования и воспитания » Бектыбаева Рауиля Оразхановна 7 класс Тема урока : Обстоятельство Цели урока: создать условия для формирования лингвистической компетенции уч-ся через ознакомление уч-ся с одним из видов второстепенных членов предложения – обстоятельством Задачи:через формирование умений составлять алгоритм ответа и находить обстоятельства в предложении, ставить к ним вопросы, определять их роль в предложении, графически обозначать, через формирование умения обобщать полученные данные и делать выводы, самостоятельно употреблять обстоятельства в речи, что будет способствовать формированию познавательного интереса к русскому языку, формированию критического мышления учащихся Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности Ход урока 1. Организационный момент - Здравствуйте! Я рада видеть вас и хочу, чтобы наше общение сегодня принесло вам новые открытия.
1. Стадия «ВЫЗОВА» Видеоматериал « Пробуждение весны» - пробуждение интереса к изучаемой теме; - обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний; - побуждение уч-ся к активной деятельности 1. Урок начнем с того, что погадаем на ромашке. Прием «Верное и неверное утверждение» Необходимо ответить, верное или неверное утверждение. Желающие по очереди отрывают лепесток и отвечают на вопрос. (слайд1 ) - Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое. - Подлежащее – это второстепенный член пр-я. - Сказуемое – это главный член пр-я, который отвечает на вопросы косвенных падежей. - Дополнение и определение - это второстепенные члены пр-я. - Распространенные предложения состоят только из главных членов. - Дополнение обозначает признак предмета. - Определение отвечает на вопросы какой? Чей? Который? 2. Проблемная ситуация. (слайд) Подлежащее, прилагательное, определение, глагол, сказуемое, дополнение, существительное, наречие, обстоятельство, местоимение. - Распределите слова на 2 группы. Дайте каждой группе название. (1 гр – части речи, 2 гр – члены предл) - Какой новый термин вы встретили? (обстоятельство) - Сформулируйте и запишите тему нашего урока. Диалог - Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов в предложении? Значит, обстоятельство – это….второстепенный член предложения (прикрепить напечатанный лист) 3. Этап целеполагания. «Корзина идей» Постановка учебных задач. - А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать. - Учитель подводит итог. (Слайд ) Узнаем, что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается, какова его роль в предложении. - Попробуем вместе составить «Корзину идей» по обстоятельству. - Что, по-вашему оно обозначает? На какие вопросы отвечает? Какими частями речи выражается? 2. Этап осмысления. 1. Прочитайте предложения.(тренажер) Весной тундра удивительно изменилась. Какой-то волшебник совершил здесь настоящее чудо. Он заботливо расстелил разноцветный ковёр. Причудливо разукрасил все кустики и деревца. 2) Задайте вопросы к выделенным словам. От каких слов будете задавать вопросы? Выпишем эти слова в составе словосочетаний, укажем части речи. Изменилась (когда?) весной , изменилась (как?) удивительно, совершил (где?) здесь, расстелил (как?) заботливо, разукрасил (как?) причудливо, Запись на доске и в тетрадях: (на экране таблица открывается после записи) 3. Итак, делаем вывод: что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается. Когда? осенью время Как? удивительно способ действия Где? здесь место Как? заботливо способ действия Как? причудливо способ действия
– Что обозначают обстоятельства? – На какие вопросы они отвечают? – Чем выражаются обстоятельства?
5. Работа с учебником. Прием «Толстый и тонкий вопросы».
- Ребята, откройте учебники и прочитаем текст подумайте, какие ваши мысли были правильные, какие ошибочные, на что следует обратить внимание. (Обстоятельства бывают времени, места, образа действия). 6. Обсуждение правила, выводов учащихся. Корзина идей (проверить предположения уч-ся) Обстоятельство Существительное с предлогом Наречие
Времени Когда? Как долго? Места Где? Куда? Откуда? Образа действия Как? Каким образом?
Физкультминутка.
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ Нужно научиться находить обстоятельства в пр-ии и употреблять в речи, узнать, какую роль они выполняют. 1) Чтобы правильно находить обстоятельства нужно составить алгоритм действий. Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех. А теперь уберем обстоятельства из текста. Все ли вам понятно? Какую роль играют обстоятельства в предложении? ( указывают, где, когда, как происходит действие, описывают действие более точно, конкретно) – 3. 4.Творческая работа. Нарисовать картинку «К нам пришла весна»и составить 3 предложения Работа в парах по учебнику упражнение
Игра по развитию речи “Одень матрешку!” (устно) “Матрешка” - это нераспространенное предложение, которое надо одеть с помощью второстепенных членов предложения. Образец: Дуб растет. Дуб растет на поляне. Дуб растет на лесной поляне… Солнце село. Дети играли
4. Оценивание. РЕФЛЕКСИЯ Работа по картинке на обратной стороне написать -что вы узнали на уроке? -Что больше всего на уроке вам понравилось? (прикрепляют свои картинки на рисунок)
Разработка этого урока мне понравилась. она построена по технологии критического мышления с этапами вызова, осмысленияи рефлексии. Использованы разные стратегии критического мышления, что дает возможность развивать логическое мышление детей и повышать активность на уроке. Я обязательно воспользуюсь играми и методами, которые предлагает учитель на этом уроке. Спасибо!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]