Цели: дать обзорное представление о «серебряном веке» русской литературы конца 19 начала 20 веков; развитие интереса к искусству и поэзии «серебряного века»; эстетическое воспитание учащихся.
Тип урока: интегрированный урок литературы, истории ,живописи, музыки.
Оборудование: интерактивная доска, электронные учебники: «Уроки литературы Кирилла и Мефодия », «10 класс русская литература»(ЦПТИО ) Республики Казахстан, тренажер «Литературные направления»; репродукции картин художников; К.С. Малевич «Красный квадрат», «На жатву», «Натюрморт», «Полет на аэроплане», «Самовар», «Спортсмены»; музыка: И.С. Бах « Токата ре-минор», А. Скрябин симфоническая поэма "Прометей".
Методические приемы: работа с текстом, проекты работ учащихся «Особенности поэзии Серебряного века» , лингвистический и литературный анализ стихотворного текста Бальмонта «Челн томленья», Гумилева «Шестое чувство», Маяковского «А вы могли бы?», выступление экспертов музыки и живописи, «защита поэтических обложек», «методы ассоциаций», «эльфхен», выразительное чтение, психологический настрой, опорная схема «Литературные направления и течения начала 20 века», ролевая игра, работа в группах. Словарная работа: реализм, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм. Учебное пространство: нестандартная расстановка парт, работа в группах: символисты, акмеисты, футуристы. Ход урока. I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ. Эмоциональный фон урока -музыка русского композитора А. Скрябина. Симфоническая поэма "Прометей". Атмосфера эпохи конца 19 века начала 20 . Задание: поделитесь впечатлениями и чувствами, которые вызывает эта музыка. Учитель: Выразительное чтение отрывка из поэмы А.Ахматовой «Поэма без героя». Задание:определите из текста название времени, вызывающего такую тревожность, о котором и пойдёт речь на нашем уроке. Учитель: О каком времени идет речь? Да, начало 20 столетия вошло в историю литературы под красивым именем «Серебряный век». Впервые в литературном творчестве выражение «серебряный век» было употреблено именно А. Ахматовой в «Поэме без героя», поэтому строки из этой поэмы станут эпиграфом урока. И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл.
Алгоритм урока. Что это за век? Условные границы периода. Значение названия эпохи. Литературные направления и течения начала 20 века. Традиции и новаторство. Синтез литературы, живописи и музыки. Роль и значение поэзии серебряного века. I.«Серебряный век»русской литературы. Что это за век? «Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?"— этот блоковский вопрос-ответ наводит к размышлениям о сложных противоречиях эпохи русской литературы конца 19 начала 20 века; Прослушивание текста «Русская литература конца 19 начала 20 века» по электронному учебнику. Итак, «Серебряный век». Что это за век? Словами современников. \Н. Бердяев\: «Это была эпоха пробуждения философской мысли, расцвета поэзии и искание интереса к мистике. Были открыты новые источники творческой жизни. II.Условные границы периода.Обратимся к границам периода Серебряного века. Проблемный вопрос: Каким периодом и какими историческими событиями можно очертить границы Серебряного века?
XIX век XX век 1880 год? 1890 год? 1917год? 1921год? -------------------------------------------► Однако, границы обозначаемого периода условны и определяются исследователями по-разному. Начало «серебряного века» большинство ученых датируют 1890-м годом, некоторые – 1880-м годом. Расхождения по поводу его конечной границы невелики (от 1917 до середины 1921года ). Постепенно утверждается точка зрения, что «серебряный век» подошел к концу в начале 1917-го года, когда произошла Октябрьская революция, и литература должна была стать орудием борьбы и партии. Однако и после 1917 года еще живы многие поэты, музыканты и художники, создававшие культуру «серебряного века», но характерная атмосфера свободы творческой индивидуальности той эпохи закончилась. III.Значение названия эпохи. Вопросы: Почему же этот период литературы рубежа веков называется Сереб¬ряным веком? А какие ассоциации возникают у вас в связи со словом «Серебряный век»? Луна – символ ущерба, умирания, ощущение грядущих перемен. В этом есть сходство с атмосферой эпохи. Раскроем значение термина «Серебряный век» согласно великорусскому словарю. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК – 1) термин, которым, по сложившейся в русской критике 20 в. традиции, обозначают искусство (прежде всего литературу) России рубежа 19–20 в. или начала 20 в. Постепенно термин «Серебряный век» закрепился за русской поэзией модернизма. Вывод."Солнце наивного реализма закатилось", — вынес свой приговор А. Блок. Это катастрофическое время требует от поэта нового языка. Так рождается новое литературное направление -модернизм , которое создает новые художественные миры бытия. РАБОТА СО СХЕМОЙ. IV. ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА 20 ВЕКА. Словарная работа. Реализм – ( от латинского «вещественный») – литературное направление, особенностями которого являются изображение жизни в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Модернизм – создание поэтической культуры ,содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира. Работа групп с текстами. Познакомиться с основными течениями поэзии модернизма, раскрыть их поэтические особенности. Задание: подготовиться к указанным вопросам, отражающим основную мысль текста. Текст для I группы – символистов. Вопросы:Когда оформляется символизм как направление в русской литературе? Что означает символ как главное средство тайных смыслов символизма? Текст для II группы. Вопросы : Кем и когда создано объединение акмеистов? Чем акмеизм противопоставлен символизму? Текст для III группы. Вопросы :Когда появился футуризм и каковы его особенности? В чем новаторство поэтики футуризма? Слово учителя: Серебряный век русской литературы поражает обилием талантов и стремительным многообразием .Для этого времени особым явлением стали и литературные объединения, которые появились как свидетельство о всеобщем интересе к искусству и поэзии модернизма. Особое место заняли: «Цех поэтов» акмеистов, группа «старших символистов», «Гилея » Кубофутуристов, а также «Башня», где бывала вся богема России. Здесь спорили представители разных течений, звучали стихи и музыка, обсуждались эстетические программы, а приглашенные и гости слушали. Проекты работ учащихся . «Особенности поэтических течений». Проект анализа стихотворений Бальмонта «Челн томленья», Гумилева «Шестое чувство», Маяковского «А вы могли бы?». Выразительное чтение поэтического текста. Выступление представителей групп. Выразительное чтение стихотворений Бальмонта «Челн томленья», Гумилева «Шестое чувство», Маяковского «А вы могли бы?» И.Северянина «Я гений». Слово учителя: Мы убедились, что в поэзии Серебряного века есть и новаторство ,и традиции ,и бунтарство. Словом, поэзия – это всплеск чувств, озарение, безумство и всегда потрясение. Сколько катастроф вобрал в себя период начала века! Надежды и разочарования, взлеты и падения, а что ждало человечество впереди? Этого никто не знал. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален. Работа с текстом. Новаторство и традиции модернистских течений. Ролевая игра «Представление».Выступление от имени представителей поэтических течений с индивидуальными программами своих групп. Задание: выразительно и артистично представить программу своей группы по предложенному тексту. Слово учителя: Я думаю, нам удалось создать и поэтическую атмосферу литературных объединений ,и раскрыть особенности модернистских течений , а также познакомиться с яркими представителями Серебряного века . Повторим , какими именами блистала поэзия Серебряного века ?. Интерактивное задание по электронному учебнику.Тренажер «Литературные направления»; Задание: соотнести фамилии поэтов с их с течениями, к которым они принадлежат? V.Cледующий этап нашей работы.Серебряный век – это синтез литературы, живописи и музыки. Никогда еще в русской культуре слово не было так тесно связано с живописью. Художники, тоже открывали новые формы и краски вечно живой изменчивой жизни. Особенно противоречиво было преображение жизни у футуристов .Обратимся к творчеству Каземира Малевича. Выступление эксперта в области живописи.Сдвинутые конструкции, поиски пространственных отношений приводят к созданию новых форм и красок, преобразующих мир. Вывод: словом, изменились способы воспроизведения действительности и в произведениях живописи.Убедиться в этом помогут и наши художники, отразившие особенности поэзии своих течений на макете обложки своего сборника. Выступление в роли художников. Защита творческого проекта. Представление макета обложки сборника поэзии символистов, акмеистов, футуристов. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим и философским началом. Похожее можно сказать и о музыке, где своеобразно проявляются веяния времени серебряного века. Особенно восхищает акмеизм Баха –это возвращение к реальному ощущению красоты мира и очарования. Выступление эксперта в области музыки. Исполнение учителем музыки И.С. Баха «Токата ре-минор». Слово учителя. Первым из искусств, выражающим подлинные чувства человека, была музыка, и с этим трудно не согласиться.Словом, «Серебряный век» - это искусство во всех его видах, оно стало универсальным взглядом на мир в литературе, живописи и музыке. Итог урока. «Метод ассоциаций». В завершении подведем итог ,ответив на вопрос: Какие ассоциации вызывает у вас период Серебряного века в литературе? Сделайте свой выбор из словесного ряда и аргументируйте. Серебряный век –это металл, мгновенность, поиск, тайна, возрождение, индивидуальность и т.д. Самостоятельная работа. «Эльфхен» (11-словие) . Слайд « Созвездия поэзии Серебряного века». Словом, стремление литературы Серебряного века выразить настроение эпохи и поиск новых путей, объединили творческие индивидуальности в яркие созвездия поэзии. Заключительное слово учителя. VI..Роль и значение поэзии серебряного века. «Серебряный век» открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии. Он учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека .А поиски поэтами «серебряного века» новых стихотворных форм, переосмысление ими роли творчества дают нам более глубокое понимание поэзии. Поэзия серебряного века прошла большой путь в очень сжатые сроки. Она возникла как стремление сказать в ней новое слово, вернуть ей жизненную силу. Поэзия обогатила русскую культуру и излучает свою энергию и поныне. Нить традиций не оборвалась. Впереди нас ждут новые и новые открытия. Спасибо всем за урок.