Автор: Федотова- Ерёмина Жанна Валерьевна школа-гимназия № 14, г. Астана
Урок литературного чтения «Сказки дедушки Корнея». Задачи: 1. Закрепить представление детей о сказках К.И.Чуковского. 2. Поддерживать интерес детей к знакомым литературным произведениям. 3. Совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность, умение инсценировать. 4. Воспитывать желание, прочитывать отрывки стихов, участвовать в литературной драматизации. Предварительная работа: чтение произведений К.И.Чуковского, разучивание отрывков наизусть, обыгрывание сценок, создание слайдов. Оборудование: книги К.И.Чуковского: “Федорино горе”, “Доктор Айболит”, “Мойдодыр”, “Телефон” «Топтыгин и лиса»; портрет К.И.Чуковского,слайды для презентации; таз с предметами для сказки “Мойдодыр”; хвосты; павлиньи перья; черный ящик; посуда разная; маски для сценки; два телефона. Ведущий: Здравствуйте, дорогие малыши. Сегодня мы отправимся в путешествие по произведениям одного очень известного детского писателя. Кто же он? Помогут узнать о нём герои его сказок и стихотворений. Сейчас я вам прочитаю отрывки из стихотворений и сказок, а вы мне потом скажете, как они называются. 1. Одеяло убежало, Улетела простыня, И подушка, как лягушка, Ускакала от меня. Мойдодыр 2. Я три ночи не спал, Я устал. Мне бы заснуть, Отдохнуть... Но только я лег - Звонок! - Кто говорит? - Носорог. - Что такое? - Беда! Беда! Бегите скорее сюда! Телефон 3. "Эй вы, звери, выходите, Крокодила победите, Чтобы жадный Крокодил Солнце в небо воротил!" Краденое солнце 4. Бедные, бедные звери! Воют, рыдают, ревут! В каждой берлоге И в каждой пещере Злого обжору клянут. Тараканище 5. Но вот из-за Нила Горилла идёт, Горилла идёт, Ведущий: Кто, же написал все эти произведения? Корней Иванович Чуковский (слайд 1),настоящее имя Корнейчуков Николай Васильевич поэт, прозаик, переводчик. В 2012году К.И Чуковскому исполнилось бы 130лет, поэтому у нас, сегодня праздник. Мы отмечаем юбилей. Родился Корней Иванович Чуковский 19 марта (31 по новому стилю) в Петербурге. Когда ему было три года, родители развелись, он остался с матерью. Жили на юге, в бедности. Учился в одесской гимназии. С юношеских лет вел трудовую жизнь, много читал, сам изучил английский и французский языки. В 1916 по приглашению Горького Чуковский руководит детским отделом издательства Парус и начинает писать для детей: стихотворные сказки Крокодил (1916), Мойдодыр (1923), Муха-цокотуха (1924), Бармалей (1925), Айболит (1929) и др.(слайд 2) В возрасте 87 лет К. Чуковский умер 28 октября 1968 в Кунцево. Похоронен в Переделкино, где он жил долгие годы. Ведущий: Ребята, скажите, вам нравятся произведения К.И. Чуковского? Я тоже много знаю его произведений. Хотите послушать? А давайте лучше посмотрим. (инсценировка сказки «Телефон») Ведущий: Ребята, посмотрите, кто это к нам идёт? (появляется Федора, читает отрывок наизусть) “Села бы я за стол, да стол за ворота ушел Ой, горе, мне горе, Федоре”. Ведущий: Кто это? (Федора). Ребята, Федора не поймет, почему все вещи от неё убежали, давайте ей напомним (Дети - 4 отрывка наизусть). Федора: “Ой, вы, бедные сиротки мои, Утюги и сковородки мои! (Федора плачет) Ведущий: Ребята вам жалко Федору? (Дети - да). Ну как же мы ей можем помочь? Федора: А вы отгадайте мои загадки, может посуда вернётся?
Загадки: 1. Если я пуста бываю, Про тебя не забываю, Но когда несу еду – Мимо рта я не пройду. (Ложка) 2. Он пыхтит как паровоз, Важно к верху держит нос. Пошумит, остепенится – Пригласит чайку напиться. (Самовар) 3. Скажите, как назвать её: Все в дырках зубы у неё, Но свёклу, редьку, хрен, морковку Она перетирает ловко. (Тёрка) 4. Как начнёт говорить – разговаривать, Надо чай поскорее заваривать. (Чайник) 5. Что налито в него, Видно очень хорошо. Сок, компот и молоко – Назовите мне его! (Стакан) 6. Она на кухне, на плите стоит, А в ней вкусный борщ кипит. (Кастрюля) 7. Они круглые такие, Белые или цветные, В них суп наливают И кашу кладут, Когда дети обеда ждут. (Тарелки) Федора: Молодцы ребятушки, отгадали. А где же посуда? Ведущая: А я, кажется, вижу, посуда прячется здесь, и сейчас мы её поищем. (Дети ищут посуду по залу и приносят на стол Федоре) Федора: Ох, спасибо детушки, помогли, а теперь я вас чаем угощу, из самовара. Ведущая: Ребята, какие вы молодцы. Как вам благодарна бабушка Федора. Знаете, когда вы помогали Федоре, я заметила, что к нам пришли гости ёще из одной сказки. Посмотрим? ( инсценировка сказки «Путаница» (игра с залом)) Ведущая: К.И.Чуковский писал не только сказки для детей, но и стихотворения. К сожалению, я ни одного стихотворения не знаю. Как же быть, так хочется послушать, ведь все стихи для детей. Я знаю, недавно в одном из первых классов, дети рассказывали стихи К.И. Чуковского. Давайте их, пригласим (первоклассники рассказывают стихи). Ведущая: Смотрите, чёрный ящик. Откуда он здесь взялся? Давайте посмотрим, что там внутри. (перья, хвосты, ). Из какой сказки эти предметы? (пожимает плечами , показывая незнание). Ребята, а вы знаете? (нет) Хотите узнать? (да) ,тогда давайте посмотрим. (инсценировка сказки «Топтыгин и лиса»). Ведущая: На этом наш праздник подошёл к концу. Спасибо всем кто путешествовал с нами по сказкам К.И.Чуковского.
Здравствуйте Жанна Валерьевна мне очень понравилась ваша разработка. Рассказала и показала учителя начальных классов своей школы. Сама в детстве любила эти стихи и сказки. Я преподаю в 1 классе возьму что нибудь из вашего материала для урока. Спасибо.
Обожаю литературные праздники, посвященные творчеству поэтов и писателей. Данный урок насыщенный. Дети узнали много интересных фактов из жизни и творчества Корнея Ивановича Чуковского, повторили его прекрасные сказки, разгадали много загадок и показали своё актерское мастерство. Спасибо за урок.
Спасибо за урок! Действительно, это сказки нашего детства! Это мероприятие поможет учащимся расширить свое представление о творчестве великого сказочника, о доброте, человечности, а также развивает навыки выразительного чтения, актерского мастерства, прививает любовь к чтению. Удачи Вам в Ваших начинаниях!
С удовольствием прочитала разработку, хотя работаю в старших классах. Словно окунулась в детство. На этих сказках мы росли. Конечно, наши дети тоже должны знать творчество великих сказочников. Очень удачная разработка. Спасибо.
Жанна Валерьевна, мне понравился ваш материал тем, что его можно использовать на внеклассном мероприятии, и загадки подойдут блестяще на начало урока во время разминки, я очень часто настраиваю детей на урок литературы подобными заданиями. С Днём учителя Вас поздравляю! Счастья в жизни Вам желаю!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]